1 июля 1937 года новый корпус санатория «Правда» принял первую партию отдыхающих.
Местная газета «Красное знамя» за тот день сообщила:
В новом корпусе санатория 33 палаты, из них 8 люксов. При каждой палате — уборная, душ, а в люксах и ванна. При всех палатах — балконы лоджии.
В корпусе есть вестибюль, гостиная, солярий и видовая площадка, с которой открывается замечательный вид на санаторий РККА им. Ворошилова, санаторий Наркомтяжпрома, на автостраду и на море. Мебель для санатория изготовлена по специальному заказу.
Стоимость первой очереди строительства — 4 миллиона рублей. Начата подготовка к строительству второго корпуса, который должен быть готов к открытию курортного сезона в 1938 году.
История санатория «Правда» тесно связана с санаторием «Х лет Октября», расположенным по соседству.
В 1927 году на базе бывшей дачи и парка князя Петра Николаевича Трубецкого был создан дом отдыха «Х лет Октября» для работников Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1934 году рядом открылся ещё один сезонный дом отдыха «Печатник» на 50 мест. В 1936 году деревянные строения летних дач князя П.Н. Трубецкого и княгини С.Н. Глубовой (ур. Трубецкой) были снесены, а на их месте построены новые комплексы: санаторий «Х лет Октября» (арх. А.И. Иванов) и санаторий «Правда» (арх. П.П. Еськов)1 Сегодня оба комплекса объединены в один под именем «Санаторий «Правда».
Архитектура комплекса, построенного по проекту архитектора П.П. Еськова, не осталась незамеченной. Упоминание об этом санатории можно найти в книге Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста. Архитектурный очерк», изданной в 1950 году:
«Следуя по проспекту дальше, мы увидим справа панораму древесных крон и моря; здесь же между автострадой и морем расположен санаторий «Правда» (арх. П. П. Еськов), построенный в 1936 году.
Находясь ниже проспекта, во впадине, он лишён архитектурных преимуществ, которые даёт зданиям эффектное положение на высоких господствующих точках рельефа, но вместе с тем положение ниже проспекта очень удобно для санатория, так как его территория подходит непосредственно к морю, что позволяет больным посещать пляж без помощи механического транспорта. Ввиду террасной планировки участка здания санатория имеют разную этажность со стороны моря и проспекта. Более значительными по высоте и архитектуре являются фасады, обращённые к морю. Однако вследствие павильонного устройства санатория его фасады не находятся в основе композиции. Общее впечатление от архитектурного образа в данном случае зависит от всей пластики комплекса в целом.
Обладая большим опытом в специальном архитектурном жанре санаторного строительства, архитектор Еськов чрезвычайно продуманно разместил корпуса применительно к рельефу участка, успешно организовал внутреннюю планировку помещений, особенно спальных корпусов. Членения основных объёмов здания правдиво соответствуют их внутреннему устройству. В формах здания, в устройстве крылец, балконов, лесенок и т. д. чувствуется приветливость, заметна пропорциональность, соответствующая масштабу человека. В обработке деталей наружной архитектуры автор исходил из форм отечественной классики, взяв за основу наиболее лиричный—ионический ордер.
В разработке отдельных фрагментов архитектуры есть недостатки; самый значительный из них — это мотив портиков, каждая колонна которых стоит на отдельном рустованном пьедестале. И все же этот санаторий — наиболее удачное произведение автора.»
[tp_search_shortcodes id=»1″ origin=»» destination=»» type=»» subid=»»]
- Сочинское отделение Русского географического общества. «История Сочи в открытках и воспоминаниях. Часть II», Майкоп, 2007. С. 100 ↩