Екатерина Сажнева,
«Московский Комсомолец» № 25630 от 29 апреля 2011 г.
Президент Союза архитекторов России укоряет правительство: все серьезные объекты, включая олимпийские и “Сколково”, отдали иностранцам.
“Русским архитекторам отказано в способности концептуально мыслить. Российские архитекторы выпали из проектирования олимпийского Сочи. Ни одного русского не допустили до Сколкова. Русским отказано даже в праве участия в конкурсе на равных с иностранцами. В результате для Сколкова было выбрано невнятное и далеко не свежее решение. После долгих мытарств, когда время и деньги потеряны, “бездарные” русские архитекторы сейчас покорно исправляют чужие ошибки в Сочи-2014, из тех, что еще не поздно исправить”.
Президент Союза архитекторов России академик Андрей Боков в интервью “МК”.
Сколково. Сочи-2014. Реконструкция Мариинского театра. Возведение в Питере футбольного стадиона “Зенит”. Те объекты, которыми, по идее, должны особенно гордиться россияне, объединяет одно — их проектировали иностранцы.
Все эти стройки так или иначе связаны с большими финансовыми разборками.
А на недавнем совещании у первого зама премьера правительства Игоря Шувалова было заявлено о том, что в будущем для любого строительства в России станут применять прежде всего иностранные проекты и нормы. Это касается и типового жилья.
Как полагают российские архитекторы, непродуманное использование западных стандартов может привести к окончательной деградации национальной строительной индустрии, к диктату западных производителей и, как следствие, к резкому удорожанию строительства и срыву нацпроекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России”. При этом жилье безопаснее не станет — напротив.
О разгорающемся скандале “МК” поведал президент Союза архитекторов России академик Андрей БОКОВ.
— В мировой практике нет случаев применения зарубежных строительных норм одновременно с национальными в границах одного суверенного государства, — считает академик. — Иностранцам открывают двери, а русским предлагают не беспокоиться. Это означает приговор отечественной архитектурной школе.
В принципе архитекторы — люди тихие, интеллигентные. Когда в последние годы их упорно отодвигали и третировали, приглашая на самые “лакомые” проекты зарубежных проектировщиков, ни российский Союз архитекторов, ни отечественная Академия архитектуры не пытались громко заявить о своих правах и как-то переломить ход событий. Однако сейчас, как заявляет Боков, ситуация обострилась до предела.
— Нынешнее состояние отечественной архитектуры далеко не благополучно, и отечественные архитекторы несут свою долю ответственности за происходящее. Неряшливость, непродуманность, низкое качество проектных решений, порой удручающий художественный уровень архитектуры — общая беда. Но делать ответственными за состояние городов только архитекторов — несправедливо.
На самом важном начальном этапе, на этапе принятия базовых решений, российские архитекторы выпали из проектирования олимпийского Сочи. Ни одного русского не допустили участвовать в конкурсе на генплан Сколкова. Русским отказано не только в их праве концептуально мыслить, но даже в праве участия в конкурсе на равных с иностранцами. Стандартная судьба проектов, рожденных иностранцами без русского участия, одинакова и печальна. В результате для Сколкова было выбрано невнятное и далеко не свежее решение. После долгих мытарств, когда время и деньги потеряны, “бездарные” русские архитекторы сейчас исправляют чужие ошибки в Сочи-2014, из тех, что еще не поздно исправить.
— Почему же так выходит, Андрей Владимирович?
— Когда западный специалист сталкивается с нашими технологиями, материалами, нормативной базой и с нашей жизнью, он не в состоянии сделать здесь ничего подобного тому, что он делает у себя на родине. Нарисовать можно все, согласовать нельзя ничего.
Мариинка — классический пример. Был проведен конкурс на реконструкцию этого театра, и тем, кто живет и работает в России, с самого начала стало понятно: то, что предложил Доминик Перро, в наших условиях нереализуемо. Золотая паутина купола, которую он создал на бумаге, в реальности руками самого Перро превращалась в тяжелый и абсурдно дорогой железный панцирь. У нас другие снеговые нагрузки, у нас другой металл — все другое. И этот результат был, строго говоря, предсказуем.
В итоге господина Перро выгнали, потому что поняли, что его фантазии не нужны, а Россия на этом потеряла гигантские средства (к тому времени на строительство было выброшено около 4 млрд. рублей. — Е.С.). Взяли новых проектировщиков, на этот раз каких-то троечников из Канады. И хотя конца этому не видно, ясно, что результат для Петербурга будет оскорбительным.
— Но, как говорят, это повелось как раз от “питерских” — именно они завели моду отодвигать российских архитекторов в сторону. Дескать, и сам Петр Первый, и Екатерина Великая для строительства голландцев и итальянцев звали, не доверяли соотечественникам — чем нынешние правители хуже?
— Со времен Петра прошло триста лет. За это время в России сложилась и существует собственная архитектурная школа, подарившая миру шедевры 20—30-х годов, радикально повлиявшие на весь ход истории архитектуры. К сожалению, последующие события, включая хрущевские гонения на архитекторов, нарушили естественное движение профессии и привели к отставанию. Но сегодня российская архитектура возвращается в мировое пространство, и это нужно поддерживать, а не разрушать!
— Иностранцы рвутся на русский рынок?
— И бог бы с ними, но во всем цивилизованном мире существуют правила присутствия и работы в другой стране, определяющие отношения своих с чужими. У нас такие правила не действуют. Сегодня всерьез обсуждают вопрос о том, чтобы и в обычном, массовом, “типовом” строительстве использовать западные проекты и нормы. Считается, что иностранцы придут сюда с готовыми решениями домов, иностранцам будет позволено строить без заключения экспертизы. Но, как в Европе, у нас все равно не получится. У нас климат не тот, металл не тот, цемент не тот, да и мы другие. Конечно, можно везти из Европы их цемент — но тогда жилье станет вообще золотым. Да и неорганизованный приход иностранцев не единственная беда. Не менее опасным является активное завоевание проектного рынка непрофессионалами. В России по федеральному закону право на выполнение работы получает не тот, кто лучше, а тот, кто заявляет меньшую цену. Которая в результате становится не такой уж “маленькой”. Все происходящее уводит нас от решения главного — от преодоления технической отсталости. Проблема заключается в том, что у нас не запущены те механизмы, которые повели бы к модернизации строительной практики.
— Как так?
— В России до сих пор существуют предельно строгие правила и ограничения. Они постоянно пополняются новыми запретами. У нас запрещено даже то, что во всем мире давно применяют. Нельзя использовать дерево в строительстве, например, так, как оно сегодня используется там, где лесов куда меньше, чем в России. Нельзя, не получив особые спецтехусловия, строить дом с магазином на первом этаже — что делалось и у нас и во всем цивилизованном мире многие столетия… Зачем молодым стараться, если все запрещено и любой шаг вперед требует неадекватных усилий? Для зарубежных же проектировщиков, на чем настаивает один из вице-премьеров, будет предусмотрен упрощенный порядок получения всех разрешений. Достаточно будет просто показать справку о том, что дом по такому-то проекту уже где-то построен, что это “типовой проект”, чтобы получить право повторно возвести точно такой же в России. Как при этом учитывать природные, климатические и иные обстоятельства? Кто будет отвечать за безопасность?
— Я знаю, что вы вместе с президентом Российской академии архитектуры и строительных наук Александром Кудрявцевым предложили Президенту России свой выход из этой непростой ситуации.
— Да, мы считаем, что, используя чужой опыт, нужно обязательно учитывать российские условия, разрабатывать свои правила, соотнесенные и согласуемые с кодами Евросоюза. Только такой подход может гарантировать равноправные партнерские отношения с Европой.
Необходимо вернуть систему творческих конкурсов (отбора лучших проектных решений), равнодоступных для своих и иностранцев, а не выбирать проект по принципу “самый дешевый” или “заграничный”. И, главное, допуск к проектированию должны иметь не только непонятные организации, как сейчас, а люди с высшим архитектурным образованием, успешным опытом работы и достойной репутацией.
источник: mk.ru