Домой Сообщество Мнение эксперта Утопленные деньги, потерянный берег… или к чему ведут непродуманные решения

Утопленные деньги, потерянный берег… или к чему ведут непродуманные решения

5604
0

На стратегической сессии Черноморской экономической зоны, которая прошла в г. Новороссийск в начале июня этого года, советник РААСН, эксперт Департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края Николай Александрович Гришин представил доклад «Утопленные деньги, потерянный берег… или к чему ведут непродуманные решения».


Территория Краснодарского края занимает площадь 75,5 тысяч квадратных километров. Протяжённость Черноморского побережья в границах края – менее 400 км. На каждого жителя Краснодарсого края приходится 7 сантиметров берега Чёрного моря. На каждого жителя страны, с учётом рекреационно привлекательного побережья Крыма (ещё 800 км) – 8 миллиметров.

К огромному сожалению, очень часто решения о строительстве каких-то объектов (как общегражданских, так и специализированных) принимаются без учёта мнения местных специалистов в этой области.

Одно из них — решение построить морской порт в устье реки Сочи. Это привело к исчезновению пляжей и потребовало в дальнейшем весьма дорогостоящие мероприятия по их искусственному восстановлению. Но сегодня ситуацию вокруг сочинского морского порта можно привести в качестве прекрасного примера, как из ранее неправильного решения можно найти разумный выход: не ухудшив ситуацию, значительно улучшить возможности объекта.

В результате реконструкции сочинского морского порта в рамках программы подготовки к олимпийским играм 2014 года появилась круизная гавань, которая в состоянии принять любые современные круизные суда. В то же время предложено использовать старую акваторию порта под марину второго поколения для того, чтобы дать импульс для развития яхтинга, что и было реализовано по проектным предложениям ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ».

Если в 2014 году, когда марина только появилась (даже в период проведения олимпийских игр), она была пустой, были только плавпричалы с нарезкой акватории на стояночные места, то на сегодняшний день её круглогодичная заполняемость более 80%. Вот пример того, как грамотно, разумно и эффективно можно исправить старые ошибки.

С другой стороны, есть решения, которые наносят очень серьёзный ущерб городу, не привнося ему никаких положительных эффектов. Например, порт в Имеретинке (точнее грузовой терминал Сочинского морского порта). На старой фотографии видно, какой ширины были имеретинские пляжи до строительства порта.

На карте морских глубин видно, что к тому месту, где собрались строить новый порт, подходят три глубоководных каньона, которые в значительной степени усложняют строительство. Гидротехническое сооружение, которое там появится, остановит вдольбереговой поток наносов, питающих пляжи Имеретинской низменности.

В начале 2000-х группа специалистов ЮгАкадемЦентра под руководством Н.А. Гришина, разработала градостроительную концепцию развития всего побережья Адлерского района. В ней говорилось, что категорически нельзя строить никакие гидротехнические сооружения, останавливающие вдольбереговой поток наносов в междуречье Мзымта-Псоу. Эта концепция была представлена на градсовете г. Сочи, где получила одобрение. Кроме того, это одна из немногих работ, которая  получила положительное заключение Главгосэкспертизы, в том числе экологов Краснодарского края. В этой концепции специалисты предлагали сделать порт в районе железнодорожной станции «Адлер». К плюсам от соседства с железнодорожной станцией можно также добавить  проходящую рядом автотрассу, которая потом идёт в Красную Поляну, что позволит получить современный многофункциональный транспортно-пересадочный узел (3 вида транспорта). Самое главное, что глубины позволяют там удобно разместить порт без значительных капиталовложений. Такое решение не нанесло бы никакого вреда Имеретинской низменности.

Тем не менее, когда началась эпопея с возведением оградительных сооружений, то представитель компании инициатора строительства порта в частной беседе на вопрос: зачем вы здесь хотите строить порт, ответил: у нас тут несколько коттеджей, мы что не можем возле них порт построить? В результате содружества жадности с глупостью и ленью привело к тому, что близко к коттеджам был построен порт, который оказался в силу стечения обстоятельств никому не нужен ни для строительства олимпиады, ни сейчас. Но зато вред от него колоссальный: он остановил вдольбереговой поток наносов и в результате, как видно на последующих фотографиях, сам порт отнял километр береговой полосы и ещё километр пляжей на сегодняшний день уже потерян.

Как и предупреждали специалисты, начался низовой размыв и пляж начало уносить. Берегозащитные сооружения были построены по проекту какого-то светила гидротехники из Москвы, где применено оградительное сооружение откосного типа. Обычно такое решение используется на реках с течением без волны, но здесь оно превратилось в великолепную аппарель (или пандус) для лёгкого и изящного взбегания волны на набережную и смыва как набережной, так и всего того, что находится за ней.

С учётом того, что пляж начало размывать, а эти сооружения начали обрушаться, волна торжественно выплёскивалась на берег, то срочно было принято решение возвести каменно-набросную берму.

И хотя сочинские специалисты считали, что сделать можно было всё по-другому, её насыпали. Но, как выяснилось, она тоже не оказалась панацеей, и в итоге было принято решение построить ещё козырёк высотой 1,2 м.

Этот козырёк превратил набережную в закрытое пространство, откуда море видно только если привстать на цыпочки, а пляжа там нет.

Таким образом, строительство порта привело к тому, что потеряно 2 км особо ценной пляжной территории. Как показывают старые фотографии, пляжи в районе мыса Константиновский были шириной не менее 50 м. Когда шло проектирование этого порта, Н.А. Гришин высказывал руководителю строительства сожаления о том, что город-курорт Сочи потеряет особо ценный свой ресурс — пляжи. На что получил ответ: да ладно, мы обеспечим переброску пляжеобразующего материала на участок береговой линии ниже порта. Когда сочинский специалист усомнился в ежегодном перемещении примерно 40 000 кубов, то было заверено: «три баржи, и мы всё сделаем». Но уже тогда специалистам было понятно, что никто это делать не будет.

Что в итоге? В результате непродуманных действий мы теряем берег, пляжей нет, возник порт, который никому не нужен и в котором стоять безопасно невозможно. Даже на изображении из гугла видно, что при южном ветре эти гидротехнические сооружения могут обеспечить безопасную стоянку незначительного количества яхт. Поэтому, это утопленные деньги, угробленный берег, причём это ещё не конец, так как пляж продолжает уносить. Недавно на градсовете Николай Гришин рассказал обо всём об этом главе города, на что получил ответ: ну вы рассматриваете перспективу, которая наступит через 100 лет. Однако специалист уверен, что это перспектива ближайших пяти лет. Море очень быстро исправляет все ошибки, допущенные человеком, поскольку живёт по своим законам.

Но это ещё не всё.

В Сочи в рамках подготовки к олимпийским играм торжественно построили 7 портопунктов: Адлер, Курортный городок, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Лоо, Лазаревское.

Ещё с советских времён, когда здесь активно эксплуатировался парк судов прибрежного каботажа на «коротком плече» сообщения, было известно, что в наших условиях при далеко не всегда спокойной волне с моря рейдовый причал не в состоянии обеспечить безопасную швартовку судов, даже просто подход к причалу, а тем более посадку и высадку пассажиров. Поэтому рейдовые причалы в таких условиях, как наше море, не эффективны.

Тем не менее их построили и, выполняя приказ минтранса об обеспечении безопасности на объектах министерства, вход на них людям закрыт. А подход к этим причалам запрещён для всех судов, кроме судов аккредитованных компаний. У нас нет компаний с аккредитованным флотом судов, у нас вообще на сегодняшний день нет компаний с флотом судов прибрежного пассажирского сообщения. Безопасных причалов нет, потому что это могут быть только марины, но зато есть эти бетонные монстры, которые совершенно никому не нужны, потому что даже вход людей на них запрещён и подход чужих судов тоже. Тогда замечательный вопрос: зачем всё это построено за колоссальное количество денег? Вот яркая иллюстрация того, как непродуманные решения ведут к строительству невостребованных сооружений.

Но не только в Сочи есть негативные примеры и не только бюджетные деньги тратятся столь бездумно. Вот, например, в посёлке Новомихайловский построена марина.

Марина строилась пионерным способом, когда со стороны берега в море обычными сухопутными транспортными средствами отсыпаются оградительные сооружения. Но при этом надо понимать, что это должно делаться из специальных материалов, например, из глыбового (рваного) камня. Но делалось по-другому. Отсыпка велась из несортированной горной массы, бульдозер разравнивал верх, чтобы грузовик мог проехать дальше.

В результате штормы вымыли всю мелкую фракцию, которая в свою очередь осела и отложилась внутри бухты в виде пляжа. Но пляж внутри марины в России запрещён санитарными нормами. При этом безопасное маневрирование яхт в марине обеспечить невозможно из-за выступающего скальника, но зато внутри марины есть чудесный пляж. Вот бездумный пример растраты частных денег. Потом была предпринята попытка остановить разрушение молов, замонолитив бетоном их верх, чтобы их не размывало, но, по прогнозу специалиста, это уже поздно.

Ещё одно «шедевральное» решение. В Новороссийске есть Суджукский лиман (озеро Солёное, среди местного населения «лиман») – природное образование, в котором внутренние воды отделены от морской акватории Суджукской косой – место с великолепными природными пляжами.

Здесь находится посёлок Алексино с бывшим рыболовецкой базой, которая называется порт Алексино. Так он выглядит на сегодняшний день.

Сегодня в нём осуществляется ремонт яхт. Соседняя прилегающая территория, которая идёт вдоль жилой частной застройки и постепенно выходит к пляжу, представляет собой довольно удручающее зрелище: убитый берег, невозможность его эксплуатации, огромное количество разных хламовных сооружений в виде маленьких эллингов, гаражиков, слипчиков – в общем всё это запущено.

Несколько лет назад институту НовоморНИИпроект было поручено дать предложение по развитию порта Алексино в марину.

По проекту видно, что все пляжи косы будут убиты одной вот такой мариной, в которой при этом безопасно стоять невозможно. Запроектированные оградительные молы немного защитят акваторию с морской стороны. Однако решение такого прерывистого волнолома у специалистов вызывает множество вопросов и понимание того, что нельзя обеспечить безопасную стоянку, а также вход в марину и маневрирование судов. При этом пляжи будут потеряны. Вот пример того, как люди, далёкие от яхтинга и от интересов города, предлагают дилетантские  проектные решения, которые всё могут испортить в такой степени, что восстановить потом будет очень сложно.

Специалисты ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» предложили другое решение, когда марина развивается только вдоль «непричёсанной» застройки, не затрагивая популярные городские пляжи.

Такое решение позволит создать марину большей вместимости с ядром в центре в виде существующего объекта, сохранив при этом пляжи и обеспечив безопасную навигацию судов.

И в заключение хотим продемонстрировать современные виды марин и пляжей, которые показывают, к каким решениям нужно стремиться.

«Архитектура Сочи»

4.7/5 - (14 голосов)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.