Домой Урбанистика Локальная идентичность Может ли культура приносить доход и развивать города?

Может ли культура приносить доход и развивать города?

135
0

Дискуссия на эту тему состоялась в рамках форума «Зодчество ВРН 2024», который прошёл в Воронеже с 31 мая по 1 июня.

Принято считать, что культура – дотационная отрасль. Материальное и нематериальное наследие постоянно требует инвестиций, и самоокупаемость в таких проектах – мечта и труднодостижимый результат. Однако, пример Коломны говорит об обратном: его даже можно назвать “экономическим чудом”, построенном на технологии распаковки символов и смыслов, грамотном управлении историко-культурным наследием. Этот результат показывает, что мечты достижимы не “где-то за далеким горизонтом”.

Опыт нижегородских коллег и их «Заповедные кварталы», вывески и дизайн-код Рыбинска, примеры грамотного воссоздания и управления в ряде усадеб, действующие проекты и культурные пространства в исторических зданиях в разных регионах России показывают, что возможно не просто сохранять наследие, но и развивать территорию с опорой на историю, культуру, символы и смыслы.

В дискуссии приняли участие Дмитрий Ойнас, президент АНО Деловой клуб «Наследие и экономика» (Москва), Юлия Крузе, к. юр. н., доц. кафедры «Культурология» Института дизайна и искусства НГАСУ (Нижний Новгород), Максим Шипилин, предприниматель, сооснователь креативного пространства ЧИРКОВЪ (Бирск), Владимир Чесноков, к.и.н, доц. кафедры композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия ВГТУ (Воронеж), Александр Никитин, председатель воронежского отделения ВООПиК (Воронеж). Модератор: Алла Рам, директор АНО Центр инициатив городского развития «Точка» (Воронеж).

Основное направление дискуссии задало выступление Дмитрия Ойнаса на примере его опыта работы в различных культурных проектах, основанных на интерпретации наследия.

Будущее в виде новых технологий и «искусственного интеллекта» врывается в нашу жизнь уже сейчас, поэтому важно не новое, а настоящее, актуальное. Мы хотим жить в эпохе актуального, потому что оно доставляет нам радость именно сейчас в настоящем.

Мы перешли  от экономики внимания к экономике участия и впечатлений. Всё, что мы делаем, должно привлекать и вовлекать. Старые модели маркетинга и менеджмента односторонни, а сегодня люди хотят участвовать во всём сами: писать твиты, блоги, фотографировать, делиться мыслями и впечатлениями, взаимодействовать, делать своими руками. От эпохи потока информации мы переходим к эпохе вдохновения, то есть продукт должен вдохновлять людей на действия.

То есть будущее развитие креативной экономики находится за пределами брендов. Бренды легко заменяемы. Нужно создавать не то, что претендует на незаменимость, а неотразимое — то, перед чем люди не смогут устоять.

Для того, чтоб этого достичь, нужно подумать о следующих аспектах:

  1.  Таинственность. Чем больше люди о чём-то знают, тем меньше у них интереса. Их притягивают истории, а не информация. Работа должна быть похожа на работу «рассказчика». Именно «рассказчики» в ближайшем будущем будут зарабатывать больше всех.
  2. Чувственность. Мы познаём мир через свои пять чувств одновременно. Большинство брендов обращаются только к двум. Необъодимо найти способ вовлечь все пять.
  3. Ощущение близости. При всей своей таинственности мы должны быть на одной волне со своими потребителями и мы должны быть на равных: не давать указания, а только помогать и советовать.

Объясняя человеку в чём ценность места или продукта, мы усиливаем интерес к взаимодействию. В новой парадигме не продукт доставляется к потребителю, а потребитель едет за продуктом и везёт его к себе. Это даёт возможности для развития туризма на территории. Упаковывая слои уникальности в разные форматы, создаём разные продукты вокруг одного предмета, формируя единый кластер. Возрождение не только продуктов, но и культурных традиций вокруг него.

При взгляде на предмет у себя дома, человек вспоминает эмоции и хочет их повторить и ими поделиться. 

Немало важно формировать творческое сообщество вокруг культурного кластера, которое переосмысляет наследие в новые формы.

Финализируя обсуждение Дмитрий Ойнас подчеркнул, что нужно вкладываться не столько в объекты культурного наследия, сколько в проекты их последующего бережного использования, возрождающие традиции и искать под них ресурсы. Собирать ресурсы вокруг идей.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
5/5 - (1 голос)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.