22 и 23 октября 2018 года в Санкт-Петербурге прошёл Форум стратегов 2018, в работе которого принял участие Николай Александрович Гришин, главный инженер ООО Архитектурное бюро «ГОР-ПРОЕКТ», советник РААСН, член сочинской организации Союза архитекторов России.
Форум стратегов проводится в Санкт-Петербурге ежегодно с 2002 года и стал основной площадкой для обсуждения методов и механизмов стратегического планирования и конструктивной дискуссии по самым важным и острым вопросам реализации стратегий и комплексных проектов развития городов и регионов Российской Федерации. В программе Форума стратегов 2018 нашли отражение актуальные запросы сообщества стратегов, концентрирующиеся вокруг двух стержневых тем: механика стратегирования и содержание стратегий.
Выступая на сессии-дискуссии «Совместная повестка для сотрудничества в регионе Чёрного моря», Н. А. Гришин представил доклад «Влияние инфраструктуры морского туризма и транспорта на стратегию развития черноморского побережья Краснодарского края». Сегодня мы публикуем его материалы на нашем сайте.
Общая информация
Протяжённость Черноморского побережья России в границах Краснодарского края от реки Псоу на юго-востоке до мыса Панагия (Керченского пролива) на северо-западе составляет 215 морских миль (~ 400 км). На этом побережье расположены пять крупных муниципальных образований: Анапа, Геленджик, Сочи, Новороссийск и Туапсе, первые три из которых являются городами-курортами. Общая численность населения береговой зоны – 1.3 млн. чел. За 2017 год курорты Краснодарского края посетило около 16 млн. туристов.
Морская транспортная инфраструктура
На сегодняшний день на Черноморском побережье Краснодарского края функционирует пять портов: Тамань, Анапа, Новороссийск, Туапсе и Сочи. Грузооборот этих портов составляет треть всего морского грузооборота России.
Из этих портов только Сочи и Новороссийск имеют современные причалы для круизных лайнеров.
Начинается реконструкция порта Геленджик с выводом из него грузовой составляющей.
В части развития яхтинга — на Черноморском побережье Краснодарского края имеются всего две марины 2-го поколения: «Гранд-марина» в порту Сочи и «Имеретинская» в грузовом районе порта Сочи в Адлере.
Марины «Анапа-марина» и «Озеро Змеиное» в Анапе, «Алексино», «Семь футов» и «Русское море» в Новороссийске, «Тонкий мыс» в Геленджике, «Торнадо» в пос. Новомихайловском Туапсинского района и ФГУП «Югспорт» в Сочи нельзя назвать полноценными маринами по целому ряду факторов.
Кроме того, в крупных населённых пунктах есть рейдовые причалы в различном техническом состоянии.
Влияние инфраструктуры морского туризма и транспорта на стратегию развития Черноморского побережья Краснодарского края
В результате реализации комплексного подхода к интеграции объектов инфраструктуры морского туризма и транспорта в стратегию развития Черноморского побережья Краснодарского края будут достигнуты позитивные результаты по следующим аспектам:
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
- повышение уровня обеспечения градостроительной безопасности прибрежных урбанизированных территорий;
- предупреждение бессистемной застройки прибрежной полосы;
- создание района интенсивного яхтинга как элемента Средиземноморского морского туризма;
- развитие периферийных районов побережья.
АРХИТЕКТУРА И БЛАГОУСТРОЙСТВО
- изменение архитектурного облика береговой зоны внесением принципиально новых транспортно-рекреационных комплексов;
- качественное изменение среды прибрежных территорий.
ТРАНСПОРТ – ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ
- снижение нагрузки на береговую транспортную сеть;
- сокращение времени в пути и повышение комфортности вдольберегового пассажирского сообщения;
- обеспечение удобства ТПУ введением в них морской составляющей.
ЭКОНОМИКА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
- повышение привлекательности региона для туристов широкого спектра интересов и запросов;
- привлечение инвестиций на побережье;
- стимулирование развития новых отраслей промышленности в регионе;
- увеличение гостиничной емкости морской курортной зоны.
БЕРЕГОЗАЩИТА И РЕКРЕАЦИЯ
- оптимизация берегозащитных сооружений;
- создание рекреационных пляжей;
- трансформация депрессивных территорий в курортную среду;
- формирование новых общественных пространств – набережных и парков.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
- создание новых рабочих мест в различных городских сферах: строительстве, бытовом обслуживании, общественном питании и др.;
- полноценное задействование рекреационных ресурсов в климатолечении.
ЭКОЛОГИЯ
-
- оздоровление территории побережья и приурезовой акватории;
- позитивное влияние на литодинамику побережья и развитие биоценоза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие инфраструктуры морского туризма и транспорта имеет стратегически важное значение для обеспечения роста:
- экологической устойчивости,
- градостроительной безопасности,
- инвестиционной привлекательности,
- комплексного рекреационного потенциала,
- доступности и комфортности береговой зоны Черноморского побережья Краснодарского края.