Самая красивая на фото С. М. Прокудина-Горского дача Сочинского округа давно манила меня, но добраться до неё удалось относительно недавно.
В 1907 году немолодой уже лейб-хирург Е. В. Павлов становится сочинским дачником, приобретя участок под номером 22 в Уч-Дере. Посетив черноморское побережье Кавказа, Павлов начинает активно пропагандировать Сочи как лечебно-климатическую станцию и курортное место:
«Сочи — лучший уголок не только России, но и всего мира. Я, 62-летний старик с больным сердцем и артериосклерозом, буквально перерождаюсь в этом уголке… Я не знаю, найдётся ли на берегу Франции место, которое могло бы соперничать с Сочи как климатическая станция.»1
Не жалея времени и сил, Евгений Васильевич занялся обустройством своего дачного имения.
Был возведён двухэтажный жилой дом с пристроенной видовой башней, в котором было шесть комнат, а на второй этаж вела кованная железная лестница.
Комплекс имения включал в себя пять построек, гармонично вписанных в великолепный ландшафт декоративного парка. Над домом прислуги возвышался железный флюгер, в нём находилась метеостанция. На фасаде одного из домиков кирпичом выложено «ПТИЧНИКЪ» и рядом указана дата его строительства — 1914 год. Но сам дом построен раньше, так как путешествующий по России в 1912—13 гг. фотограф С. М. Прокудин-Горский запечатлел несколько видов как дома, так и сада-огорода дачи.
Об имении Павлова, как показательном, упоминают и некоторые путеводители по Сочи того времени:
«Здесь, между прочим, находится благоустроенная дача одного из культурных пионеров побережья известного профессора лейб-хирурга Е. В. Павлова, который ввёл образцовую культуру и достойное подражания благоустройство, у которого имеется метеорологическая ст. 2-го разряда, а с 1913 г. введена впервые на побережье паровая сушка чернослива.»2
Также отмечается, что в имении предоставлялся ночлег и оказывался радушный приём велосипедистам. В 1910-х годах велосипедные прогулки по Черноморскому побережью Кавказа всё больше набирали популярность и можно было встретить «целые кавалькады циклистов, проезжающих подчас от Новороссийска до самого Сухума.»3
Сегодня здания имения профессора Павлова находятся на балансе санатория им. Семашко и предоставлены для проживания его работникам.4 К сожалению, территория и постройки находятся в ужасно запущенном состоянии. Башня сохранилась только в уровне первого этажа.
Стоит отметить, что и спустя сто лет качество строительства и каменной облицовки поражает.
Удивляет, что за время существования дома деревянный этаж сохранился почти целым. Утрачены лишь отдельные элементы.
Сохранился и домик прислуги (но тоже с пристройками), и другие постройки усадьбы.