Своими впечатлениями от увиденного архитекторы поделились на конференции, которая состоялась во второй половине дня 22 ноября 2014 года.
Модераторами научно-практической конференции выступили:
- Юрий Владимирович Рысин, руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, главный архитектор Краснодарского края;
- Андрей Владимирович Боков, президент общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России»;
- Александр Викторович Кузьмин, президент Российской академии архитектуры и строительных наук;
- Олег Андреевич Харченко, генеральный директор ООО «Урбис-СПБ», во время олимпийского строительства занимал должность главного архитектора ГК «Олимпстрой».
Открывая заседание, Ю.В. Рысин предал архитекторам пожелание успешной работы конференции от губернатора края А.Н. Ткачёва:
«Край и администрация Сочи сделали очень многое в подготовке к главному событию последних лет — олимпиаде. Поэтому очень важно, чтобы профессионалы оценили эту работу и наш опыт смогли использовать. Это одна из целей нашей сегодняшней встречи.»
А.В. Кузьмин также согласился с необходимостью обсуждения архитектурных итогов такого проекта, как сочинская олимпиада, и учётом их при разработке таких федеральных программ, как проведение чемпионата мира FIFA 2018 года, строительства крымского моста и других.
«Складывается такое ощущение, что на все новые объекты мы за собой тащим те же самые грабли, которые были в Сочи и дружно на них продолжаем наступать. Поэтому нам нужно сделать, — уверен Александр Викторович, — очень чёткий анализ того как и что происходило в Сочи на доклад тем, кто принимает решения и очень часто без нас. Чтобы дальше не повторялись те же самые ошибки, чтобы объекты строились с первого проекта, а не с третьего и чтобы специалисты высокого класса подключались не на третьей стадии, когда надо исправлять чьи-то ошибки, а всё-таки начинали вести эти объекты… А ошибка очень простая: никакого внимания к первым дешёвым стадиям проектирования, а затем исправление на других более дорогих стадиях проектирования тех ошибок, которые можно было предугадать.»
Поделился президент Российской академии архитектуры и строительных наук и своими «олимпийскими переживаниями»:
«Сначала восторг, полный восторг от того, что происходит, но мы же архитекторы, мы же не можем просто гулять по олимпийскому парку. Взгляд начинает что-то изучать. И что меня поразило? То, что называется «времянкой»: откуда выходил Третьяк с Родниной? Для чего нужно было делать классный стадион, чтобы его с двух сторон закрыть сараями? Мне отвечали, что разберут. Но дорого яичко к Христову дню: архитектура должна была сиять на открытии. Может потому все съёмки и проходили ночью? Или же расстановка всех временных объектов типа ТП. Смотришь от олимпийского огня на какой-либо объект и видишь сначала ТП. О чём это говорит? О том, что градостроительная ситуация не была сначала проработана.»
В своём приветственном слове Андрей Владимирович Боков отметил высочайший уровень того, что связано с инженерной подготовкой территории, развитием инфраструктуры.
«Это тот компонент, который традиционно недооценивается в нашей практике, на который мы не обращаем внимания ни в масштабе отдельных городов, ни в масштабе страны и то, что здесь в силу обстоятельств было реализовано на самом высоком уровне, создаёт фундамент будущего благополучия Сочи, — подчеркнул президент Союза архитекторов России. — До сих пор всё, что говорилось специалистами о необходимости стратегии развития инфраструктуры, не встречало понимания.»
Коснулся Андрей Владимирович и отдельных олимпийских зданий и сооружений, отмечая, что многие из них доказывают: можем строить не хуже, а иногда даже и лучше много из того, что есть в мире. Это, бесспорно, санно-бобслейная трасса, железнодорожный вокзал «Олимпийский парк», здания трассы «Формула 1». Можно найти ещё пару-тройку. Но на этом фоне всё, что сделано полупрофессионально или непрофессионально, представляет угрозу восприятию и оценке профессии. По мнению президента САР, сегодня у нас две беды: бесконтрольное присутствие иностранцев и бесконтрольное присутствие непрофессиональных кадров, что составляет наибольшую угрозу для профессии:
«Строительство олимпийских объектов шло по одному и тому же сценарию: полный непрофессионализм заказчика, который не знает вообще, что такое подготовка задания на проектирование, который не в состоянии сформулировать свои пожелания и интересы, стал причиной привлечения иностранных специалистов, которые, по идее, должны были знать, что необходимо заложить в концепцию. Таким образом мы получили этот стадион без верха, без низа, без правого и левого карманов. Почему получили? Потому что считалось, что Populous всё знает, он столько стадионов построил. А не знали только одного, что весь этот стадион нужен только для того, чтобы провести церемонии открытия и закрытия. Вот это основное. То есть нужно было создать универсальную арену, которая потом могла бы использоваться в разных целях. Сейчас заплатили две цены. Нам нужно учиться у этих иностранных людей говорить, какие мы умные. У них совершенно другая самооценка. Всех иностранцев привлекали как гарантов качества, но оказалось, что это качество мы можем обеспечить и без них. На железнодорожном вокзале [«Олимпийский парк»] и санно-бобслейной трассе это видно. Всё это должно быть поводом для анализа.»
Вспоминая об олимпийской истории Сочи, когда олимпиада стала возможна только после появления градостроительной концепции обоснования её проведения, Олег Андрееевич Харченко обратил внимание коллег, что, вопреки отношению власти и бизнеса к профессии архитектора в целом, к планированию и развитию городов в постсоветском пространстве, в Сочи была реализована гигантская градостроительная концепция. Проект был реализован на очень большом пространстве как единый замысел во всех его компонентах: вместе с инфраструктурой, с огромными социальными проблемами, которые возникали при переселении и освобождении территории и реализации огромного количества проектов в различных сферах: от спортивных, транспортных до жилых и общественных.
В заключение Олег Андреевич отметил: всё, что можно было в современных реалиях сделать с профессиональной точки зрения, было сделано. Потому что здесь и генеральный план был, и стратегия была, и какое-то время было на реализацию, но здесь было столько «ручного управления», столько «чудовищного нахрапа» бизнесменов, власть предержащих, амбиций. Всё, что получилось — это результат компромисса между желанием архитекторов сделать всё, чтобы было «Ах!» как никогда ни у кого не было и жесточайшим контролем, цензурой и прессингом, особенно что касается увеличения стоимости строительства, хотя основная его причина — ошибки, допущенные в начале, на эскизной стадии.
Выступление докладчиков на конференции открыл Юрий Владимирович Рысин с докладом «Уроки Сочи. От концепции до постолимпийского использования».
Ю.В. Рысин
Зимняя Олимпиада «Сочи 2014» стала историей. Уже на первых этапах реализации «Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-климатического курорта», разработки проектов территориального планирования специалисты столкнулись с рядом проблем, решение которых позволяет извлечь ряд уроков.
Главным уроком, по мнению главного архитектора Краснодарского края, является необходимость уделять должное внимание качественной проработке градостроительной документации, особенно на первых стадиях проектирования. Это позволило бы избежать многих ошибок в застройке Сочи. Только совместная работа органов архитектуры и градостроительства, архитектора и заказчика позволяет достичь хорошего качества архитектуры. Коснулся Ю.В. Рысин и необходимости внедрения зелёных стандартов на более ранних стадиях проектирования. Накопленный в Сочи опыт необходимо проанализировать с привлечением как можно большего числа как специалистов, так и чиновников.
Олег Андреевич Харченко в своём докладе показал как менялся олимпийский парк от проекта до реализации. Обладая огромным количеством разнообразных материалов, он посетовал, что на его доклад отведено только 25 минут. Удивительно, но, как заметил сам Олег Андреевич, он впервые выступал перед аудиторией, которая только что посмотрела «живьём» результат олимпийского строительства.
О.А. Харченко
Предваряя свой основной доклад, О.А. Харченко подчеркнул, что можно поздравлять с успехом тех объектов, за которые отвечало государство, ГК «Олимпстрой», РЖД плюс небольшое количество объектов, за которыми стояли более-менее дисциплинированные застройщики. Остальное же — вакханалия, когда всё было подчинено капризам инвесторов, тем организациям, в которых все подчиняются и молятся на главного, учитывая его вкусы или вкусы его жены в архитектуре. Что-то удалось и при такой системе исправить, но не всё. И это зияет сейчас своей нелепостью и даёт, конечно, поводы к справедливой критике.
Размещение спортивных объектов в Сочи было самым компактным и удобным в истории зимних олимпиад. Это было заложено ещё в заявочную книгу и основная схема размещение спортивных объектов в Олимпийском парке была в основном реализована. Хотя олимпийских парков для зимних олимпиад никто ранее не строил, только для летних.
«Олимпиада — это повод для архитектурных терзаний, серьёзных достижений, когда страна гордится своими творческими людьми и технологиями. Мы рассчитывали, что наше государство «чести ради» поступит также, но не поступило. Поступили проще: весь набор, который был в заявочной книге, обсчитали, назвали какие-то цифры. В 2012 году стало понятно, что цифры названы с потолка, так как всё считалось по аналогам. Но тогда сразу всё пошло на рассторговку по 94 закону. А кто у нас участвует в торгах? В торгах участвует подрядчик. Сбив цену на торгах, куда он пойдёт? Он пойдёт к дешёвому архитектору. В заявочной книге ни слова об архитектуре не было сказано, — делится своими воспоминаниями О.А. Харченко. — Целостность образа Олимпийского парка, цветовые решения, мы пытались собрать уже в процессе работы.»
Познакомил Олег Андреевич архитектурную общественность с вариантами проектов Центрального стадиона, принявших участие в неком подобии конкурса — «блиц-тендере», который был проведён за 10 дней в сентябре 2009 года.
Своим коллегам Олег Андреевич показал уникальные материалы, как менялась архитектура спортивных объектов Олимпийского парка в процессе олимпийского строительства, как менялся сам парк от архитектурной идеи до внедрения в него трассы Формулы 1 и чем пришлось ради этого пожертвовать. Познакомил главный архитектор ГК «Олимпстрой» и с объектами так и не состоявшегося Парка скульптур. Сохранившиеся материалы архитекторы признали уникальными и предложили О.А. Харченко издать книгу на их основе.
Владимир Прохорович Коротаев ознакомил коллег с проектами планировок и перспективами постолимпийского использования Имеретинской низменности.
В.П. Коротаев
В своём докладе он рассказал о попытках лучших градостроительных умов России изменить кольцеобразную структуру Олимпийского парка, заложенную в Заявочной книге, но совершенно не учитывающую море как градостроительный аспект. К сожалению, все попытки отстоять мнение профессионального сообщества так и остались тщетными и сегодня, находясь в самом центре Олимпийского парка на Медал-Плазе, посетители не видят моря. Прямой проспект к морю от станции «Олимпийский парк», который видно на одном из первых проектов планировки 2008 г., был пожертвован в угоду желаний хозяев «Сочи-парка» и отеля «Богатырь».
Все материалы доклада были опубликованы в специальном приложении 72 выпуска журнала «ПРОЕКТ РОССИЯ» «Имеретинка: вчера, сегодня, завтра».
В завершении Владимир Прохорович отметил, что создан основной каркас парка, который составляют олимпийские объекты, но теперь его нужно облагородить, то есть сделать эту территорию привлекательной для пешеходов.
Заместитель генерального директора по комплексному проектированию ОАО «РосНИПИУрбанистики» Юрий Фёдорович Медведев в начале своего доклада коснулся истоков идеи проведение зимней олимпиады в Сочи, когда по заказу Госстроя России вместе с сочинскими архитекторами начинали работу над генеральным планом туристско-спортивного горно-климатического комплекса «Красная Поляна» в 2004 году.
Ю.Ф. Медведев
Несмотря на то, что этот проект был основан на Концепции развития Красной Поляны, разработанной коллективом сочинских архитекторов под руководством Игоря Викторовича Ярошевского, в нём была предпринята попытка перенести спортивные объекты с земель биосферного заповедника. Труднее всего было найти место для размещения трасс скоростного спуска. После детального изучения склонов было найдено место на северном склоне г. Аибга и тогда стало очевидным, что Сочи способен принять зимнюю олимпиаду.
Объединение горного кластера с приморским в единую концепцию позволило Олимпийскому комитету России ещё раз выдвинуть кандидатуру Сочи на право принять XXII Зимние олимпийские игры.
Последней работой, выполненной специалистами ОАО «РосНИПИУрбанистики», стал проект планировки Олимпийского парка для размещения временных сооружений и подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.
«Олимпийский парк живёт и будет ещё насыщаться жизнью, — сказал в заключение Юрий Фёдорович. — Думаю, мы ещё не оценили всех его возможностей. Это нужно сделать общими усилиями.»
Доклад Никиты Игоревича Явейна о проектировании железнодорожного вокзала «Олимпийский парк» назывался также, как и одна из статей, опубликованных на нашем сайте — «Архитектура потоков». В нём автор выделил основные моменты проектирования, позволившие в кратчайшие сроки создать один из знаковых объектов сочинской олимпиады.
Н.И. Явейн
Много добрых слов архитектором было сказано в адрес подрядчика — НПО «Мостовик»:
«Я в совершенном восторге от «Мостовика», потому что они, только когда уже всё сделали, спросили: «А нельзя было сделать немного попроще?» Для них это тоже был некий вызов «на слабо».»
Доклады сочинских архитекторов были посвящены, в основном, использованию олимпийского наследия и проблемам дальнейшего развития Сочи как туристического центра, бальнеологического и горного курорта.
Заместитель директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Наталья Николаевна Клеймёнова остановилась на основных вопросах будущего градостроительного развития Сочи. Разработка проекта внесения изменений в генеральный план — это, прежде всего, стратегическая задача, так как должна стать обоснованным градостроительным сценарием развития города, за которым стоит будущее Сочи как мирового курорта.
Н.Н. Клеймёнова
В составе муниципального образования города Сочи 79 населённых пунктов, 4 административных района, которые сегодня имеют колоссальный разрыв в развитии: по сравнению с Адлерским районом Лазаревский уже деревня. Новая стратегии должна определить, как устранить это неравенство. Этими вопросами сочинское архитектурное сообщество задаётся уже не первый год, так как всё несовершенство генерального плана Сочи 2009 года стало очевидным ещё во время олимпийского строительства, а также при разработке проектов планировок центров районов города. За последние полтора года так называемый «креативный класс» Сочи, в который входят не только архитекторы, но и представители других общественных организаций, работал над созданием проекта внесения изменений в генеральный план на собственном энтузиазме.
Коснулась Наталья Николаевна и проблемы необходимости авторского надзора для курорта, когда город становится заложником своей инвестиционной привлекательности и неуёмные аппетиты застройщиков наносят вред городской среде. Появилась прослойка застройщиков, которая создаёт архитектурный проект, выходит с ним на градостроительный совет, проходит его, получает разрешение на строительство, однако строит совершенно серую и убогую архитектуру с максимальным выходом квадратных метров. А значит возвращение в законодательство понятия «авторский надзор» становится для Сочи жизненно необходимым, так как у города нет возможности для расширения своих границ, следовательно его развитие возможно только улучшением качества городской среды.
Эстафету продолжил заслуженный архитектор России Олег Филиппович Козинский. Будучи патриотом своего города, он принимает активное участие в разработке проекта внесения изменений в генеральный план. В своём докладе он подчеркнул, что перед архитектурным сообществом стоит большая работа по анализу и переосмыслению уникального явления — наследия олимпийских игр. По мнению Олега Филипповича, последние семь лет было время разбрасывания камней, теперь пришло время собирать камни и решать, какие из них нужно взять с собой в будущее развитие города Сочи, что можно использовать в качестве инновационного ресурса, который дала олимпиада, её материальное и духовное наследие.
О.Ф. Козинский
Сочинские архитекторы подсчитали, что уже 25 лет как наш город начал инициировать программу «олимпийского» движения в горы. Как бы ни было странно, эта инициатива была связана с тем, что город Сочи, будучи линейным городом и развивая только курортную составляющую с главным рекреационным ресурсом — прибрежной полосой, ещё в 1990-е годы вышел на понимание, что такой уникальный ресурс как Национальный парк, Биосферный заповедник, природный комплекс (а это 83% территории города) надо использовать. Амбициозная инициатива Игоря Викторовича Ярошевского, которая всем казалась абсурдной и мифической, прошла три этапа реализации, Сочи трижды выставлял свою кандидатуру на проведение зимних игр 1998, 2002 и 2014 годов, продвигаясь каждый раз всё ближе к поставленной цели. Теперь пришло время решать, как Сочи будет жить дальше.
«Когда мы начали рассматривать перспективы Сочи в связи с новыми геополитическими событиями, которые произошли в России (в частности, присоединение Крыма), мы стали думать о том, что неплохо бы проанализировать тот рекреационный ресурс, которым на побережье Чёрного моря Россия обладает, — вспоминает Олег Филиппович. — Поэтому в качестве долгосрочного и перспективного видения развития Сочинской агломерации, Сочи-Туапсинской агломерации, агломерации курортов Краснодарского края, имеет смысл рассмотреть перспективу создания Азово-Черноморской агломерации Российской Федерации с включением Абхазии и Украины уже в Трансграничную агломерацию.»
По мнению О.Ф. Козинского, с трансграничной агломерацией связан ещё один важный момент: обязательство России обеспечить прохождение по своей территории в будущем транспортного кольца протяжённостью 7100 км вокруг Чёрного моря. Это потребует найти в структуре города транспортный коридор, который не разрушит логику жизни города. Новый трасса в предгорье поможет снизить транспортную нагрузку на такой важный рекреационный ресурс как береговая полоса, приняв на себя основные транспортные потоки. На побережье планируется оставить только внутригородской транспорт. Такая транспортная схема даст ощутимый толчок развитию предгорных населённых пунктов городского округа Сочи. Точно также, как и деление курорта на 8 кластеров по бассейновому принципу.
Главный инженер ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» Николай Александрович Гришин рассказал о ключевых градостроительных аспектах трансформации Сочи в современный морской курортно-туристический центр.
Н.А. Гришин
Одним из аспектов, затронутым в докладе Николая Александровича, была история строительства порта «Имеретинский» (Грузового района Сочинского Торгового порта) в устье реки Мзымта и его отрицательное влияния на состояние пляжной полосы всего междуречья Мзымта-Псоу. Непродуманным решениям в предолимпийский период по строительству самого порта и непрофессиональному выбору, а затем реализации системы берегозащиты был посвящён и доклад заместителя директора ООО «Гидротехника» Виктора Мироновича Шахина. Только природа смогла заставить Агенство водных ресурсов вмешаться в ситуацию и заказать ряду организаций научно-исследовательскую работу, в которой была бы проанализирована ситуация и даны рекомендации. Специалисты сочинской «Гидротехники» принимали участие в научно-исследовательской работе, а после занимались устранением ошибок. Таким образом создана уникальная территория, которая имеет большие рекреационные перспективы. Полученный опыт, уверен Виктор Миронович, должен быть учтён при реконструкции центральной набережной Сочи. На взгляд специалиста, проект, который прошёл экспертизу, не годится и должен быть переделан, так как вполне можно будет обойтись без бун, создав бухтовые пляжи, более приемлемые для нашего курортного города.
Представленные на конференции доклады вызвали широкую дискуссию среди присутствующих архитекторов. Очень многие из них говорили, что поначалу они были восхищены масштабами реализации в Сочи во всех параметрах. Единственное, чего не достаёт — это архитектурного результата от всей этой гигантской работы, архитектурного символа сочинской олимпиады. За исключением нескольких отдельных объектов, всё в целом вызывает суровое впечатление, неприятно поражая обилием китча. Исправить ситуацию возможно только при смене сложившейся ныне системы проектирования и планомерного выстраивания градостроительной политики, основанной на научных знаниях.
Участники конференции также отметили, что сочинские архитекторы не останавливаются на достигнутом и многие представленные на конференции доклады держат высокую планку профессии.
На основе докладов и их обсуждения архитекторами подготовлена итоговая резолюция, с которой планируется ознакомить все органы власти.