«Недвижимость Сочи», осень 2015
Корреспондент журнала «Недвижимость Сочи» беседовал с руководителем Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, Главным архитектором края Юрием Рысиным.
– Юрий Владимирович, не секрет, что экономика страны и края сейчас переживает не лучшие свои времена. В связи с этим, как бы вы могли оценить состояние строительной отрасли края, каковы тенденции в этой сфере?
– Строительный сектор – важная часть экономики любой территории, и, конечно, ситуация в экономике в целом напрямую сказывается на строительстве. Время действительно непростое. Тем не менее в 2014 году, когда негативные тенденции в экономике уже начали проявляться, в крае было построено около 4,7 миллиона квадратных метров жилья. Это отличный показатель.
Если говорить о ситуации 2015 года, то за первые полгода в одном только городе Краснодаре уже построено свыше 1 миллиона квадратных метров жилья. Это говорит о том, что, несмотря на объективные сложности, отрасль живёт и развивается. Хотя, конечно, существуют и проблемы. Например, с заказами у проектных организаций. В более выигрышном положении находятся крупные проектно‑строительные холдинги – у них большой запас прочности, задел по площадкам и проектам.
Важным фактором является курс рубля. Не секрет, что ещё очень многое в современном Строительстве (стройматериалы и оборудование) приходится закупать за рубежом.
– Вы на протяжении многих лет были непосредственным участником Сочинского олимпийского проекта, строительства новой инфраструктуры, спортивных u городских объектов. Как бы могли с профессиональной точки зрения оценить результаты реализации этого проекта?
– Прежде всего должен отметить, что проект, безусловно, состоялся. Состоялся он ценой неимоверных усилий людей, принимавших в нём участие – руководства, проектировщиков, строителей. Это настоящий прорыв, один из крупнейших строительных и инфраструктурных проектов на планете за последние годы. Сочи, край и вся страна получили в результате спортивные объекты мирового уровня, современную инфраструктуру, новые дороги. Ряд объектов являются настоящими шедеврами архитектуры – к ним можно отнести, например, железнодорожный вокзал в Олимпийском парке, стадион «Фишт», санно-бобслейную трассу. Очень важно, что многочисленные спортивные объекты теперь могут использоваться многое годы и для проведения крупных международных соревнований, и для подготовки российских спортсменов практически круглогодично. Кроме того, всё это – новые достопримечательности, привлекающие туристов. Удачно прошел туристический сезон в горном кластере, огромное число туристов отдыхает теперь и в отелях в Имеретинской долине.
Удалось решить колоссальную транспортную проблему. Транспортные развязки в Сочи, дублер Курортного проспекта – всё это уникальные сооружения. Подобной инфраструктурой могут похвастаться немногие города не только в России, но и в мире.
– Как вы оцениваете состояние инфраструктуры и застройки Сочи?
– В городе очень многое сделано в предолимпийский период, работа продолжается и сейчас. Создано очень много инфраструктурных объектов, работающих на горожан и гостей Сочи. Построены современные очистные сооружения, новые дороги, проведён ремонт тысяч жилых домов, благоустройство микрорайонов, придомовых территорий. Но жизнь не стоит на месте. Чтобы поддерживать всё созданное, необходимы постоянные, ежедневные усилия и местных властей, и, конечно, самих горожан. Никто не сделает это за нас.
С 1 сентября в силу вступили поправки в законодательство в сфере строительства. По новым правилам невозможно будет «узаконить» объект, если он возводится с нарушением градостроительных норм или не соответствует заявленным параметрам по этажности, площади застройки, назначению здания. Гораздо больше теперь полномочий у местных властей. Это хоть несколько запоздалое, но очень нужное и верное решение. Уверен, это позволит вернуть строительную отрасль в строгие рамки закона и самым благоприятным образом отразится на облике городов, и Сочи в частности.
— А если говоришь о самой существующей городской застройке, каковы её плюсы и минусы, на ваш взгляд?
– В последние годы в Сочи появляются микрорайоны современной комплексной застройки с развитой социальной инфраструктурой. Но этого пока недостаточно. И прежде всего, конечно, это касается строительства жилья эконом-класса. Элитного жилья в Сочи, на мой взгляд, вполне хватает для удовлетворения спроса. Уверен, спрос этот будет сохраняться на стабильном уровне. О каком-то ажиотажном спросе речь не идёт, но спрос этот стабилен. В конце концов, у нас в стране больше нет регионов с таким тёплым климатом и возможностями отдыха, как в Сочи. Но не хватает жилья для сочинцев, того самого жилья эконом-класса, которое позволит решить проблемы местного населения.
Если говорить о проблемах, то мы должны полностью забыть о такой вещи, как пресловутая «точечная застройка». Её просто не должно быть как явления!
Каждая территория края имеет градостроительную документацию, правила землепользования и застройки. Сегодня мы готовим рекомендации по регламентам застройки приморских городов. В архитектуре есть непреложное правило: чем ближе к побережью, тем ниже этажность зданий. Мы будем настоятельно рекомендовать муниципалитетам и застройщикам строго следовать этому принципу Этот вопрос находится на контроле у главы региона – Вениамина Ивановича Кондратьева, и мы очень надеемся, что застройщики нас услышат и правильно поймут.
– Как бы вы оценили Сочи в сравнении с другими приморскими городами края и курортами Крыма?
– Сочи всегда занимал и занимает особое место среди приморских курортов нашей страны. При этом и в Геленджике, и в Анапе тоже есть немало позитивных изменений, проводится большая работа. Но Сочи сегодня, учитывая, сколько средств и усилий вложено в его развитие, – это, безусловно, флагман курортной отрасли. Здесь уже применяются принципы и технологии, которые ещё только начинают использовать в других местах. Я имею в виду реализацию требований и по единому архитектурному облику, и по содержанию зданий и сооружений.
Если говорить о Крыме, то его потенциал, несомненно, очень высок, но там в прошлые годы накопился значительный объём проблем с качеством строительства. Многие десятилетия инфраструктурой никто не занимался, застройка велась хаотично. Эти вопросы потребуют значительного времени для решения. Поэтому я бы воздержался пока от сравнений.
— Если попытаться немного заглянуть в градостроительное будущее Сочи — какое оно?
– В Сочи с 2009 года существуют Генплан и Правила землепользования и застройки. Необходимо неукоснительное соблюдение положений этих документов. Повторюсь, в Сочи уже очень многое создано. Создано на беспрецедентном уровне. Посмотрите на застройку Имеретинской долины. Благодаря сочинскому проекту мы знаем, что вполне можем строить правильно, красиво и современно. От наших общих усилий зависит, сможем ли мы всё это сохранить и приумножить на радость местным жителям и нашим многочисленным гостям.
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]