Музей искусств Тешима — странная штука. У него нет выраженного входа. И нет стен, есть большая дыра в потолке, нет окон, нет дверей, и ничего внутри. Но это рай для любителей бетонных конструкций. Хорошо, что японские посетители готовы отстоять очередь и оплатить входной билет, чтобы увидеть всего лишь бетон.
Непостижимая причина, по которой это здание было построено, лучше всего известна его создателям, архитектору из Токио Рюи Нишизава (Ryue Nishizawa) и японскому артисту Ри (Rei). Может быть они просто любили бетон?
photo © noboru morikawa photos
Занимая холмистый участок острова Тешима (Teshima), музей напоминает «капельку» воды, застигнутую в момент скольжения по земле (согласно пресс-релизу архитектора). Посетители должны прочувствовать соприкосновение с природой света, воды и воздуха.
photo © noboru morikawa photos
Процесс создания бетонных оболочек был впервые предложен знаменитым бразильским архитектором Оскаром Наймейером (Oscar Niemeyer) в 1970-х века для монастыря во Франции, к сожалению так и не построенного. Он интересен как средство создания простых обтекаемых форм используя пластичность бетона. Основоположники форм бетонных оболочек, такие инженеры как Феликс Кандела (Félix Candela) из Мексики и Хайнц Ислер (Heinz Isler) из Швейцарии, определяли дизайн бетонных оболочек исходя из практического опыта без использования компьютеров. Как и эти мастера, Нишизава стремился к оптимальной тонкости, но при помощи компьютеров добиться толщины, обеспечивающей надёжность без видимых взору балок, особенно окантовки проемов.
image © iwan baan
При толщине в 250 мм, оболочка белого бетона лишена каких-либо колон, балок, стен или других видимых поддержек структуры. Посетители могут обойти весь музей 40 на 60 метров и восхититься пустотой. За этой пустотой скрывается огромное параметрическое компьютерное моделирование, предшествовавшее строительству оболочки. Складки и волнистая форма, будучи выбранными из эстетических соображений, также следуют принципам природы, выработанным за миллионы лет, придающим натуральным морским раковинам их прочность.
image © iwan baan
Идя по узкой бетонная дорожка, виляющей среди деревьев на относительно удалённом острове в Японском внутреннем море, в конце среди деревьев вы увидите Музей искусств Тешима, чья низкая белая поверхность зияет теперь вторым темным проемом в своей крыше, уходящим до пола.
image © iwan baan
Затем вы заметите выступ, выдающийся из основного корпуса здания как вытянутая прилегающая поверхность. Этот выступ обрезан у дорожки, образуя тунелеподобный вход в совершенно пустой интерьер без какого-либо содержимого. Не-здание для не-музея — совершенно непостижимо… возможно это Дзен!
image courtesy office of ryue nishizawa
image courtesy naoshima fukutake art museum foundation
image courtesy office of ryue nishizawa
Его интерьер постоянно меняется, бетонная мембрана, выстилая пол заворачивается кверху от темных краев чтобы протянутся над вами низким свободным куполом. Ни колонны, ни балки не обрывают органичного своеобразия полного объёма. Лужи дождевой воды собираются на полу и свободно смещаются и мигрируют в соответствии с направлением бриза; звуки моря и листвы деревьев реверберируют в открытом пространстве, тогда как атмосфера находится в непрерывном изменении в соответствии с позицией солнца и временем дня.
image courtesy lllabo
Музей вздымается вверх наподобие белого луковицеобразного нароста. При вашем перемещении по округе, меня высоту положения, кажется будто здание меняет объем вздымаясь и опадая подобно мягкой подушке. Эта нотка необычности — его мягкое изменение морфологии — делает здание несколько отличным от любой обычной оболочки или строго рационального здания. Побывавший здесь впервые, может быть удивлен насколько большим является проект — он простирается на 60 метров вдоль длинной оси.
Здание Нишизавы пробуждает веру в возможность бетона в виде меняющихся форм заставить мир выглядеть немного странным и даже немножко волшебным.
по материалам: Australian Concrete Construction, v24.5, October 2011, designboom.com