Архитекторы: Д.П. Бурышкин, Н.Ф. Рыбин
Большинству местных жителей знают этот комплекс как санаторий им. Кирова. Те, кто приехал в город относительно недавно, называют его «Красмашевским», но в 1930-е, во времена первой реконструкции курорта Сочи, он был известен как санаторий Ленинградского горисполкома, позже Ленинградского горзравотдела.
В своей книге «Сочи-Мацеста. Архитектурный очерк» архитектор Н.Б. Соколов весьма подробно описал санаторный комплекс, построенный по проекту архитектора Д.П. Бурышкина.
«В современном ансамбле Новые Сочи интересны три произведения советской архитектуры. Одно из них — это расположенный на водоразделе выше шоссе санаторий Ленинградского городского исполнительного комитета. Санаторий виден также с противоположной стороны горы — из поймы реки Сочи, где проходит железная дорога. Таким образом, само занимаемое место дает этому комплексу доминирующее положение.
По отношению к шоссе санаторий в целом повернут боковой стороной, но все же подход к санаторию со стороны шоссе расположен так, что при подъезде из города здравница раскрывается как симметричная композиция зданий, стоящих на общей площадке стилобата. Подпорные стенки, ограничивающие стилобат, настолько развиты, что в них имеются обслуживающие помещения (кинозал и спортзал).
Площадку стилобата обрамляет балюстрада, переходящая в централь¬ной части в лестничные перила. Лестница развита в красивый многоплановый комплекс, соединяющий площадку здания с партером. Последний, будучи расположен на косогоре, имеет значительный уклон; через партер проходит длинная парковая лестница, состоящая из симметрично расположенных маршей и объединяющих их на разных уровнях площадок. Вся эта часть обогащена фонарями, скульптурами, цветниками.
Для комплекса зданий особенно характерны боковые части, занятые спальными корпусами, образующие подобие курдонера, а также круглый корпус столовой посреди курдонера. Композиционное значение столовой заключается в ее контрасте с остальными корпусами, благодаря которому комплекс в целом приобретает пластическое богатство.
Контрастность среднего корпуса зависит не только от его цилиндрической формы, но и от других особенностей, а именно от того, что он образует вертикальную ось, будучи несколько выше окружающих зданий, имеет более высокие проемы, что делает его более ажурным.
На уровне второго этажа средний корпус окружается открытой террасой; далее он увенчан как бы короной из балюстрады, стоек и балочки, составляющих подобие перголы, и обработан своеобразным ордерным мотивом, унаследованным архитектором Д.П. Бурышкиным от его учителя И.А. Фомина. Этот ордер, состоящий из двух сближенных полколонн, не имеющих баз и капителей, лишенных энтазиса, несущих упрощенный антаблемент и карниз, определяет всю тектонику корпуса. В соответствии с этим мотивом обработан и первый этаж. Он сделан в виде цоколя, облегченного до предела благодаря большим проемам и небольшой ширине простенков, раздвоенных в соответствии с полуколоннами ордера.
Та же раздвоенность сказывается и в верхней перголе. При заметной тяжести своего рисунка она все же сообщает зданию некоторый порыв вверх, увеличивающий его воздушность. По существу, здание трактовано как ротонда, наружная колоннада которой остеклена.
Сочетание лестниц и центрального корпуса образует наиболее интересный узел комплекса. Боковые крылья и отдельно стоящие жилые корпуса составляют более грузную композицию, поскольку до¬вольно большие поверхности стен, вследствие особой трактовки межоконных простенков и пропорций пилястр, кажутся излишне массивными. Очевидно, архитектор Ленинграда, проектируя для южных условий, недостаточно преодолел традиции, типичные для северных городов.
В целом санаторий имеет привлекательную гармоничную композицию. Широко раскинутая, но строгая планировка всей группы зданий санатория делает его главным ансамблем, украшающим эту часть Сочи.
Санаторий воспринимается на фоне величественной панорамы берегов и гор, далеко уходящих к северо-западу от Сочи. В сравнении с расположенными по соседству холмами и большими купами зелени, живописно укрывающей отдельные детали, этот санаторий — — один из крупнейших новых комплексов курорта — даже не выглядит особенно большим.
Значение природы для архитектуры сказывается непосредственно в композиции санатория. В ней умело использованы видовые преимущества участка. Так, чудесный вид на морские дали и живописные берега открывается благодаря удачной ориентации окон и лоджий комнат отдыха и библиотеки. Эти просторные, хорошо оборудованные помещения, а также солярий на плоской крыше столовой, охотно посещаются больными.
Вместимость санатория 280 — 350 человек (в летние месяцы). Его боковые спальные корпуса соединены со столовой утепленными переходами. Хорошие пропорции и освещение делают эти переходы удобным местом отдыха перед столовой. Кухня находится позади столового корпуса. Административно-хозяйственный корпус выделен (к нему проложен отдельный подъезд). Помимо общих спальных корпусов, санаторий имеет небольшие здания типа коттеджей, находящиеся по другую сторону автострады.
В санатории удобно устроены спальные комнаты. Удачно распланировано размещение тамбура, а также мебели и прочего оборудования. Ориентация комнат, освещение, устройство лоджий перед ними также удачны. Комнаты соединяются просторным односторонним коридором. Лечебная группа имеет различные отделения, из которых особенно выделяется зал водных процедур. В зале большой высоты (5 м) оборудовано 7 различных типов душа. Кроме того, санаторий имеет хорошо оборудованный бассейн для плавания.
Забота об удобствах советского человека составляет основную идею, руководившую строителями санатория и выраженную в его архитектуре.»
Ныне санаторий практически прекратил свое существование, попав в руки бизнесмену Виктору Батурину. Первым желанием нового хозяина было снести старые здания, с последующим созданием на его базе курортно-гостиничного комплекса. В защиту санатория выступили историки и снос памятника истории запретили.
Много лет санаторий простаивал, не понравившись своим видом новому владельцу. Здания пришли в окончательную негодность. Возникла опасность, что историки снова возмутятся, теперь уже из-за бездействия нынешнего владельца. Батурину ничего не оставалось, как сдать «Красмашевский» в аренду. Арендаторы открыли комплекс для проживания.
Кому же принадлежит санаторий сегодня? «Красмашевский» сейчас закрыт, реконструкция его не проводится. В 2009 году Виктор Батурин заявил о продаже всей своей недвижимости в Сочи, однако некоторые источники утверждают, что и ныне «санаторий поделен между несколькими аффилированными собственниками, по прежнему принадлежит Виктору Батурину и продается.»
Пока решается вопрос с собственником, один из старейших сочинских санаторием медленно разрушается.
[tp_search_shortcodes id=2 origin=»» destination=»»]
Как обстоят теперь дела в сан. Кирова?
Почистили, вижу, памятник Кирову и аллею позади него.