Домой Транспорт Вокзалы Вокзал построится, перрон останется

Вокзал построится, перрон останется

1470
0

Анна Мартовицкая,
archi.ru, 13.08.2012

По заданию ОАО «Росжелдорпроект» Архитектурная мастерская «» разработала концептуальные предложения по реконструкции и модернизации вокзальных комплексов сразу для трех курортов Краснодарского края — , Лазаревского и Хосты.

Архитектор: Никита (Nikita Yavein)
Мастерская: «Студия 44»

Вокзальный комплекс в г. Туапсе
Авторский коллектив:

Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

Вокзальный комплекс в пос.
Авторский коллектив:
Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

Вокзальный комплекс в пос.
Авторский коллектив:

Никита Явейн, Василий Романцев, Владимир Лемехов, Петр Шлихтер, Надежда Гончарова, Андрей Патрикеев, Александр Сурцов, Юрий Ашметьев, Алексей Веткин

Эти эскизные проекты роднит не только география – разработанные в одной мастерской, они, в первую очередь, отличаются бережным отношением к сложившемуся масштабу градостроительной среды.

«В двух случаях из трех мы сохраняем существующие вокзальные здания, но даже там, где мы предлагаем построить новый комплекс, речь не идет о тотальной замене старого новым, – поясняет Никита Явейн. – Напротив, все ценные исторические постройки тщательно сохраняются и воспроизводятся на новом витке эволюции транспортного строительства».


Генплан вокзала в Туапсе

Наиболее масштабный проект «Студия 44» разработала для Туапсе – его предполагается реализовать в два этапа, до Олимпийских Игр 2014 года переоборудовав пути и платформы, а уже в пост-олимпийский период реконструировав здание вокзального комплекса и возведя новые коммерческие корпуса. Здание железнодорожного вокзала Туапсе, построенное в 1952 году, является объектом культурного наследия регионального значения: это довольно эффектное сооружение в «сталинском» стиле, своим главным фасадом обращенное к привокзальной площади и улице Победы. По замыслу «Студии 44», оно сохранит свою роль композиционного центра вокзального комплекса. После реставрации в нем разместятся вестибюль для пассажиров, билетные кассы, зал ожидания, камера хранения багажа, комната матери и ребенка и другие неотъемлемые составляющие комфортного пребывания путешественников на вокзале. Кроме того, часть функций разместится в подплатформенном пространстве – с этой целью архитекторы предлагают поднять пассажирские платформы на 1,1 м от уровня головки рельса.

Справа и слева историческое здание будет фланкировано новыми «крыльями» – двумя группами строений, вытянутыми в линию вдоль железнодорожных путей. Здесь появятся магазины, заведения общественного питания, интернет-кафе, всевозможные досуговые и сервисные учреждения, которые предполагается не объединять в одно здание, а разместить в отдельных небольших объемах высотой 1-2 этажа. Разделенные пешеходными проходами живописной планировки, эти павильоны сформируют своего рода «торговые кварталы» с камерной, сомасштабной человеку средой.

«Для нас принципиально важно, что создаваемая здесь среда будет носить полностью открытый характер и станет проницаемой для пешеходного транзита к перронам, – комментирует Никита Явейн. – Подобное «приращение» к вокзалу превратит его из объекта транспортной инфраструктуры в многофункциональный центр притяжения в городе, который сегодня испытывает острый дефицит в комфортабельных зонах отдыха».

Все магазины и кафе будут установлены на единый стилобат, простирающийся от привокзальной площади до самых пассажирских платформ. Архитекторы намеренно уравнивают отметки верха стилобата с отметкой платформ – это позволит им расположить внутри основания достаточное количество парковочных мест. А над пассажирскими платформами и всеми новыми зданиями они предусмотрели навесы, защищающие от солнца и осадков, а также визуально «собирающие» разнообразные объемы в единую композицию. Навесы имеют форму очень вытянутых трапеций, в которых вырезаны световые фонари – треугольники, квадраты, круги. Они опираются на тонкие элегантные колонны с неравномерным шагом, которые, с одной стороны, поддерживают тему колоннады главного здания, а, с другой, подчеркивают современное происхождение пристроек.


План на отметке 0.000

План на отметке -3.370

Здание железнодорожной станции пос. Лазаревское памятником, наоборот, не является, однако авторы проекта отдают дань его архитектуре и обаянию. Кроме того, на перроне перед вокзалом находится объект культурного наследия регионального значения – бюст адмирала М.П. Лазарева (1954, скульптор И.В. Шмагун), который давно стал визитной карточкой этого курорта. Решив сохранить исходный диалог здания и монумента, архитекторы положили в основу разработанного для Лазаревского проекта реконструкции вокзального комплекса идею о новом обрамлении старинной картины. Структура нового вокзального сооружения действительно очень напоминает рамку: два корпуса и здесь располагаются по обоим флангам исторического здания, а между собой они связаны единой кровлей, которая образует навес над старым вокзалом и привокзальной площадью.

И если в предыдущем проекте «крылья» имели характерную треугольную форму, то здесь архитекторы отдали предпочтение более строгому параллелепипеду, «остов» которого сдержанно брутален, а заполнение (фасады) эфемерно, отводя главную роль во всей композиции именно историческому зданию. Кстати, после реконструкции в нем предполагается разместить пригородный вокзал. В одном из вновь возводимых корпусов расположится вокзал дальнего следования, в другом – коммерческие заведения (в первом этаже) и гостиница (на 2-ом, 3-ем и 4-ом этажах). Верхние этажи новых корпусов занимают рестораны с открытыми террасами, откуда открывается впечатляющий вид на море.


Продольный разрез

Иной градостроительный сценарий «Студия 44» придумала для Хосты. Дело в том, что железнодорожная станция этого поселка расположена в тупике улицы Платановая под Хостинским виадуком – автодорожным мостом, являющимся элементом автомагистрали Сочи – Адлер. Существующее здание вокзала почти не просматривается извне, т.к. его практически полностью загораживают постройки по Платановой улице и виадук, и, видимо, именно этим обусловлен сугубо утилитарный характер архитектуры существующего комплекса – по сути, он является составной частью двух транспортных сооружений.

Одной из задач проекта реконструкции как раз и стало придание ему более яркого и самостоятельного характера, кроме того заказчик хотел включить в состав вокзала коммерческие площади. Разбирая существующее здание, архитекторы предлагают возвести на его месте более крупный и длинный объем, вторящий очертаниям виадука. Поскольку мост именно здесь делает довольно заметный изгиб, здание в плане также приобретает форму дуги, и именно заданная гигантским сооружением экспрессия движения становится главной темой его архитектурного решения. Вокзальный комплекс представляет собой минималистский объем, облицованный стеклянными и деревянными панелями, которые декорированы тонкими горизонтальными полосами – своего рода метафорой мелькающих мимо поездов и машин. Эти материалы выгодно контрастируют с массивными бетонными опорами моста, придавая вокзалу более «человечный», гостеприимный вид.

Часть двухэтажного здания, в соответствии с проектом, будет отведена под магазины и ресторан, часть – под собственно вокзальные помещения, а на плоской эксплуатируемой кровле новой железнодорожной станции архитекторы предлагают устроить автостоянку, заехать на которую можно будет по пандусу с Платановой улицы. Паркинг, расположенный между автострадой и вокзалом, выполняет не только утилитарную функцию, но и служит символической перемычкой между миром машин и поездов.

«Архитектура Сочи»

источник: archi.ru

Вокзал построится, перрон останется
Оцените, пожалуйста

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.