Домой Город Развитие Современное градостроительное развитие берегового пространства

Современное градостроительное развитие берегового пространства

6579
0

Г.Б. Серебряков,
архитектор, советник РААСН

История человеческой цивилизации по сути – история строительства городов.

Города на протяжении всей истории развития человечества строились у воды. История развития городов – история развития берегового пространства рек, озер и морей. Расположение на берегу явилось определяющим формообразующим фактором многих городов.

Транспортная функция, вероятно, определила выбор: вода это природная дорога. Уже в древнем Египте, например, стеллы из гранитных каменоломен доставлялись в Луксор на кораблях. Развитие торговых путей привело к открытию новых континентов. Основной объем грузоперевозок в мире сегодня выполняется по морям. Самые крупные машины, построенные человеком – океанские буровые платформы.

Но кроме утилитарности использования водоемов в качестве природной дороги для перевозки грузов важным фактором привлекательности приморского образа жизни являются более мягкий климат, возможности рекреации, романтика морских путешествий. Отдых на воде или у воды в современном мире пользуется стабильным спросом.

САНИТА ПЕР АКВА. Многие санатории Крыма и Кавказа привлекательны своей береговой полосой.

Фактор близости моря — это важнейший градообразующий потенциал приморских городов.

За исключением отдельных логистических узлов, таких как Новороссийска, Туапсе, где транспортно-промышленное развитие воспринимается как агрессия, четырехсоткилометровое побережье России преимущественно осваивается курортной функцией. Анапа, Геленджик, отчасти Сочи – эти города используют в качестве основного градообразующего фактора рекреационный потенциал Черного моря.
Однако существует и ряд неблагоприятных факторов освоения береговой полосы. Отметим только два из них, один природного характера, а другой – антропогенный.

Фактор природный. Не нужно забывать, что море — это стихия, и, как всякая стихия, иногда проявляет себя разрушительно и даже убивает людей, беспечно относящихся к стихии. Задача защиты берега от агрессии моря сегодня успешно решается методами строительства различных ГТС (гидротехнических сооружений), использующих закономерности естественных процессов, происходящих во время шторма. Но морская агрессия — это природная сила, т.е. законы физики, существующие независимо от человека. Тем досаднее второй рассматриваемый фактор, ведь мы, люди, его создаем сами и сами с ним пытаемся бороться.

Фактор антропогенный. Во времена советской империи освоение Черноморского побережья носило характер государственной задачи, решали которую с государственным размахом. Город Сочи фактически получил свое развитие как результат политической программы воспитания советского человека. Единовременное возведение большей части приморских санаториев, морского порта, разработка генерального плана и строительство целого города походило на превращение утопии в реальность. Для СССР не было задач невыполнимых.

Современная экономика предполагает в основном частные инвестиции разного масштаба и динамичности. Но у них есть одно общее качество – чрезвычайная привлекательность ресурса с одной стороны и ограниченность природных факторов с другой стимулируют агрессивное инвестирование, связанное с преодолением возникающих административных (не правовых!) препятствий и экстенсивное строительство отдельных объектов без разработки глобальной стратегии освоения побережья.

В этой ситуации, как правило, учитываются исключительно интересы инвестора в ущерб общественным интересам города.

Между тем такое освоение приморских территорий наносит колоссальный вред основному градообразующему фактору, ведь привлекательность города-курорта исчезает, он постепенно превращается в город-магазин или город-ресторан, где даже уже существующие объекты, своим появлением нанесшие этот ущерб, не могут эффективно работать из-за порожденных ими же самими градостроительных проблем. Сегодня ироничное отношение к термину «общественный интерес», по-видимому, во многом сформированное этапом «развитого социализма», соперничает по степени иронии со словами «свободный рынок», «предпринимательская активность», «равноудаленность от власти».

Однако, «общественный интерес» в градостроительном контексте следует интерпретировать всего лишь как учет интересов всех людей, участвующих в жизни города, а еще шире — учет и предопределение возможных тенденций развития в отдаленной перспективе. При этом многие факторы «общественного интереса» сегодня для непрофессионального осмысления неочевидны и зачастую опускаются властью как несущественные.

Успешный градостроительный проект для приморского города сегодня, учитывая все благоприятные и неблагоприятные факторы, предлагает такие условия развития, которые стратегически направлены на сохранение основного градообразующего фактора – рекреационной приморской среды. Градостроительное проектирование — это единственный вид проекта, предназначенный в первую очередь для учета общих интересов всех людей, живущих в городе. И здесь интересно рассмотреть особенности приморского градостроительного проектирования, направленного на комплексное решение проблем, созданных неблагоприятными факторами, о которых уже шла речь.

Градостроительные проекты, связанные на Черноморском побережье с прибрежными зонами, оперируют на границе двух сред – воды и суши и балансируют между двух стихий: стихии воды и стихии человеческой предприимчивости. Такие проекты обладают некоторыми характерными особенностями: они безусловно учитывают влияние природной среды – моря, они имеют дело с территориями, как правило, бессистемно застроенными и они используют один и тот же прием – строительство гидротехнических сооружений различного назначения. Такие проекты не могут быть мелкими или решающими только половину проблем. Если что-то недопроектировано или недофинансировано – стихия очень скоро приведет строительную площадку в первоначальное природное состояние.

ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» имеет богатый опыт разработки проектов реконструкции приморских территорий городов Черноморского побережья.

Марина в г. Новороссийск
img-aso-5168img-aso-5169

Марина в пос. Дагомыс, г. Сочи
img-aso-5171img-aso-5172

Остров «Ривьера», г. Сочи
img-aso-5173

Кроме того, наш интерес привлекает освоение прибрежных акваторий. Основной прием освоения и основной инструмент борьбы с неблагоприятным природным фактором – строительство гидротехнических сооружений для защиты от волн акваторий и пляжей. Как известно, пляж, кроме рекреационной привлекательности обладает еще одним уникальным свойством: это наилучшая защита берега от морской эрозии. Еще более привлекательным его делает природная сущность процесса защиты. Во многих случаях защита берега происходит за счет естественного процесса разрушения волны на пляже, а задача гидротехники – стабилизировать этот естественный процесс. Санация галечника — тоже естественное явление, причем выполнить его каким-либо искусственным механическим способом вообще невозможно. Таким образом, строительство ГТС, использующих естественные природные силы и законы для сохранения динамической устойчивости пляжей – наилучший способ защиты берега.

Известны два основных способа обеспечения динамической устойчивости: строительство бунных гребенок и устройство прерывистых волноломов. Оба приема используются в мировой практике, однако большим преимуществом пользуется способ прерывистых волноломов. Он не только обеспечивает требуемую защиту, но за счет естественных волновых процессов формирует бухтовые пляжи, несравнимо более привлекательные, чем отсеки, образуемые бунными гребенками. В России, однако, используют именно строительство бун, способ испытанный, не требующий серьезных научных обоснований и к тому же весьма ресурсоемкий.

В области защиты акваторий, поиск оптимальных решений лежит в разработке разумно обоснованной мощности ГТС, противостоящих волновому воздействию и обеспечивающих волновой режим на защищенной акватории. Речь идет об акваториях марин – многофункциональных комплексах, предназначенных в основном для хранения и обслуживания парусных и моторных судов, но в силу своей эстетической привлекательности превращающихся в городские досугово-торговые рекреационные центры. Все дело в морском антураже, он создает качество среды, привлекающее горожан и особенно гостей курорта, не достижимое вне морского окружения.

Марина в г. Тиват, Черногория

В нашей мастерской разработана программа развития инфраструктуры яхтинга на Черноморском побережье, которая становится основой инвестиционной привлекательности этого региона России. Программа размещения марин и отдельные разработанные объекты выставлялись нами на международных инвестиционных форумах MIPIM в Канне и CITYSCAPE в Дубаи, но инвестирование столь масштабных проектов – дело государственное и, вероятно, федерального уровня.

Мы убеждены в перспективности предлагаемого пути развития и не сомневаемся в том, что ближайшем будущем у России появится сеть морских объектов, обеспечивающих круизный туризм, ведь все остальные страны Черноморского бассейна их уже построили.

Что же касается упомянутого ранее второго неблагоприятного фактора – антропогенного характера, то, пожалуй, главным приоритетом в разрабатываемых нами проектах является реконструкция или создание новой рекреационной городской среды.

Масштабность градостроительных проектов реконструкции участков побережья позволяет решить сразу несколько задач, в других условиях решений не имеющих. В арсенале приемов нашей работы создание искусственных территорий занимает особое место. Гидротехнические сооружения представлены целой палитрой конструктивных решений и рассчитываются в каждой ситуации индивидуально – в зависимости от решаемой задачи и конкретных природных факторов, но служат достижению одной цели: обеспечивают создание новой территории, что в свою очередь позволяет изменить пространственные характеристики градостроительно значимых приморских участков города.

Основным приоритетом в проектах реконструкции является создание приморского парка – непрерывного озелененного пространства общего пользования, как правило, утраченного в течение последних десятилетий российского рыночного развития. Приморская набережная во многих случаях бывает также угнетена или даже подменена торговой функцией, при этом зачастую объекты недвижимости, возникшие на набережной (иногда даже «над» и «под» набережной), имеют правовые документы дающие право на их аренду в течение полувека или даже подтверждающие факт собственности.

Существующее состояние Центральной морской набережной Сочи
img-aso-5178img-aso-5179img-aso-5180

В современной российской правовой ситуации оспорить право собственности на такие объекты не представляется возможным, генезис возникновения этого права, возможно, когда-то явится предметом рассмотрения, правоведов, историков и, наверное, следователей, но сегодня единственным реальным выходом является строительство новой набережной, на искусственной территории вместе с парком восстанавливающими природную курортную среду. Территориальный ресурс, уничтоженный в процессе формирования рыночных отношений и поглощенный участниками этих отношений, восполняется за счет акватории моря – процесс не из дешевых, но приносящий радикальное решение проблемы уже сегодня.

Проект реконструкции приморского парка и морской набережной Центрального района г. Сочи
Ii?neay ?ae?aaoeiiiay iaaa?a?iay Oaio?aeuiiai ?aeiia a.Ni?eimg-aso-5183

Проект реконструкции приморского парка и морской набережной центра Лазаревского
img-aso-5182

«Архитектура Сочи»

[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]

5/5 - (2 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.