Продолжая знакомить с работами участников конференции «Архитектурные итоги Зимних Олимпийских игр и перспективы развития Сочи», представляем статью главного архитектора Краснодарского края, принимавшего непосредственное участие в выработке многих важнейших решений в период олимпийского строительства. Статья была опубликована в журнале «Academia. Архитектура и строительство. №2, 2015», издаваемом «Российская академия архитектуры и строительных наук» (РААСН).
Ю.В. Рысин,
директор департамента архитектуры и строительства Краснодарского края,
главный архитектор Краснодарского края
Зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи стала страницей истории. Она запомнится медальным рекордом России, триумфом отечественного спорта и спортивными сооружениями мирового уровня. Уже на первых этапах реализации программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта при разработке проектов территориального планирования специалисты столкнулись с некоторыми проблемами, решение которых позволит извлечь ряд уроков.
Урок 1.
Генеральный план поселения (городского округа) является важнейшим документом территориального планирования муниципального образования. От качества этого документа зависит вся дальнейшая работа в области градостроительства и землепользования.
Генеральный план городского округа город Сочи 2009 года (заказчик проекта – ГК «Олимпстрой», разработчик – ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», Москва) [1] определил размещение олимпийских объектов в горном и прибрежном кластерах, но в связи с его выполнением в крайне сжатые сроки не состоялся как основной градостроительный документ (рис. 1).
Устаревшая топографическая подоснова масштаба 1:25 000 на территории 3 600 кв.км и протяженность по берегу 153 км не позволили с необходимой точностью отразить функциональное зонирование территорий населённых пунктов, установить их границы, в частности со смежной территорией Сочинского национального парка, а также пределить перспективы транспортного развития, зоны санитарной охраны курорта и т.д.
Урок 2.
Решение градостроительных вопросов невозможно без правил землепользования и застройки (ПЗиЗ) с необходимым зонированием территорий, разработанных в полном соответствии с генеральным планом. Чем качественнее будет выполнена документация территориального планирования, тем меньше возникнет вопросов при практическом применении норм градостроительного проектирования (постановка на кадастровый учет границ функциональных зон, исключение двойного функционального назначения земельных участков самовольного строительства, разработка параметров разрешённого строительства, ограничений в использовании и т.д.).
Допущенные ошибки при составлении генерального плана Сочи в дальнейшем стали причиной значительных расхождений в правилах землепользования и застройки при определении функциональных зон, разработке градостроительных регламентов и параметров разрешенного строительства. Необходима корректировка ПЗиЗ с внесением в них дополнений и изменений в ходе проведения публичных слушаний.
Урок 3.
В процессе подготовки территории Сочи к проведению Олимпийских игр Департаментом архитектуры и строительства Краснодарского края была рассмотрена и согласована документация по её планировке на 363 объекта Программы олимпийского строительства [2].
Был наработан большой опыт в части подготовки документации для выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов и т.д.), установления границ земельных участков под объекты капитального строительства, а также предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Практика показывает необходимость именно на стадии подготовки ДПТ разработки эскизных проектов застройки и комплексной подготовки документации, включающей в себя проекты планировки, межевания и градостроительный план земельного участка. Только на этой стадии можно установить чёткие градостроительные и архитектурные требования к планируемым объектам строительства.
Не случайно в федеральном законе «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] вопросы градостроительства и землепользования вынесены в отдельные главы, представляющие расширенные нормы при разработке и утверждении градостроительной и проектной документации, а также изъятии, отводе и оформлении права на земельные участки.
Разработка ДПТ на потоке – вынужденная мера, принятая ГК «Олимпстрой» в связи со срочным проведением торгов на необходимые работы. Спешка и привела к привлечению для исполнения этих работ случайных организаций, которые решали в основном вопросы землеотвода. К этому нужно добавить непонимание порядка и цели установления красных линий в соответствии с действующими требованиями Градостроительного кодекса РФ (проекты планировок Нижнешиловского сельсовета и Имеретинской низменности [4, 5]) (рис. 2, 3) и отсутствие требований по сохранению зелёных насаждений при разработке мест допустимого размещения зданий и строений на участке в ГПЗУ – санно-бобслейной трассы (рис. 4), горно-лыжного курорта «Альпика-Сервис» с трассой лыжных спусков. Не всё удалось исправить вовремя и на должном уровне.
Урок 4.
При всех недочётах действующего законодательства в области градостроительной деятельности органы архитектуры и градостроительства остаются сегодня единственными уполномоченными структурными подразделениями власти, отвечающими за достойный облик наших городов.
Опыт работы с олимпийскими объектами убедил нас в необходимости реанимации и применения норм федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [5] в части прав, обязанностей и ответственности граждан и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчиков (застройщиков), подрядчиков, собственников (владельцев) архитектурных объектов.
Только совместная работа органов архитектуры и градостроительства, проектировщиков и заказчиков позволит достичь хорошего качества архитектуры. Результатом такой работы можно считать олимпийские объекты инфраструктуры и спортивные сооружения: порталы тоннелей и всю совмещённую железную и автомобильную дорогу «Адлер – Красная Поляна» с комплексами железнодорожных вокзалов (рис. 5), автомобильную дорогу «Дублер Курортного проспекта» (7 тоннелей, 7 эстакад, мост через реку Сочи), железнодорожный вокзал «Адлер», главный медиацентр, основную Олимпийскую деревню (рис. 6), пешеходную набережную, гостиничные комплексы (рис. 7), стадион «Фишт» (рис. 8), Большой ледовый дворец (рис. 9), «Адлер-Арену» (рис. 10), ледовый дворец «Айсберг» (рис. 11), орнитологический парк (рис. 12), «Сочи-парк» в Имеретинской низменности (рис. 13), трамплин «Русские горки» (рис. 14) и др.
Урок 5.
Строительство олимпийских объектов осуществлялось в соответствии с требованиями Международного олимпийского комитета (МОК) [6] «зелёных» стандартов (международный экологический стандарт BREEAM) [7]. Это общие требования, способствующие снижению энергопотребления и выбросов парниковых газов от объектов строительства в атмосферу, обойти которые было нельзя и которые значительно увеличили расходы на строительство.
Никогда прежде в России «зелёное» строительство не было приоритетным. Олимпиада показала, что для проектировщика сертификация BREEAM – новый опыт использования передовых, эффективных и сложных технологий. Применительно к нашим реалиям это ещё и необходимость искать баланс между требованиями стандарта BREEAM и национальным законодательством.
В олимпийском Сочи к 2014 году было построено более двухсот зданий и сооружений по «зелёным» стандартам. При этом, как считают специалисты, эти стандарты практически соответствуют действующим у нас санитарным и строительным нормам и правилам.
Сочи показал, что, внедряя стандарты BREEAM в практику проектирования, необходимо понимать, что чем раньше «зелёные» стандарты войдут в практику проектной команды, тем проще и дешевле пройдет процесс сертификации.
Неудача со стадионом «Фишт» (не прошёл сертификацию в связи с поздним оформлением заявки и рядом обстоятельств, возникших при подготовке объекта к проведению церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр) может помочь при строительстве других арен ЧМ-2018.
Накопленный в Сочи опыт необходимо проанализировать с вовлечением в этот процесс всех заинтересованных лиц: девелоперов, проектировщиков, чиновников, оценщиков. Зарубежные стандарты опираются на зарубежные нормативы, которые почти всегда строже российских. Следование общепринятым мировым стандартам часто входит в противоречие с внутренними нормами. Требуются адаптация стандартов BREEAM, LEED, DGNB к российским строительным нормам и расширение использования российской системы сертификации «Зелёные стандарты». Эти и ещё масса других факторов сильно замедляют распространение идей «зелёного» строительства в нашей стране. Но для начала надо решить основную его проблему в России, сделать так, чтобы «зелёное» строительство стало в стране массовым, стало новым стандартом.
Без сомнения, в обществе наступает период осмысления роли и места градостроительства при разработке стратегии и программ устойчивого развития территорий, выработке сбалансированного подхода к решению социально-экономических задач с учетом сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала страны. И опыт подготовки сочинской Олимпиады здесь бесценен.
Литература
- Генеральный план городского округа города Сочи 2009 года (заказчик проекта – ГК «Олимпстрой», разработчик – ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», Москва), утверждённый решением Городского собрания Сочи от 14 июля 2009 г.
- Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 991) , 2007.
- ФЗ от 1 декабря 2007 г. No 310 «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Проект планировки Имеретинской низменности.
- ФЗ от 17 ноября 1995 г. No169 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
- Требования Международного олимпийского комитета (МОК).
- Требования «зелёных» стандартов (международный экологический стандарт BREEAM).
источник: raasn.ru
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]