В 1897 году на государственные средства начинается строительство шоссе от побережья до селения Красная Поляна протяжённостью 45 вёрст. Ранее единственным путём сообщения служила старая конная тропа, которая шесть месяцев в году был непроходима из-за снегов и жители Красной Поляны должны были заранее запасаться провизией на всю зиму.
Руководил строительством талантливый специалист, горный инженер Василий Константинович Константинов. В 1886 году он окончил Петербургскую гимназию Императорского человеколюбивого Общества и был отмечен золотой медалью за незаурядные способности к овладению знаниями. В 1894 году он получил диплом инженера путей сообщения, а двумя годами позже ему было поручено строительство горного шоссе Адлер — Красная Поляна.
«Строительство дороги, буквально вырубленной в скале, делает честь таланту г-на Константинова, — такое мнение высказал французский географ и спелеолог Эдвард Альфред Мартель (1859-1938) в своей книге «Кавказская ривьера. Путешествие по югу России и по Абхазии».
Хорошую закалку получил на этой стройке молодой инженер. Вот каким виделся В.К. Константинов в этот период своей жизни современникам:
«Высокий, худощавый, с грубоватым, некрасивым, но энергичным лицом, инженер путей сообщения Константинов был подлинным демократом … По внешнему виду он мало чем отличался от рабочего. В стоптанных чувяках, поношенной тужурке и фуражке с форменным значком, он пользовался большой популярностью среди рабочих.»
Краснополянское шоссе строилось в невероятно тяжёлых условиях: необходимо было буквально вырубать его в скалах, для чего часто использовали взрывчатку. Особенно тяжело было прокладывать полотно дороги через ущелье Ахцу.
Лом, кирка и лопата были основными орудиями труда. Маленькие заработки, плохое снабжение, свирепствовавшая в то время малярия создавали невыносимые условия для строителей. Немало было и жертв среди них.
В книге С. Дороватовского «Сочи и Красная Поляна с окрестностями» 1911 года описывается трагический случай на строительстве шоссе:
«В самые опасные места ставили на работу турок, как более опытных и храбрых. Их и погибло при работе больше всех.
…За выступ скалы была привязана верёвка, по которой спустился турок, и, вися над бушующей Мзымтой, стал просверливать скважину, чтобы заложить в неё динамитный патрон. Турку приходилось работать и держаться. Чтобы не раскачиваться на верёвке, как маятнику. Забой сделан, патрон заложен, и турок откачнулся на верёвке в сторону, чтобы выждать взрыв, но не удержался , и, описывая дугу, его стало подносить на верёвке снова к забою. Раздался взрыв — и турка принесли на кладбище по частям, он был весь изорван».
Несмотря на примитивную технику, отсутствие страховочных средств и элементарных бытовых условий, пытливый ум и организаторские способности инженера В.К. Константинова позволили в кратчайший срок провести по откосам неприступных скал над правым берегом ревущей Мзымты современное по тем временам шоссе.
Константинов прошёл пешком всю теснину Ахцу, придерживаясь левого берега Мзымты, через, казалось бы, непроходимые скалы. Он грамотно сумел спроектировать этот участок, который позже назвали «Пронеси Господи». Этот участок Краснополянского шоссе и в наши дни называют шедевром инженерного искусства конца XIX века.
Позднее, описывая Краснополянское шоссе в своём «Путеводителе по Кавказу» Григорий Москвич отметит:
«Дорога вьётся по правому берегу реки на высоте настолько значительной, что расположенная ниже долина кажется глубокой пропастью. Но вместе с тем и над головой высятся горы громадной высоты. Стена известняков висит прямо над головой, и громадные скалы виснут, едва держась, грозя обрушиться после первого ливня или самого лёгкого сотрясения почвы. Дорога прямо высечена в скале и настолько извилиста, что если из-за угла выскочит экипаж, то, кажется, одному из едущих при столкновении не миновать пропасти».
Шоссе было открыто для движения в 1899 году. Государственной казне оно обошлось в 1 млн 60 тыс. руб.
Начиналось Краснополянское шоссе на 36 версте берегового шоссе из Сочи в Гагры, немного не доезжая железного моста через р. Мзымта, и шла 45 вёрст до города Романовска (такое название получила Красная Поляна в 1899 году).
Вот как описывается шоссе в путеводителе С. Дороватовского:
«С первой же версты шоссе вступает в долину р. Мзымта и идёт лесами, между которыми до сих пор сохранились следы черкесской культуры. Гигантские грецкие орехи, груши, яблони, черешня, одичавший виноград — всё это остатки черкесских садов.
На первой же версте интересующиеся могут осмотреть типичную греческую мельницу…
На 3-й версте деревня Высокая — 38 дворов. Но деревня высоко, и с шоссе не видно ни одного двора. Местность дикая, дорога идёт около скал, обросших мхом; между скал гигантские деревья, почти сомкнулись своими вершинами над шоссе. Куски оборвавшихся скал величиною в несколько кубов лежат около самого шоссе.
На 4-й версте начинается разработка земли поселянами. Кроме обычной культуры закладывают даже виноградники…
…Ещё несколько поворотов, и на 7-й версте шоссе подходит довольно близко к теснине. Открывается чудесный вид на всю противоположную сторону р. Мзымты.
…На 11-й версте, в дубовом лесу шоссе делает зигзаг, круто поворачивает влево и продолжает подниматься по плитам известняка. Шоссе делает обход Ахштырхской теснины, удлиняя путь вёрст на 5-6 скучным подъёмом.
…Эти вёрсты — 11-я, 12-я, 13-я — проложены в напластованиях известняка, который от действия дождевой воды разрушается, образуя глубокие воронки и провалы в почве. Встречаются пещеры, некоторые со сталактитами.
С 14-й версты начинается спуск к дер. Голицынке и рядом с ней — Кура-Менза (Лесная).
…На 23-й версте шоссе огибает очень глубокое ущелье… Местность становится суровее. Шоссе приближается к ущелью Ахцу… Путь ограждается парапетом во всех опасных местах. И здесь у начала парапета погребены те герои, которые мужественно прокладывали этот путь и сложили свои головы. Здесь турецкое кладбище.
…На 25-й версте дорога проложена по карнизу скалы и защищена парапетами. Над шоссе нависли скалы, а внизу бушует Мзымта. Ущелье становится всё уже и грязнее… Это начинаются скалы «Пронеси Господи!»
…Под карнизом нависшей над дорогой горы на значительной высоте оставлены рабочими два лома. Достать их теперь нельзя, но там работали люди.
…За скалами «Пронеси Господи!» ущелье так сузилось, что инженер Константинов счёл более выгодным сделать тоннель в 41 саж. длиною, чем обходить гигантский выступ скалы, высекая дорогу карнизом. Тоннель на 27 версте.
Во время работ рабочие жили на левом берегу р. Мзымта, так как на правом, где проложено шоссе, решительно невозможно было устроить хоть какое-нибудь пристанище. Отвесные скалы опускались прямо в р. Мзымту. Для перехода с левого берега к месту работ были устроены висячие мосты, остатки которых сохранились до сих пор около тоннеля.
При въезде в тоннель в нише был поставлен большой образ, и благочестивые люди иногда ставили перед ним свечи. От такой свечи образ сгорел, и теперь осталась только закоптелая ниша.
За тоннелем на 28-й версте те же отвесные скалы, по карнизу которых извивается шоссе, та же Мзымта бушует внизу, но уже скоро начинается спуск к р. Кепше и картина становится мягче.
Не доезжая реки, налево от шоссе несколько могил и над одной построен памятник-пирамида, увенчанный крестом. Это жертвы тех красот, мимо которых мы только что проехали. Здесь греческое кладбище.
…На 32-й версте — незначительный спуск в долину р. Чвежипсе. Через реку устроен железный мост. Не доезжая моста, налево от дороги на стволе громадного бука сделана надпись: «Дорога к Нарзану». Следует туда сходить и выпить воды прямо из источника. … От шоссе до нарзана ходу минут 30-35.
…Проехали ещё несколько вёрст… А тут снова бешено ревёт и клокочет Мзымта, бьётся о камни и скалы, сокрушает на пути все преграды… Невольно чувствуется какой-то страх перед такой всесокрушающей силой. В особенности, если взойти на так называемый Греческий мостик, перекинутый через Мзымту с одной скалы на другую. Мост дрожит, долго оставаться на нём страшно. Шоссе в этом месте идёт очень высоко над Мзымтой, и Греческий мостик чуть виден внизу.
Продолжаете ехать дальше и шум всё усиливается. Это бурлит вторая речка, приток Мзымты — Бешенка… Здесь начинаются дачные участки города Романовска.
…Переезжаете мост через Бешенку и на 45-й версте въезжаете в город Романовск.»
Сообщение из Сочи, Адлера с Красной Поляной осуществлялось гужевым транспортом, запряжённые лошадьми и буйволами. Арбы, линейки, подводы, фаэтоны, дилижансы, управляемые выносливыми и умелыми кучерами, доставляли грузы и пассажиров из Адлера до конечного пункта за 7-8 часов.
С 1913 г. было налажено автомобильное сообщение Сочи — Красная Поляна. Шестнадцатиместный открытый омнибус предоставлялся для поездок сочинским предпринимателем Д.В. Кулешовым. По сообщению газеты «Сочинский листок», отправление осуществлялось по субботам в 8 часов утра, возвращение в Сочи — в воскресенье к 7 часам вечера. Оплата за проезд и ночлег в Красной Поляне составляла 12 руб. за место. После открытия движения по шоссе с каждым годом росло число туристов и экскурсантов, посетивших район Красной Поляны.
Шоссе, по свидетельству Эдварда Мартеля, находилось в состоянии постоянного ремонта из-за разливов и осыпей, и его поддержание обходилось казне очень дорого.
За годы советской власти Краснополянское шоссе было значительно выпрямлено и сокращено за счёт строительства нескольких тоннелей и нового моста через реку Чвижепсе. Последний, самый большой тоннель длинной 2601 м был открыт 19 августа 2005 года.
Со строительством к олимпийским играм 2014 года новой дороги, старое шоссе утратило свой федеральный статус и стало муниципальным. Скальный же участок пока никак не использовался в туристических целях и посещался лишь изредка отдельными любителями острых ощущений.
Коренной перелом в судьбе, без сомнения, уникальной дороги может наступить в ближайшее время. Во всяком случае, предпосылки к этому уже есть: на Международном инвестиционном форуме «Сочи -2015» администрация города подписала соглашение с компанией «Южная звезда» о реконструкции скального участка и создании увлекательного экстремального аттракциона. Планируется, что работы по расчистке участка, укреплению отвесных склонов и восстановлению дорожного полотна на старейшей автодороге начнутся в ближайшее время.
— После завершения реконструкции скальный участок старого шоссе «Адлер — Красная Поляна» станет отличным экскурсионным объектом. Здесь смогут совершать пешеходные путешествия многие туристы, в первую очередь гости расположенных неподалеку горнолыжных комплексов «Горки-город», «Лаура» и «Роза Хутор», — отметил начальник управления по курортному делу и туризму администрации города Сочи Алексей Грачев.
Было бы здорово, если бы на Скальном участку появился памятник его создателям.
использованы материалы: А. Гусева «Лики старого Сочи» (Платонов, 2014), sochiadm.ru
Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
Поставьте пожалуйста на трёх моих последних фотографиях ссылку на автора, а не на группу которая взяла мои материалы для размещения.
«Было бы здорово, если бы на Скальном участкe появился памятник его создателям».
Было бы здорово, если бы автор статьи побывал в местах , о к-х пишет.Барельеф инженеру Василию Константинову установлен в 2000 году сочинским скульптором Александром Тихомировым. Надпись под ним гласит: «Первому строителю Краснополянского шоссе Константинову В.К. 1867 – 1920. Управление федеральных дорог по Краснодарскому краю в знак глубочайшего уважения».
Ирма, речь идёт о рядовых строителях, погибших во время строительства