Аркадий Гершман,
gre4ark.livejournal.com
Долгое время в российских городах не было качественных общественных зон, а в некоторых нет и сейчас. Зато практически в каждом крупном городе есть торговый центр, который часто заменяет собой эти самые общественные пространства. И эти центры притягивают горожан — людям нравятся быть в торговых центрах, проводить там время, даже если им ничего не надо купить. В чём секрет, как несколько этажей магазинов приманивают людей, и как сделать то же самое для площадей и улиц?
Часто чиновники не понимают, что многолюдные улицы — залог успешного развития города, зато это хорошо понимают девелоперы и торговцы, для которых люди=деньги, и которые строят торговые комплексы так, чтобы горожане проводили там как можно больше свободного времени и даже целые выходные. Это достигается определёнными механизмами:
В них есть что делать
Ключевой момент любого торгового центра — там есть чем заняться. Даже если вы не собираетесь покупать что-то, в торговом центре наверняка будут другие активности: кинотеатр, боулинг или что-то ещё. Многофункциональность — залог успешности, который как магнит тянет разных людей.
Общепит
Невозможно создать успешное место для широкого круга людей без еды. Такая простая и естественная потребность, но многие её недооценивают, а зря. Это немного коррелирует с прошлым пунктом, но этот момент слишком важен, поэтому пусть будет отдельно.
Удобно и интересно
Проходы в торговых центрах широкие, ровные и доступные для всех, плюс выложены качественными материалами, а не асфальтом. Здесь сухо и светло. К тому же регулярно встречаются скамейки, на которых можно передохнуть. Но ходить не просто удобно, но ещё и интересно: сплошная стена витрин приковывает взгляды своими деталями, и вы не замечаете, как долго идёте.
Безопасно
По статистике, в многолюдных местах происходит больше преступлений, чем в малолюдных. Но если в первом случае это чаще мелкие преступления типа кражи, то во втором случае речь идёт об убийствах, нападениях и так далее. Но человек — социальное животное, в нас интуитивно заложено, что безопасно там, где больше людей. Поэтому для большинства многолюдный центр всегда будет безопаснее малолюдных окраин. А где безопасно — там и комфортнее. Поэтому нас и манит в торговые центры, ведь там всегда есть люди.
С другой стороны, в торговых центрах по проходам не ездят машины, это тоже подсознательно успокаивает и создаёт ощущение безопасности. Поэтому по торговым центрам спокойно бегают дети, а родители не беспокоятся.
Ну и что?
Я это к тому, что создать хорошее общественное пространство не так уж и сложно, нужно соблюдать определённые принципы, которых, как вы сами видите, не так уж и много. И это неправильно, когда полгорода ездит на выходных отдохнуть в торговые центры — город должен создавать точно такие же условия, чтобы люди пользовались городом. В противном случае улицы будут вымирать, а вместе с ними и социальные связи с частным бизнесом. Кроме этого, в случае с ТЦ выгода идёт одному человеку/компании, а если люди будут проводить время на улицах, парках и площадях, то деньги будут идти городу и возвращаться обратно горожанам в виде улучшения качества жизни.
[tp_search_shortcodes id=2 origin=»» destination=»»]
Типичный пример инвестиций не в развитие города, а в чисто коммерческие интересы инвестора. В Сочи с его субтропическим климатом подобные торговые центры выглядят особенно нелепо.
В средней полосе или на севере это оправдано: там зима полгода и более, но в Сочи это — «градостроительная ошибка».
А «Торговую галерею» загубили.
Александр, современный торговый центр — это не только торговый хаб микрорайона, но еще культурный и социальный. В крупных торговых центрах Сиднея помимо супермаркетов и магазинов и магазинчиков поменьше располагаются также рестораны, бары, кафе и фудкорты, кинотеатры, боулинги, лавки ремесленников, парикмахерские, салоны красоты, офисы обслуживания населения как крупных компаний, так и государственных служб (такой вариант для бюджета выгоднее, нежели отдельно стоящее здание). Плюс решается проблема парковки — она огромна и общая для посетителей всех магазинов и учреждений центра.
Образно говоря — это сердце микрорайона, обеспечивающее его жизнь и процветание.
Наиболее продвинутые в технологическом плане ухода и оформления улицы — прилегающие к торговому центру.
Все это я хорошо понимаю, тем более, что сейчас живу в Москве. Но, на мой взгляд, для Сочи это не подходит ни по масштабам, ни по статусу города, ни по образу жизни, традиционному для города-курорта. Микрорайоны в Сочи маленькие, можно сказать «камерные». «Моремолл» же по своим размерам соответствует торговому центру крупного микрорайона мегаполиса, где живет население, сравнимое с населением всего Центрального района Сочи. Следовательно, он «ломает» весь уклад центральной части Сочи, перенаправляя транспортные потоки и концентрируя людей и машины в одном месте. Это качественно меняет городской уклад и не в лучшую сторону.
Сочинцы привыкли покупать все в магазинах и магазинчиках в двух шагах от дома. И таких магазинчиков всегда было достаточно. Именно это нам нравится в европейских городах, а мы лишаем себя этой прелести. Часто власти, лоббируя крупный бизнес, ведут настоящую борьбу с этим очень «человечным» и естественным видом торговли. Вот и сегодня я в утренней телепередаче услышал репортаж о том, что в сетевых супермаркетах товар якобы лучше и дешевле, чем в маленьких магазинах. Может быть немного и дешевле иногда, но точно не лучше. Я и в Москве стараюсь избегать супер- и гипермаркетов, и покупаю все, что нужно в магазинчиках, которые пока еще существуют, причем по пути домой с работы, не тратя лишнего времени.
То же касается ресторанов, кинотеатров и всего прочего. Сочи — морской и климатический курорт, зачем же загонять людей в бетонные ангары.
И парковка размером со стадион не будет нужна, если город будет удобным. Сделайте его таким и люди станут больше ходить пешком.
Повторюсь уже который раз: «Если вы из Сочи сделаете «москву», где люди будут спасаться от этих каменных джунглей?»
Добавлю. Я не против торговых центров, как таковых. Должны быть разнообразие видов торговли и услуг и возможность выбора. Но все должно быть соразмерно и разумно, и человечнее как-то…