Ирина Квезерели-Копадзе,
эколог, канд.тех.наук, член-корр. Экологической Академии
Концепция благоустройства и озеленения трассы «Дублер Курортного проспекта»,
в пределах полосы отвода, разработанная по заказу ФГУ «Черноморье»
Проблема
Учитывая прошлый и современный опыт, есть опасение, что, по завершению строительства в полосе отвода останутся деградировавшие территории с вырубленным зеленым массивом и социально опасными зонами.
Цели проекта
Экологическая стратегия Сочи 2014 предусматривает «реабилитацию жилых районов после транспортного строительства». Но, учитывая масштабы строительства, протяженность трасс и площади отвода земель, речь должна идти о создание нового постиндустриального пространства курорта. Благоустройство и озеленение подэстакадного пространства, припортальных и надпортальных участков должно стать нормой для курортного города.
Характеристика объекта
Дублер Курортного проспекта по проекту имеет протяженность 16,5 км, 9 тоннелей, 11 эстакад и 8 транспортных развязок. Протяженность эстакад шириной до 30 метров около шести километров. Что составляет 180 тыс. кв. метров подэстакадного пространства. В некоторых местах под эстакадой пройдет двух полосная дорога, где-то останутся дома и городские постройки, но большими пятнами будут разбросаны неосвоенные территории. Неминуемо станет вопрос безопасности пространства под сооружением. Мировой градостроительный опыт показывает, что безопасность пространства — в хорошей его организации, многолюдности, просматриваемости и хорошей освещенности территории, а не в ограниченности доступа. Организация многофункциональности этого пространства (скверов, газонов, паркуровских трасс, этнографических музеев, современных инстоляций) улучит качество жизни горожан и гостей курорта, поддержит курортную привлекательность.
Для гармоничного развития района одновременно и в едином стиле должны быть благоустроены прилегающие территории.
Направления деятельности
При проектировании необходимо учитывать следующее:
- С особой тщательностью должна быть выполнена организация пространства в густонаселенных районах, где вырубка зеленого массива нанесла физический и моральный ущерб проживающим рядом людям.
- При проектировании подэстакадного пространства в первую очередь должна быть изучена инсоляция территории и только после этого выделены участки под озеленение. В противном случае затраченные средства на озеленение не принесут результата.
- На озеленяемых участках подэстакадного пространства должны быть предусмотрены оросительные сети.
- Все подэстакадное пространство должно быть освещено.
- Крупные подпорные стены перед жилыми домами должны быть вертикально озеленены, либо декоративно оформлены монументалистами.
- При проектировании тротуаров и газонов должен быть сохранен стиль города (газон вдоль полотна дороги и прямой тротуар).
- На всем подэстакадном пространстве не должно быть неконтролируемых зон! Такой риск присутствует на улице Чайковского – по обе стороны нижней трассы за подпорными стенами в пределах съездов с эстакады. Длина каждой подпорной стены 150 метров, высота – до 5 метров. На этих территориях(2 х150м х 6м) может быть проложена паркуровская трасса с тренировочными конструкциями, создания которой так долго ждут активисты молодежного движения. Трасса позволит не только сделать эту часть города более оживленной, но и привлечь туда здоровую спортивную и правильно ориентированную часть молодежи. Все внешнее подэстакадное пространство вдоль откоса железной дороги может быть выделено под площадку для выгула и тренировки собак, так же отсутствующую в этом районе города.
- Вдоль трассы не должно быть глухих стен! Так вдоль территории хлебозавода после пересечения улицы Гагарина глухая стена ограды должна быть заменена решетчатыми конструкциями, пропускающими солнечные лучи и обеспечивающими просматриваемость территории. В противном случае там возникнет еще одна неконтролируемая не озелененная зона.
- В озеленении подэстакадного пространства предполагается использовать растения, требующие низкого уровня инсоляции. В основном, это будут газоны с группами деревьев и кустарников у опор эстакад для обеспечения проветриваемости пространства.
- По проекту предполагается установка шумозащитных экранов на уровне земли под эстакадой на улице Чайковского. Что, очевидно, резко ухудшит инсоляцию, просматриваемость и проветриваемость территории, и будет способствовать увеличению концентрации вредных веществ. Передвигаться как пешком, так и в машине с опущенными стеклами станет некомфортно. Наличие экранов только на эстакаде вдоль всей скоростной трассы необходимо и достаточно для решения проблемы шума.
- Совершенно новыми для густонаселенных районов города будут порталы тоннелей. Надпортальные территории должны сохранять целостность городского ландшафта. Так надпортальный участок в районе улицы Тоннельной должен быть спроектирован как логическое продолжение мемориального парка, оформлен в виде зеленого холма с организованным регулированием поверхностных вод к зеленым насаждениям. Аналогичный подход должен быть и на остальных тоннелях.
- Проект должен учитывать долгосрочную перспективу развития города. Наличие скоростной автострады со съездами и транспортными развязками и возможность попасть в центр города за несколько минут предполагают бурное жилищное строительство в районе улицы Фабрициуса и Транспортной, что сделает необходимым создание в этих районах общественных территорий. Общественные парки под транспортными развязками и эстакадами должны быть заложены уже сегодня.
- Желательно, чтобы земли под развязками и эстакадами не передавались в федеральную собственность, а оставались муниципальными для дальнейшего управления.
- Распознав привлекательность многофункционального освоения подэстакадного пространства и прилегающих территорий, а главное, просчитав сроки окупаемости, городские и федеральные власти должны разрешить замену условий зонирования прилегающих территорий.
- Администрация города должна осуществлять проект благоустройства прилегающих к трассе территорий одновременно с аналогичными мероприятиями в зоне отвода. На средства компенсационных выплат должно быть проведено оздоровление и реконструкция зеленых насаждений «для приведения их в соответствие с законодательными требованиями по содержанию в городах Российской Федерации».
- Необходима постоянная консолидированная работа Заказчика, Генподрядчика и Администрации города Сочи на всех участках трассы
Пример вертикального озеленения портала тоннеля.
Ресурсы проекта
В проекте заложены средства на благоустройство и озеленение в рамках отвода под строительство. Город получил компенсационные выплаты от ДСД «Черноморье» для рекреационных целей.
Человеческие ресурсы представлены достаточным числом специалистов в области ландшафтного дизайна, дендрологии, архитектуры, инженеров–строителей.
Проект благоустройства подэстакадного пространства, припортальных и надпортальных участков и прилегающих территорий должен быть выполнен на стадии рабочего проектирования.
Риски
- Качество строительства. Существует опасность, что в период строительства грунт будет сильно уплотнен, залит бетоном, цементным раствором, горючими маслами и замусорен до такого состояния, что производить посадки растений станет чрезвычайно дорогим и необеспеченным сметой.
- Претензии на собственность земли со стороны федеральной службы дорог, железной дороги и муниципалитета. Различие интересов. Невозможность консенсуса.
Обоснование полезности проекта
- Улучшение качества городской среды.
- Использование территорий для нужд города.
- Повышение курортной привлекательности города.
- Повышение девелоперской стоимости жилья и земли на прилегающей территории.
- Реализация совместного проекта ДСД «Черноморье» и Администрации города даст неоценимый опыт, и будет способствовать установлению долгосрочных партнерских отношений с важным заказчиком.
Примеры освоения подэстакадных пространств в других странах:
прекрасные предложения , дай бог , чтобы они сбылись! В натуре раскидают ларьки по всей трассе и торговцы с набережной окупируют своими «шмотками».
Было бы здорово, если бы не только с дублером так делалось, а везде. Особенно в районе развязки КСМ, так и напрашивается сквер и озеленение, а нет! все в заборах, грязища. В общем хочется верить, да никак…
В Сочи так, как на фото, не получится. Беспорядочная застройка, долгое отсутствие градостроительного плана и ноу-хау под названием «жилые гаражи» сделали свое дело! Как следствие теснота, пробки, отсутствие площадей, тротуаров, узенькая набережная на которой размещены торговые палатки… Одним словом отличный курорт превратился в город, в котором невозможно жить и отдыхать…