Автор: Анна Сурина, СГУТиКД, г. Сочи
Руководитель проекта: Шламова Д.Б.
Проектирование: 2011 г.
Одной из главных проблем при благоустройстве и развитии пляжей всего Большого Сочи является прохождение железнодорожного полотна в непосредственной близости, а иногда и по краю песчаной полосы. В некоторых местах ситуация усугубляется прокладкой второго пути. Помимо этого, пляжная полоса в отсутствие должной инженерной защиты постоянно разрушается под действием морских вол. Все это привело к тому, что в городе-курорте осталось очень мало благоустроенных пляжей, отвечающих нормам Приказа № 119 от 5 сентября 2006 г. Федерального агентства по туризму «Об утверждении системы классификации пляжей» и не соответствует «Голубому Флагу», который присуждается Международной Федерацией экологического образования. Комплексно решать эту проблему предлагает выпускница СГУТиКД 2011 г. Анна Сурина.
Являясь участником «Гринпис» и лауреатом конкурса Союза Дизайнеров России среди студентов «За самое экологическое решение», Анна в своем дипломном проекте, разработанном под руководством Д.Б. Шламовой, предложила дизайн-концепцию модульного проектирования пляжных зон и прилегающей территории, которая призвана улучшить городскую среду и экологическую обстановку на побережье.
© Анна Сурина
Модуль состоит из здания прилегающего к тоннелю, прогулочной лестницы и шахтовых лифтов при высоте здания более двух этажей.
© Анна Сурина
Один из достоинств модуля является то, что функция его может варьироваться от спортивно-оздоровительного до рекреационно-развлекательного комплекса, который имеет неразрывную связь с предметно-пространственным миром. Модуль может менять как габариты, так и форму.
© Анна Сурина
Преимущество модульного благоустройства заключается в новаторстве идеи для России. Модульное благоустройство это современный подход к решению большого ряда проблем, в том числе использование сложного прибрежного рельефа и наличие железной дороги. Модульно-комплексный подход позволит сохранить городу статус «курорта круглый год».
© Анна Сурина
Модульное благоустройство означает:
- Централизация сферы отдыха и сосредоточенность в одном месте всего спектра услуг.
- Задействование дополнительной площади под парки и оздоровительные комплексы (площадь, получаемая за счет образования тоннеля)
- Расширение пляжной полосы
- Открытый доступ на пляжи и посещение парковой зоны
- Открытие отелей 3-4 звезд
- Открытие бальнеологических центров, дефицит которых сильно ощущается в отдаленных от центра поселках
- Открытие спортивных учреждений, в том числе и детских спортшкол
- Создание экологически чистой территории
- Дополнительные рабочие места
- Доступная среда для инвалидов и других маломобильных граждан.
© Анна Сурина
Данный пример разработан для пляжа п/л «Ласточка» в пос. Мамайка г. Сочи, но подобные модули можно использовать не только в Сочи, но и в других приморских городах. Ведь железная дорога вдоль морского берега проходит так же в г. Анапа, г. Новороссийск и всех городах и поселках, находящихся побережье Черного и Азовского морей.
Реализация «модуля» повлечет за собой кардинальное изменение культуры восприятия курорта и как следствие этого — большой приток отдыхающих. Чистые пляжи и предоставление всевозможных удобств не только оправдает затраты на строительство модулей, но и поможет вывести город-курорт Сочи на мировой уровень.
По-моему, упущено одно важное преимущество данного решения: безопасное пересечение железной дороги на пути к пляжу, что для Сочи до сих пор актуально.
И еще здесь почему-то не оговорен доступ к пляжу для лиц с ограниченными возможностями — это либо пандусы без ступенек, либо лифты, даже на один этаж, если нет возможности сделать пандус; плюс надписи азбукой Брейля везде, включая поручни (обычно на такие «мелочи» разработчики проекта не обращают внимания, а строители — из-за того, что нет в проекте).
Пандусы предусмотрены и довольно большие, так же на пляжной зоне разработаны пути движения для инвалидов колясочников. Лифты являются основным спуском, и естественно предусмотрены для маломобильных людей. Что касается азбуки Брейля, все это должно быть доработано при реализации проекта, так же можно открыть школы по плаванию для детей и инвалидов, сейчас это концептуальное предложение, и главной задачей стоит показать способ возможности использования пляжной зоны г. Сочи.
Все, конечно, красиво нарисовано, но это так не для реализации в условиях Б. Сочи с особенностью прохождения жд путей — это не реально и к тому же, сколько надо намывать пляжей в рамках одного проекта, да еще выкладывать на информационные сайты такое…больше что, писать нечего?!
Как раз для условий Сочи это — оптимальное решение по обеспечению доступностей пляжей через железнодорожное полотно. Пляжи намывать для этого не нужно (хотя и полезно, если есть такая возможность).
Проблема ж.д. через Сочи не только в том, что она преграждает путь к морю практически везде. Она практически не используется для внутригородских перевозок. Хотя потенциально это самый дешевый, быстрый и экологически чистый способ передвижения и людей и грузов. Энергию Паховома бы в это русло…
По-моему, стоит также разработать вариант совмещения такого доступа к пляжу с остановкой электрички (которую по идее надо бы трансформировать в наземное метро для связи районов Сочи).
Это решит и проблему контроля поездки только пассажиров с билетами, и позволит жителям центра города легче и быстрее выбираться на пляжи за городом.
Идея хорошая ! А это главное. Мелочи в принципе решаемы. Проблемы будут с землепользователями, но при наличии грамотных, порядочных руководителей города ,проблемы решаемы.
Проект очень актуален!Дело в том, что с идей перекрытия железной дороги решается масса проблем: шумозащита пляжей и прилегающей к ж/д городской и курортной зон,увеличение пригалечниковой ровной,зелёной,наиболее ценной в курортно-рекриационном отношении земельной площади на несколько тысяч гектаров.Это оправдает существующие немыслимые цены на землю,стабилизирует оползневые участки вдоль железной дороги (сейчас деньги просто зарываются в землю)и в конце-концов даст людям работу(после Олимпиады).