Домой История Зимний театр на Кавказской Ривьере.

Зимний театр на Кавказской Ривьере.

6203
1

Олег Кушаты,
Информационно-аналитический центр

В начале тридцатых годов 20 века советская власть решила преобразить Сочи — тогда ещё небольшой городок на черноморском побережье Кавказа. Средиземноморские и альпийские курорты для советских людей с приходом большевистской власти оказались закрытыми. Их заменить, по задумке новых властей, были призваны курорты отечественные в Крыму и на Кавказе. Рассказывают, что Иосиф Сталин лично контролировал процесс преобразования провинциального Сочи во всесоюзную здравницу. Отбирал архитектурные проекты, из которых и должен был получиться на российском черноморье социалистический Город Солнца. Одним из ключевых объектов этого города стал Зимний театр, расположенный на возвышенности чуть ли не на самом берегу моря.

— Есть легенда, как Сталин выбрал проект сочинского театра. Эту легенду ныне нельзя не подтвердить и не опровергнуть, но, говорят, что Сталин осматривал проекты сочинского Зимнего театра внимательно. Мимо стендов проходил пыхтя трубкой. Поравнявшись с проектом молодого архитектора Константина Чернопятова, кивнул в его сторону — вот этот будет… — рассказала мне заместитель директора Музея истории города Сочи Алла Гусева. — В работе над проектом Чернопятову помогали признанные тогда архитекторы Владимир Гельфрейх (автор проекта здания МИДа в Москве) и Владимир Щуко (автор памятников Ленину в Ленинграде, часто работал вместе с Владимиром Гельфрейхом). Кстати, в конкурсе проектов Зимнего театра участвовали и Гельфрейх с Щуко. В те годы они были признанными советскими архитекторами, но после выбора вождя стали консультантами молодого Константина Чернопятова.

Алла Гусева считает Зимний театр украшением Сочи. И на мой взгляд, вкус не подвёл Иосифа Сталина. Проект вылился в грандиозное сооружение с 88-ми колоннами с горизонтальной несомой частью, опоясывающими здание. На фронтоне театра установлены фигуры древнегреческих мух Терпсихоры, Мельпомены и Талии, олицетворяющие архитектуру, живопись и скульптуру. Их выполнила известный скульптор Вера Мухина. Зрительный зал театра рассчитан на 950 мест. На потолке — огромная люстра в 300 ламп с хрустальной подвеской. Зал построен с таким расчетом, чтобы сцена была видна с любого зрительского места. Словом, молодому зодчему Чернопятову удалось создать настоящую архитектурную жемчужину в социалистическом Городе Солнца на все времена. 15 мая 1938 года состоялось открытие Зимнего театра. В тот вечер давали оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке московского государственного театра оперы и балета им. К. С. Станиславского. Строительство грандиозного и необычайно сложного сооружения началось в сентябре 1934 года, а завершилось в ноябре 1937 года. «Вот бы такие темпы строителям сочинской Олимпиады», — вздыхают сочинцы, глядя на свой Зимний театр…

— Думаю, что пример быстрой реконструкции всего Сочинско-Мацестинского курортного комплекса, составной частью которого стало и строительство Зимнего театра, хорошо показывает, как можно справиться с огромным объёмом работ подготовки к Олимпиаде, — говорит Алла Гусева. — План реконструкции всего комплекса был утверждён в 1933 году, а к 1941 году он был успешно выполнен и здесь появился практически новый город. Причём в Сочи были построены сложные и грандиозные объекты без каких-либо особых технических средств, можно сказать киркой и лопатой. Иностранные специалисты и рабочие вообще не участвовали в строительстве. Они тогда ещё не верили в будущее Советского Союза. В итоге получился невероятной красоты город.

Алла Гусева рассказала мне про личную ложу Сталина в Зимнем театре. Она располагается по правую сторону от сцены. Устроена ложа так, что сидящего в ней человека не видно, он же, думаю, видел из неё всех. Ложа была оборудована спецсвязью, в неё вёл подземный ход. Сегодня там, правда, хранят декорации, а подземный ход, скорее всего, пришёл в негодность.

Современным россиянам Зимний театр в Сочи больше известен как место, где ежегодно проводится кинофестиваль «Кинотавр».

Нынешние российские власти замахнулись на новый проект — Сочи олимпийский. Такие шедевры отечественного зодчества, как Зимний театр, должны напоминать современным реконструкторам о высоких архитектурных эталонах Сочи. Возводить новые объекты необходимо, но делать это надо, оглядываясь на прежние шедевры.

Современный вид театра (март 2009г.)

Портал сцены — 16 м в ширину, 11 м в высоту. Ширина сцены — 27 м, глубина 18 м и высота 30 м. Главное фойе занимает 700 кв. м при высоте 15 м. Большой зал оформляют 20 больших колонн с коринфскими капителями, облицованными искусственным мрамором (по проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г, Гельфрейха).

На постройку и оборудование театра, благоустройство его территории было израсходовано 11 млн. 50 тыс. руб. Зрительный зал обладает хорошими акустическими возможностями. Кулисы — подарок театра К.С. Станиславского к открытию, изготовлены в его цехах.

По архитектуре Зимний театр напоминает греческий Парфенон, построенный в 438 году до нашей эры, который простоял более двух тысяч лет и был разрушен при осаде Афин в 1687 году.

«Архитектура Сочи»

источники: ia-centr.ru, Сочинское отделение Русского географического общества «История Сочи в открытках и воспоминаниях. Часть II. Сочи — Советский курорт 1917-1960 гг.»

4.3/5 - (13 голосов)

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.