Сейчас для принятия инвестиционного решения необходимо разработать проектную документацию и получить положительное экспертное заключение. В итоге застройщики сталкиваются с серьёзными финансовыми и временными издержками, измеряемыми миллионами рублей, и месяцами, если не годами. И только потом принимается решение, быть проекту или нет. Естественно застройщики весьма неохотно идут на изменение уже разработанного проекта, особенно если есть положительное заключение экспертизы. Если учесть ещё тот факт, что проект разрабатывается в тайне от общественного мнения, то градостроительные конфликты неминуемы.
«Институт обоснования инвестиций позволит нам на раннем этапе, ещё до подготовки проектной документации, получить принципиальный ответ — целесообразна или нет реализация проекта с учётом выбранных застройщиком основных решений, относительно места размещения объекта, сроков и этапов строительства, вариантов архитектурных, конструктивных, объёмно-планировочных и технических решений. Кроме того, новый механизм позволяет оценить и стоимостные показатели планируемого строительства. Как результат, мы уменьшаем риск ошибок на самой ранней стадии подготовки инвестиционного проекта и ускоряем, существенно ускоряем стройку в целом», — считает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.
Стоит отметить, что применение института обоснования инвестиций – это право инвестора, а не обязанность, если только речь не идёт о проектах с федеральным финансированием. При этом порог повышается с 0 до 3 млрд руб.
Разрабатывать материалы обоснования инвестиций смогут проектные организации, имеющие допуск СРО. Документация будет проходить экспертную оценку в рамках технологического и ценового аудита с обязательным проведением общественного обсуждения. Фактически механизм обоснования инвестиций станет более публичным, чем действующие сегодня процедуры проведения технологического и ценового аудита. Таким образом многие градостроительные конфликты можно будет предотвратить на ранней стадии, что, безусловно, скажется на уровне социального напряжения в городах.
Результат обоснования инвестиций – это стоимость проекта, которая может быть рекомендована для заключения контрактов на проектирование, строительство и последующие этапы жизненного цикла сооружения, а также задание на проектирование, которое тоже будет проходить экспертную оценку, что поможет сделать задание максимально полным и избежать ошибок при последующем проектировании.
Обоснование инвестиций, задание на проектирование, результаты технологического и ценового аудита обоснования инвестиций станут обязательными документами для принятия решений о государственных капитальных вложениях. Нормативные сроки и стоимость его разработки зависят от сложности проекта, но всегда кратно ниже соответствующих сроков и затрат на создание и экспертизу полноценного проекта, а также на последующую его корректировку и повторное прохождение экспертизы, если в этом возникнет необходимость.
Законопроект № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» направлен на исполнение поручений Президента России от 11 июня 2016 года № ПР-1138ГС о создании института обоснования инвестиций в строительстве, его технологического и ценового аудита. В первом чтении законопроект был принят Государственной Думой ещё 20 июня 2018 года. Работа Минстроя России при подготовке поправок ко второму чтению сосредоточена на том, чтобы упростить механизм обоснования инвестиций и ускорить его внедрение. Поправки уже внесены в Правительство РФ и могут быть приняты в самое ближайшее время.