САРСОЧИ
Для сочинского архитектора Григория Назарьяна архитектура стала главным делом всей его жизни, ей он отдал полвека. Григория Хачиковича уже давно нет с нами. Но то, что он создал, – каждый день на виду. Начиная от простого, но изысканного здания Сочинского Главпочтамта, заканчивая воинским Мемориалом в Завокзальном микрорайоне.
Григорий Хачикович – старейший архитектор Сочи, ветеран Великой Отечественной войны. За свои воинские подвиги он награждён французским орденом «Военный крест». Назарьян, будучи начальником штаба батальона, 27-летним капитаном, вместе с другими бойцами спас возле Кёнигсберга после падения самолёта лётчика эскадрильи «Нормандия – Неман». Помимо редкой иностранной награды, боевые заслуги по достоинству отмечены орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, несколькими медалями.
В тридцатые годы Григорий Назарьян жил в Сухуми, закончил там семь классов. Во время учёбы увлекался многим, учился в музыкальной школе игре на скрипке, много рисовал. Играл за детскую и взрослую команду в футбол. Ребята-сверстники, несколько человек, решили ехать в Москву, поступать на рабфак архитектурного факультета института. Отец Григория Хачиковича был сапожником и, как рассказывал в интервью сам архитектор: «жили мы не слишком богато», но отец был настоящим мастером своего дела, основным заказчиком у него был сам Нестор Лакоба, председатель Совнаркома Абхазии. Именно Нестору Лакобе было предназначено сыграть решающую роль в судьбе будущего сочинского зодчего. После того, как уже в Москве выяснилось, что Назарьян не может по возрасту поступить на рабфак, Нестор Лакоба написал письмо министру тяжёлого машиностроения Серго Орджоникидзе с просьбой помочь молодому земляку. И после личной встречи с Орджоникидзе Назарьяна приняли на архитектурный факультет.
После соответствующих экзаменов – по рисунку и математике — его приняли сразу на 2-й курс рабфака. По окончании рабфака, уже студентом архитектурного института, Григорий Хачикович не оставил своего увлечения музыкой. В духе времени он отдавал предпочтение теперь саксофону и кларнету. Это неплохо удавалось. В 1938–1939 годах зарабатывал себе «на пропитание», играя в популярном в те годы джаз-оркестре под управлением Варламова.
На третьем курсе преподавать на курс, где учился Назарьян, пришёл не кто иной, как один из выдающихся русских архитекторов, академик Жолтовский. И началось «восхождение» молодого архитектора к вершинам профессии. Успешное постижение архитектуры как искусства и технологии прервала война. И после окончания Великой Отечественной командование, убедившееся в способностях капитана Назарьяна, направляло его в Военную академию им. М.В. Фрунзе. Но Назарьян рвался к мирному труду.
Институт закончил лишь в 1949-м. Судьба забросила в город Фрунзе (ныне Бишкек). Там, надо надеяться, до сих пор сохранились здания Дома правительства, Политехнического института, построенные по проектам Григория Хачиковича Назарьяна. А вот в Сочи Назарьян попал по приглашению в коллектив процветающего в начале шестидесятых головного института архитектуры курорта «Гипрокоммунстрой».
За почти сорокалетнее служение зодчеству в годы бурного строительства Сочи, когда ещё архитекторы боролись за свои идеи и побеждали, Григорий Хачикович создаёт образцы своего стиля. Кстати, в разных архитектурных манерах, но удивительно гармонирующие с сочинским архитектурным обликом: Главпочтамт, санаторий имени Фрунзе – основные административные здания, торговые центры в Адлере и Лазаревском, даже… бассейны в санаториях «Сочи» и «Прогресс». В нашем городе здания, построенные им, до сих пор среди главных архитектурных жемчужин.
Теперь можно водить экскурсии по объектам, спроектированным Назарьяном, чтобы узнать, каков же он был, замысел уникального и неповторимого курорта.
Григорий Хачикович Назарьян – обладатель почётных титулов Международной академии архитектуры, член ветеранского объединения полка «Нормандия – Неман», обладатель множества архитектурных премий. Буквально до последних лет жизни он был в строю и не переставал работать.
В Сочинском Союзе архитекторов Назарьяна все любили за его бесподобный юмор и постоянную готовность прийти на помощь. Всегда, в любом деле. Нынешний председатель Союза архитекторов Сочи Федор Афуксениди вспоминает, каким мастером точных коротких фраз был Григорий Хачикович. Его афоризмы разлетались мгновенно. Их до сих пор помнят многие архитекторы «сочинской школы». «Заветы» Назарьяна хорошо усвоили наши сочинские архитекторы. Главный из них аналогичен медицинскому «не навреди». А основной – не забывать о сути профессии. И чаще задумываться над точным и образным определением – «застывшая музыка». Назарьяну это удавалось.