Утверждение, что Сочи – курорт мирового уровня в наши дни воспринимается весьма неоднозначно. Власти разных уровней то констатируют свершившийся факт, то заявляют, что Сочи вот-вот его достигнет. Скептически настроенные граждане уверяют, что олимпийской столице весьма далеко до мирового уровня. И только сочинцы знают, что мирового уровня курорт достиг ещё 30 лет назад.
В 1980-х годах Сочи, как главный курорт страны, ежегодно посещали 200 тысяч зарубежных туристов из 125 стран. И приезжали они сюда не только из любопытства, интереса к Сталину, отдохнуть или поправить здоровье, но и перенять опыт создания единого ландшафтного оформления городской среды. Сочинский ландшафтный стиль озеленения, сформированный и реализованный стараниями и умениями дендрологов, художников и архитекторов получил высокое признание и в нашей стране — Государственную премию РСФСР в области архитектуры за 1979 год.
Формирование единого стиля повсеместное применение в городской среде, безусловно, невозможно без участия главного архитектора и главного художника города. Но в нашем городе, с его буйством растительности, благоприятным климатом на первое место вы ходит дендролог. И Сочинский стиль ландшафтного озеленения стал столь уникальным только благодаря таланту художника-дендролога Сергея Ильича Венчагова.
С 1971 года Сергей Ильич работал прорабом первого участка сочинского треста «Зеленстрой», курирующего центр города. К сожалению, мастера не стало в 1997. А накрывшая город волна бизнес-интересов и смена вектора приоритетов городских властей нанесли большой урон творческому наследию Венчагова. Но сегодня как никогда велик интерес к его творчеству, так же, как и желание горожан вновь вернуться к оформлению городских улиц в его стиле.
Но вот встаёт резонный вопрос: а каким был стиль Венчагова? Да, мы ещё можем видеть его работы на городских улицах, но вот как его описать? Как творил великий мастер? Как рождались его работы? Откуда черпал вдохновение?
Ответить на эти вопросы помогли двое замечательных людей, которые работали с Сергеем Ильичём бок о бок много лет и также принимали участие в формировании Сочинского стиля озеленения. Разговоры с ними помогли мне узнать и о новых сторонах творчества Венчагова, и некоторые интересные факты о том, как творил мастер.
Немного озадаченный моей просьбой описать стиль Венчагова, Олег Иванович Туровский ответил весьма образно:
«Представьте, что зелёный наряд города – это платье. То брошка или колье на нём – это уже Венчагов.»
А ведь и правда, все работы Сергея Ильича – это умело расставленные акценты в городской среде, идеально вписанные в конкретное место и открывающиеся с наилучших точек зрения.
Зная все эти особенности, удивительно осознавать, что Венчагов не умел рисовать. Об этой его, можно сказать, особенности я знала ещё из воспоминаний Вячеслава Сергеевича Внукова, бывшего главным архитектором города в то время. Поэтому мне было очень интересно, как Сергей Ильич доносил свои идеи до подчинённых, руками которых создавались великолепные композиции, до начальства, от решений которого зависело будет или нет реализовано задуманное. Конечно, своеобразной визитной карточкой для Венчагова служило предыдущее место работы — хозяйство 9-го отдела КГБ, курирующее госдачи. Но всё же было интересно узнать, как осуществлялось взаимодействие в таком большом коллективе, каким был в то время трест «Зеленстрой».
По воспоминаниям Нины Ивановны Подколзиной, после внимательного осмотра нового участка, Сергей Ильич уходил домой, а на утро он уже рассказывал, что и как он видел на этом месте. Причём, он мог рассказать так убедительно и доходчиво, что все понимали. Но творческая работа на этом не заканчивалась. Сергей Ильич, курируя работы, мог потребовать выкопать уже посаженное растение, если видел, что оно по каким-то параметрам не вписывалось. Сначала это вызывало недовольство рабочих, но потому, видя итоговый результат, привыкли.
Все, кто был знаком с Венчаговым, рассказывают о его целеустремлённости и сосредоточенности на своей работе. Он жил ею, так как своей семьи не сложилось. Сергей Ильич много читал и много путешествовал. Причём из заграницы он привозил не джинсы или технику, а книги.
Многие думают, что стиль Венчагова – это растения с камнями и корягами. Но на самом деле спектр инертных материалов в палитре художника-дендролога был весьма широк. Это не только разные камни, которые добывали в сочинских карьерах: песчаник, краснополянский сланец, но и привозные, такие как керченский ракушечник.
Использовались и разные искусственные строительные материалы, например, стеклянные блоки. Всевозможные коряги, которые с избытком после шторма можно было найти на сочинских пляжах и в лесах, со временем были дополнены плетёными работами разных художников, а также художественной керамикой Сочинского худфонда. Таким образом стиль Венчагова – это симбиоз различных ландшафтных стилей и декоративно-прикладного искусства.
Есть в его ландшафтном стиле и кое-что от икебаны, японского искусства составления букетов. В те годы, в нашем городе постоянно проводились конкурсы цветочных композиций к различным праздникам. Сергей Ильич часто принимал в них участие, даже работая в хозяйстве 9-го отдела КГБ.
Чтобы лишний раз это не акцентировать, Венчагов указывал своё место работы как«дом отдыха «Бочаров ручей». Олег Туровский считает, что именно отсюда пошло название госдачи, ведь раньше их именовали только по номерам. В архиве Олега Ивановича сохранились фотографии икебан Венчагова, созданные им в 1975 году к юбилею Победы.
В те годы никто и не думал называть людей, составляющих букеты, флористами. Эта профессия именовалась более музыкально – аранжировщик цветов. Но и в икебаны Сергею Ильичу удалось привнести нечто особенное — литературу. Никто до него и после цветочно-литературные композиции не делал.
Размышляя об уникальности сочинского стиля озеленения, не перестаёшь удивляться его дуализму. Безусловно, Сочи очень повезло, что выпускник Тимирязевской академии Сергей Венчагов попал сюда по распределению. Именно он стал основоположником ландшафтного стиля на основе симбиоза живого и неживого. Но реализовать все идеи Сергей Ильич никогда не смог бы в одиночку.
Нину Ивановну Подколзину можно назвать правой рукой знаменитого художника-декоратора. Именно на ней была вся бумажная и организационная работа, так как Венчагов ничего не понимал в экономике. Выпускница Воронежской сельхозакадемии, она приехала в Сочи в 1972 году и пришла на работу в сочинский трест «Зеленстрой», где проработала вплоть до его принудительного банкротства при нынешнем главе города А.Н. Пахомове. Неудивительно, что воспоминания Нины Ивановны пронизаны болью. От многих оригинальных идей Сергея Ильича, воплощённых при её непосредственном участии, сегодня остались лишь воспоминания: почти не встретишь на улицах Сочи кустов азалий, высаженных тысячами штук разных оттенков, любимый Венчаговым самшит съеден завезённой бабочкой, да и сохранившиеся кусты форзиций и багряника цветут намного скуднее из-за неправильной обрезки. Почти бесследно исчезла и первая работа Венчагова в Сочи – «Лесной уголок» в Комсомольском сквере. А ведь было время, когда летом в Сочи высаживалось 114 видов растений, в том числе и комнатных. А сейчас что? Виола и петунья, которые Сергей Ильич не любил и если они появлялись на клумбах, то где-то на задворках.
Вот как описала свою работу с великим мастером Нина Ивановна:
«Он как светлая голова выдумывал, а мы воплощали в жизнь».
Бригада Венчагова насчитывала 45 человек, которые за годы совместной работы стали сплочённым коллективом. Бесконечно преданный своему делу, Сергей Ильич умел выслушивать советы своих коллег и привлекал к работе художников, архитекторов и специалистов Сочинского географического общества, если ему не хватало знаний в иных областях.
По воспоминаниям Нины Ивановны, между Венчаговым, главным архитектором города Внуковым и главным художником Кириченко сложились очень дружеские отношения, благодаря которым удалось воплотить фитофантазии дендролога столь масштабно в городской среде Сочи. В итоге им была присуждена Государственная премия РСФСР за 1979 год.
Сочинский стиль озеленения, который многие называют венчаговским, приводил в восхищение не только гостей из нашей страны, но и зарубежных.
Как заметили однажды итальянские туристы, у них такое качественное озеленение было возможно лишь на частных, но не муниципальных территориях.
И до Госпремии, и, особенно, после в Сочи проводились семинары по оформлению и озеленению городской среды, на которых Сергей Ильич делился опытом со специалистами из разных городов.
Раскрыла Нина Ивановна и историю создания уголка «Фитофантазия», столь любимого многими сочинцами.
Когда-то на этом месте находилось «ковровое хозяйство» Совхоза Декоратично-цветочных культур (ДЦК). Сам совхоз был образован 1 января 1976 года из подсобного хозяйства «Зелентреста» (позже «Зеленстрой»), расположенного на Мацесте. В то время в городе уделялось огромное внимание озеленению курорта. Именно поэтому было принято решение выделить подсобное хозяйство в самостоятельный совхоз, который будет поставлять городу посадочный материал.
С повсеместным внедрением венчаговского стиля озеленения ковровое хозяйство начало терять свою актуальность и «Зеленстрой» предложил совхозу передать ему эту территорию вместе с теплицей и котельной. Очень удобно расположенное в центре города место позволило бригадам озленителей организовать здесь своеобразный штаб, где проходили производственные совещания.
Не имея семьи, Венчагов много времени уделял своим фитофантазиям. Именно ему и пришла в голову идея превратить эту территорию в площадку, демонстрирующую варианты и возможности сочинского озеленения.
В апреле 1977 года началось благоустройству уголка, которое велось в свободное от основной работы время. Работали бесплатно, для себя. Как-то в конце года в уголок к озеленителям заглянул начальник коммунального хозяйства города. Работа мастеров-озеленителей ему настолько понравилась, что он решил её оплатить. В дальнейшем кое-что корректировалось и дополнялось.
Первоначально уголок занимал небольшую территорию. Почти в центре из частей старых стволов были сделаны стол и стулья, на которых и проходили совещания. Здесь же праздновали и 50-летний юбилей мастера.
В конце 1980-х были снесены бараки по соседству и Венчагов предложил расширить территорию уголка «Фитофантазия». За участок в центре города пришлось повоевать, но благодаря опять же начальнику коммунального хозяйства удалось добиться выделения земли под расширение.
Удивительно, но общественность того времени восприняло расширение уголка весьма негативно: классика театра не сочетается с брутальными камнями ограды! Но удалось их переубедить.
Только в 1990 году уголок стал доступен для свободного посещения горожан и гостей города. В то время за ним следило два человека, которые получали зарплату как члены бригады Венчагова.
С 1992 года начинаются гонения на озеленителей и в «Зеленстрое» прошло первое большое сокращение. Начиналась эпоха власти денег, в которую многие творческие люди не вписались.
Все события того времени, среди которых были и разорение его работ под застройку в центре города, воспринимались Венчаговым очень болезненно. Ведь это было его детищем. Когда начались сокращения людей, куда только не обращался Сергей Ильич, но, к сожалению, каменная совесть новой власти оказалась непробиваемой. Мастер оказался не нужен своему городу в новой реальности и в 1997-м его не стало.
Даже спустя 20 лет в Сочи ещё живо природное убранство, созданное в фантазиях великого мастера. Удивительный и неповторимый уголок «Фитофантазия» сохраняется заботой его коллег. Несмотря на то, что ими внесён огромный вклад в создание зелёного наряда Сочи, они очень скромны. И наилучшей благодарностью для них станет возрождение сочинского стиля озеленения великого художника-дендролога Сергея Ильича Венчагова, воспоминаниями о котором они делятся с большей охотой, чем рассказами о себе.
P. S.
5 февраля 2017 года с 12.00 до 17.00 в Зимнем театре, в уголке «Фитофантазия» и на площадках вокруг состоится Городской Фестиваль творчества, ландшафтного дизайна и флористики «Венчагов FEST», который станет финальным аккордом Открытого архитектурного конкурса на проект сквера имени С.И. Венчагова. Приглашаются все желающие. Вход свободный.
Вау, понаехавшие прозрели?
Это Вы о ком?