Домой Город Городская среда Город, жители и бизнес

Город, жители и бизнес

2968
2
Источник: www.kisspng.com

Существует весьма распространённое мнение о том, что в городе всё должна делать администрация, и если на его улицах появляются проблемы, то она же и виновата. Да, администрация — важный городской узел, однако, многие люди недооценивают бизнес, который способен влиять на развитие городской среды зачастую быстрее и эффективнее администрации. И сия теория доказана опытом многих городов, как в России, так и в мире. Эта статья рассмотрит несколько примеров тому.


Любой город состоит из улиц, в свою очередь бизнес — уникальный индикатор здоровья улиц, а значит и самого города. Если Вам непонятно, почему на той или иной улице процветает упадок, а жители постоянно жалуются на проблемы (которые, фактически, — результат чего-то более глубокого), то спросите бизнес: «Почему Вы не открылись на улице N?». И услышите примерно следующее: «Да место там не прибыльное — людей там нет!». Затем спросите у горожан, почему они не гуляют по улице N, и вы поймёте, что там грязно, нет тротуаров или они узкие (и мамы с колясками гуляют по соседней улице), вечером на ней темно или опасно. Более того, есть бизнес, ориентированный на клиента определённого уровня достатка, и в таком случае будет возникать борьба за лакомые куски лакомых улиц.

Бизнес — это сложная система, которая в упрощённом виде выглядит примерно так: люди+люди=$ — одни открывают своё дело и продают что-нибудь, другие это что-нибудь покупают. Однако люди всегда идут за любовью, за позитивными эмоциями. За них и платят. Не верите? Начните хамить своим клиентам. Просто так. И получите результат и последствия.

Как проявить любовь к делу и к людям? Качеством услуг и хорошим отношением. Забота — это то, что личность считывает автоматически. Именно поэтому каждый отдельно взятый бизнесмен заинтересован, чтобы люди приходили именно к нему и оставляли свои деньги именно у него. Вот почему бизнес ремонтирует фасады зданий и их фрагменты, кладёт брусчатку вокруг своего кафе, устанавливает уличное освещение напротив своих витрин, скамейки, урны и т.д. и т.п. В отдельных случаях бизнес строит здания и сооружения, влияя на городскую среду и инфраструктуру (ресторан «Макдоналдс» на ул. Поярко, ТРЦ «Моремол», магазин «Бенеттон» на Платановой Аллее, ТРЦ «Атриум», ресторан «Санремо» на приморской набережной, отель «Звёздный»).

В своей книге «Жизнь и смерть больших американских городов» жительница Нью-Йорка и урбанист по профессии Джейн Джейкобс закрепила именно за бизнесом главную роль в установлении безопасности городских улиц, поскольку именно владельцы магазинов и кафе следили за качеством городской среды, освещением дорог. Конечно, какому же грабителю захочется нападать в ярко освещённом месте у всех на виду.

Такова система замкнутого цикла: бизнес выбирает для себя улицы, где есть поток пешеходов, а значит потенциальных клиентов, в то же время бизнес начинает поддерживать качество городской среды вокруг себя для поддержания потока клиентов. Круг замкнулся.

В качестве примера возьмём не Нью-Йорк, а Сочи. Два участка на приморской набережной с разной судьбой. Один — лестница-спуск у библиотеки имени А.С. Пушкина, другой — лестница-спуск у отеля «Pullman» и Олимпийского университета. Ведущий прямо к морю, первый участок долгое время служил для жителей и туристов основным средством спуска вниз: красивое историческое здание библиотеки, живописная лестница, окружённая ветвистыми деревьями, в летнюю жару отбрасывающих прохладные и живописные тени.  Единственным его недостатком всегда  являлось плохое освещение. Но т.к. участок проходной, то на нём издавна обосновался бизнес — кафе различной кухни. Второй участок десятилетиями был заброшен, порос колючками, был  непригоден для коммуникации.

Спуск к морю у библиотеки им. А.С. Пушкина

Но всё изменилось год назад, когда у подножия спуска от библиотеки организовали место для курения, и получилось, что и жители города, и туристы попадают в зону дыма и окурков. Не самое приятное завершение пути к морю, согласитесь.

Зона для курения на приморской набережной

В свою очередь, второй участок силами бизнеса был преображён до неузнаваемости. Он был расчищен, лестница реконструирована и благоустроена. На ней появилось освещение, новое покрытие и высокие поручни — красота и безопасность. Более того, простая лестница-связь стала фото-точкой, где люди могут фотографироваться на фоне красивого неба, синего моря, и ярких закатов. Второй участок стал более привлекательным, чем первый.

Два разных мира: часть участка слева продолжает оставаться без реконструкции. Справа — обновлённая лестница-связь.

Конечно же, бизнес первого моментально отреагировал — изменил направление кухни и выставил на набережной агента, приглашающего людей в ресторан.

Чем выгодна красивая, благоустроенная и удобная для пешеходов городская среда? Во-первых, облик города преображается. По словам Джейн Джейкобс, «если улицы города выглядят интересно, интересным выглядит и сам город», что для Сочи, как города-курорта крайняя необходимость. В противном случае, весь город рискует выглядеть унылым. Во-вторых, комфортная улица это не только общественное пространство, но и возможность для горожан открыть своё дело. А бизнес, как мы уже выяснили, способен внести свой вклад в развитие городской среды. И последнее, красивые и удобные улицы города становятся объектом человеческого восприятия, вызывая позитивные эмоции и делая людей счастливыми.

Здесь важно отметить, что любой человек воспринимает городскую среду через ощущения — органы чувств. На что смотрит человек из окон кафе или магазина — на парковку, мусорные баки, фасад исторического здания, цветущие деревья? Чем пахнет на улице, где расположен ваш бизнес — цветами или чем-то неприятным? Чувствует ли себя посетитель безопасно и достойно в вашем заведении? Испытывает ли он уважение и любовь к себе?

Ну, хорошо, скажете Вы, убедил. Но как разорвать замкнутый круг проблем в городской среде? Есть система. Здесь нужен конструктивный диалог между жителями города (городскими сообществами), бизнесом и администрацией, направленный на решение проблемы. Инициировать такой диалог способны и сами горожане. Жители и сообщества активных горожан могут выявлять проблемные участки улиц, предлагая свои варианты решения проблем, а также действуя в рамках имеющихся возможностей. Согласитесь, достаточно организовать ежемесячный субботник (с последующей жаркой шашлыков), чтобы двор изменился до неузнаваемости (было бы желание). Администрация, в свою очередь, совместно с жителями может  найти бизнес (а его, кстати, могут запустить и сами жители), который готов развивать тот или иной участок, работая и получая прибыль.

Конечно, это не «средство от всех болезней», ибо каждый случай уникален, но весьма эффективный ход: жители получают качество услуг, бизнес получает клиентов и прибыль, а на улицу возвращается порядок (поддержка которого — задача уже самих жителей).

Вывод: бизнес является сильным мотивирующим фактором для поддержания городской среды в высоком качестве. Для перемен на улицах города необходим конструктивный диалог между горожанами и городскими сообществами, администрацией и бизнесом. Действия по улучшению качества городской среды могут быть индивидуальными для каждого конкретного случая.

5/5 - (5 голосов)

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.