Испокон веков одним из основных градообразующих факторов в истории развития городов являются производство (ремесло) и рынок с регулярным товарообменом, где местное население реализует свою продукцию и удовлетворяет свои потребности в других товарах. Посудите сами: в центре Москвы рынок — Охотный Ряд, в центре Санкт-Петербурга и Уфы — Гостиный Двор, да и в центре Сочи также есть рынок, не говоря уже про Вавилон, Карфаген, Венецию, Стамбул и многие-многие другие. На городских предприятиях основывается покупательская способность и, как результат, система налогообложения города. Последняя правда зависти от многих других факторов и значительно варьируется. Так на Руси налог был подушевой, Америка налогом облагала земельные участки… Но я вернусь к рынкам и производству.

Что город производит и кому потом продаёт?

Это могут быть пряники, самовары, пуховые платки, шоколад, часы, тюльпаны, здоровье, знания и технологии — всё то, что является изюминкой города. Всё зависит от специфики города, его местоположения, его, скажем так, призвания. Город Сочи, к примеру, исторически был городом-курортом и нести здоровье народу было его целью. Но времена изменились и сейчас сложно сказать, в каком направлении развиваются постсоветские города.

Когда наступает кризис в развитии города?

Либо в тот момент, когда на рынке купить нечего, как в 1990-е, либо когда товара так много, что глаза разбегаются, в итоге покупаешь юбку, шарфик, брюки, шляпку, перчатки и очки, когда на самом деле нужна была всего лишь тесьма. В первом случае, город ждёт запустение и развитие преступности, во втором — происходит распад города на части: одни регионы живут хорошо, другие чуть попроще, третьи очень плохо. В результате этого возникает второй вопрос: а как в таком случае развивать город, как поднять город на более высокий уровень и выровнять качество жизни в его районах?

Систематически и целенаправленно. Налаживаем производство и выходим на рынок. Несомненно, гораздо проще, а главное, быстрее сказать, чем сделать. Сперва следует проанализировать прошлый опыт развития города: в чём он был успешен и какой областью или каким товаром город привлекал людей из вне. Например, для Сочи это, несомненно, туризм и оздоровительная база. Красная Поляна на протяжении многих лет активно позиционирует себя как регион горно-лыжного и культурного отдыха, а для другого города России это может быть абсолютно иная деятельность. Если же город имел предназначение промышленного характера, но, к примеру, за последние десятилетия индустрия сошла на нет и город больше не является ни промышленным, ни каким-либо другим, то здесь необходим поиск своих более глубинных смыслов, оснований, на базе которых и следует развиваться городу дальше. 

Следующим шагом будет создание стратегии развития города, учитывая его будущие рыночные возможности. Здесь необходимо отметить, что согласно градостроительному кодексу РФ, генеральный план формируется на ближайшие 20 лет, при этом как сама стратегия развития, так и генеральный план должны быть составлены на основании изучения существующей демографической ситуации в городе и прогнозируемых изменениях демографических процессов таких как смертность, рождаемость, миграция, с целью определить то количество человек, для которых в будущем будут построено жилье и развита социальная инфраструктура, кто будет приобретать всё то, что город будет производить.

Важный этап — работа с людьми.

Администрациям и её департаментам необходимо уметь настраивать конструктивный контакт между собой, девелоперами и населением. Контакт, направленный на сотрудничество в долгосрочной перспективе — 10-20 лет, а то и больше. В канадском городе Ванкувер такая система была запущена в далёкие 1970-е годы. Тогда администрацией города удалось наладить диалог с населением, который длится на протяжении пятидесяти лет. В результате систематического подхода в градостроительстве на основе диалога с горожанами Ванкувер трижды — в 2005, 2007, 2009 годах — получал звание «лучшего города Земли» по версии журнала The Economist. При этом вовсе необязательно все свободные земельные участки застраивать небоскрёбами и превращать город в бизнес-центр: город коротких расстояний, компактный и удобный для человека, с развитой системой ритэйла — вот будущее для городов России и всего постсоветского пространства.

Главное начать, создать и запустить систему развития рынка города с целью улучшения качества жизни, а потом, что также потребует определённых усилий, поддерживать работу системы на нужном уровне.

Подводя итог размышления хочу спросить: чего Вы больше хотите, продолжать жить так, как Вы живёте, ещё несколько десятилетий или Вы готовы потрудиться, чтобы жить в городе Вашей мечты?

5/5 - (2 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.