В повестке дня второго заседания Общественного экологического Совета, которое состоялось 25 марта 2016 года, стояло два вопроса: работа локальных очистных сооружений (ЛОС) и фитосанитарное состояние зелёных насаждений курорта.
ЛОСы, которые собирают воду вдоль автодорог сегодня должным образом не эксплуатируются. Неочищенные стоки попадают в море и наносят вред экологии. Задача ближайшего времени — провести их инвентаризацию.
— Чтоб вы понимали: не город в этом виновен, это виновны те хозяйствующие субъекты, на балансе которых стоят эти ЛОСы, и задача, определить кто сегодня является балансодержателем этих сооружений, — отметил член Общественной палаты г. Сочи Александр Зобнин.
Директор по развитию и корпоративному управлению ООО «ЭКО-ГРАД», член Общественной палаты города Сочи III созыва, действительный член Русского географического общества А.В. Зобнин специально к заседанию Общественного экологического Совета подготовил доклад на тему «Проблемы при установке и эксплуатации локальных очистных сооружений поверхностных вод».
Приведём некоторые выдержки из его доклада:
Каким образом в ливневые стоки попадают нефтепродукты?
Первая причина появления нефтепродуктов – естественное разложение асфальтового покрытия дороги под воздействием климатических факторов и солнечного света.
Вторая – последствия механического воздействия автопокрышек транспорта, истирающего то же асфальтовое покрытие в ходе эксплуатации автострад.
Третья – загрязнение дороги автотранспортом как за счёт подкапывания масел из различных узлов и агрегатов автомобилей, так и за счёт оседания не сгоревшего масла в газовых выхлопах двигателей.
Так для примера можно привести данные исследований студентов одного из ВУЗов г. Сочи, проведённые около десяти лет назад. В ходе исследований, группа студентов проводила подсчёт количества автотранспорта проехавшего по Курортному проспекту в течении суток на участке вблизи сан. «Металлург», приблизительно разбивая его на группы (легковые, грузовые, автобусы и т.д.). Полученные количественные данные умножили на количество масла вылетающее из двигателей вместе с выхлопными газами, приведённое в технической документации, и получили количество отработанных масел выпадающих на 1 км дороги. Цифры получились весьма интересными: от 3,5 до 5,0 тонн масла на 1 км дороги в год! Это означает, что тысячи тонн нефтепродуктов незаметными ручейками ежеминутно и ежедневно стекают в наши ручьи, реки, море. И это — данные по замерам десятилетней давности, когда количество автотранспорта в городе было более чем вдвое меньше нынешнего. В настоящее же время, по данным автоинспекции, наш город, на территории России, вышел в лидеры по количеству зарегистрированного автотранспорта на 1 000 жителей.
При упоминании о локальных очистных сооружениях (ЛОС) большинство жителей города решит, что речь идёт только об очистных сооружениях, обеспечивающих очистку сточных и фекальных вод в частном, неканализированном секторе.
Но, помимо этих сооружений, на территории города расположена целая сеть ЛОС, предназначенных для очистки ливневых вод, собирающихся как на территории отдельных объектов (автопарки, авто-мойки, технические площадки и т.д.), так и вдоль автодорог, мостов и транспортных развязок. ЛОСы расположены рядом с телом автострады и представляют собой комплекс ливневок, трубопроводов, колодцев и, непосредственно очистных сооружений представляющих одиночные резервуары различного объёма, или объединённые группы резервуаров (Приложение №1). Под очисткой ливневых вод мы понимаем очистку, прежде всего, дождевой воды, сбегающей с полотна автострады и обочины, от содержащихся нефтяной пленки, песка, илов и других механических примесей.
В связи с расширением строительства и созданием современной транспортной инфраструктуры на территории города-курорта произошли изменения в формировании и направлении потоков дождевых/ливневых вод. Но, по-прежнему, находящийся в субтропической зоне, город, с завидной регулярностью подвергается затоплению после каждого обильного ливня.
…..3. Вопреки рекомендациям предприятий-изготовителей технологического оборудования ЛОС, планомерное обслуживание и регламентные работы (еженедельно, ежеквартально, один раз в год) не производятся. Периодически происходит только осмотр отдельных объектов электриком. Очистка ЛОС от накапливающихся иловых осадков, которая должна осуществляться не реже одного раза в квартал, вообще не производилась с момента ввода сооружений в эксплуатацию – уже полтора-два года. По предоставленным данным от производителей ЛОС (регламенты и рекомендации) в год от эксплуатации сооружений образуются отходы 3-4 класса до 10 тыс. тон, и плата за их образование, так называемая плата за негативное воздействие на окружающую среду по факту размещения отходов в год составит около 200 миллиардов рублей.
Одним из примеров можно показать почти полностью заиленный и заполненный отходами ЛОС находящейся на ул. Авиационная, примерная масса отходов в нём составляет 280 тонн (плата за НВОС по факту их образования варьируется от 3 до 6 миллиардов рублей), а что бы вывести эти объёмы потребуется от 100 до 120 машинорейсов вакуумного автомобиля стандартной грузоподъёмности! И это на расстояние в 350-400 км! Помимо этого, работы по извлечению (сбору), перемещению, обезвреживанию, утилизации и размещению осадков должны осуществляться специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.
При подготовке решения проблем ЛОСов поверхностных вод рекомендуется следующие мероприятия:
- а) Назначит ответственным ДГХ (департамент городского хозяйства администрации Сочи) за разработкой алгоритма решения проблем ЛОСов и подготовке рекомендаций (Регламент);
- б) Поручить ДГХ и Экологическому совету организовать Комиссию с привлечением всех заинтересованных сторон и контролирующих природоохранных органов по данному вопросу;
- в) Организовать систему мониторинга и определения степени влияния деятельности/бездеятельности ЛОС на состояние окружающей среды города с создание базы данных о наличии ЛОСов, их дислокации, производительности, техническому состоянию.
Проблемы с очистными сооружениями могли бы решаться более эффективно, если бы в Сочи действовал Регламент их установки. С его помощью можно было бы создать базу данных ЛОСов. Проект документа уже разработали общественники. Глава Сочи инициативу поддержал и отметил, что этим вопросом мог бы заняться в том числе недавно созданный на курорте «Народный контроль».
— Я считаю, что просто необходима большая секция в каждом районе, которая будет следить за экологией, выявлять. Сделать первоначальные протоколы и, подключая уже природоохранных работников, в том числе и природоохранную прокуратуру для того, чтобы заставить это сделать. Как только эта система заработает, все начнут об этом задумываться, — подчеркнул Анатолий Пахомов.
По мнению членов Общественного экологического Совета активно подключиться жители курорта должны и к борьбе с вредителями зелёных насаждений. Владельцы частных домов на своих участках обязаны начать обработку растений. Общая задача — максимально сохранить зелёное убранство курорта. Самшитовая огнёвка ушла в горы и уже не угрожает самшиту как это было в прошлом году. Угроза сегодняшнего дня — вредители пальм и эвкалипта.
— У нас сегодня предполагается одним из решений заседания Общественного Экологического совета — это инициация нулевых чтений в Общественной палате с целью включения шести новых вредителей в список карантинных объектов Российской Федерации, — рассказала заместитель директора Института цветоводства и субтропических культур г. Сочи Наталья Карпун.
Таким образом город получит рычаги давления на собственников территорий, для того, чтобы они проводили своевременные обработки растений, заключая договоры со специализированными организациями. Ведь на кону уникальное субтропическое убранство города. К слову, только за последние три года в Сочи зарегистрировано 25 видов новых для курорта вредителей. 10 из них новые и для России. К сожалению, это тоже «олимпийское наследие».