Чтобы начать разговор о сегодняшнем дне улицы Навагинской и Торговой галереи, как её неотъемлемой части, вспомним историю.
Образ улицы Навагинской в том виде, к которому мы все привыкли, начал формироваться в 1970-80-х гг. в большей степени благодаря проекту Торговой галереи, разработанному архитекторами «Мосгражданпроекта» под руководством Елены Брониславовны Анцута.
На генплане первого и второго блоков видно как реализация этого проекта кардинально изменила планировку и застройку центра города.
Разработка проекта началась ещё в 1960-е, когда на смену «сталинской» неоклассической пришла архитектура советского модернизма. Удивительно, но московский архитектор уловила дух южного города, соединив торговые здания перекрытой галереей, расположив застройку только с одной стороны. С другого же края пешеходного маршрута была создана зелёная зона, которая должна была соединить сквер перед универмагом и гостиницей «Чайка» с Платановой аллеей и далее со сквером перед Морвокзалом.
Предусматривалось озеленение и на крыше галереи.
Согласно первому проекту вдоль Торговой галереи была запроектирована автомобильная дорога, но уже в конце 1970-х появилась в первый раз идея сделать улицу Навагинскую полностью пешеходной.
Вот как описал эту идею в своих воспоминаниях Вячеслав Сергеевич Внуков, который занимал в то время пост главного архитектора города:
«Я поведал высокому гостю основную идею создания главной пешеходной улицы центра города-курорта: это соединение двух основных площадей — перед железнодорожным вокзалом и морским портом — широким бульваром по одной композиционной оси, проходящей через шпили этих двух сооружений. А если учесть, что на площади перед вокзалом расположен ещё и автовокзал, то получается, что все три «ворота в город» выходят на одну улицу и в пешеходном плане легко доступны между собой.»
Тогда было разработано три варианта трансформации, один из которых по требованию первого секретаря горкома КПСС В.Ф. Гавриленко включал движущиеся тротуары.
«Я, авторы проекта и все наши архитекторы были против такого решения, — вспоминает Внуков, — потому что две эти постоянно движущиеся ленты будут сильно затруднять поперечные переходы пешеходов через улицу. А это главная фишка всего проекта: дать пешеходам свободно передвигаться по всем направлениям на этой улице, тем более что на ней не будет транспортного движения. Но Гавриленко был неумолим и даже заставил нас сделать третий вариант с этой «новинкой»».
Нам удалось найти один из разработанных тогда вариантов.
По воспоминаниям Игоря Викторовича Ярошевского, занявшего кресло главного архитектора Сочи в 1985 году, «идея создания такого гигантского, неповоротливого «торгового Титаника» ставилась под сомнение сочинскими зодчими».
«Жизнь доказала, что в условиях либеральной экономики все изъяны Торговой галереи в том виде, в каком она была запроектирована, неизбежно обнажились с особой силой. В новых условиях и в таком виде она просто не могла существовать. Особенно после знаменитого ельцинского указа о свободе торговли. Попытки административными методами бороться (этот глагол еще долго будет у нас в ходу) с прильнувшими к галерее предпринимателями-челноками были столь же интенсивны, сколь и тщетны, — написал Ярошевский в своей книге «Архитектура и власть», вышедшей в свет в 2001 году. — Тогда и родилась идея — провести реконструкцию и модернизацию Торговой галереи с целью создания некоего южного комфортного пассажа. Ключ к этому заключался в одном из недостатков галереи — в высоком, на два этажа, козырьке, который позволяет и солнцу, и дождю свободно проникать повсюду. Дискомфорт было решено устранить. Провели конкурс. В одобренном варианте проблема решалась за счет модульных элементов на основе наклонных плоскостей зеркального поляризованного стекла, за которыми разворачивалась трансформированная система торговли.»
Так началась застройка зелёной зоны между Торговой галереей и улицей Навагинская. Надо отдать должное этому проекту модернизации: все новые элементы проектировались в едином стиле и, большей частью, за счёт фонтанов, а не газонов. Зелёная зона ущемлялась, но не исчезала полностью.
Торговая галерея так и застраивалась рвано-кусочно двухэтажными торговыми объектами пока занявший в 2009 году кресло мэра Сочи А.Н. Пахомов не разогнал лоточные ярмарки, захватившие зелёные зоны вдоль четвёртого и пятого блоков. Конечно, тогда никто не вспомнил о первоначальном проекте и не разбил здесь сквер.
Вместо этого началась компания по проведению так называемой реконструкции галереи, которая на самом деле свелась к строительству двух семиэтажных зданий из стекла и бетона, полностью заслонивших собой первоначальную Торговую галерею от ул. Навагинской.
Хотя первоначально задумывалась действительно глобальная реконструкция с созданием нового современного образа Торговой галереи. Проект, разработанный в мастерской «Архипроект» Ованеса Задикяна в 2010 году уже предполагал превращение улицы Навагинской, закрытой частично для движения транспорта в начале того же года, в пешеходную зону.
Проект реконструкции был слишком грандиозным и предполагал соединение усилий собственников всех элементов Торговой галереи. Согласия не случилось. В итоге проект реализуется лишь частично.
Представляя общественности в конце 2010 года согласованный проект реконструкции Торговой галереи директор департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи О.В. Шевейко особо подчеркнул, что в новых зданиях предусмотрена подземная парковка на 300 машино-мест. Заезд предполагалось сделать с ул. К. Либкнехта.
Заезд в эту парковку до сих пор красуется на паспорте стройки одного из зданий.
Но вот в реальности его нет. И почему-то ратующие за увеличение парковочных мест в центре города, не требуют полной реализации ранее согласованного проекта.
Спустя три года после объявления о намерении сделать улицу Навагинская пешеходной администрация наконец-то озаботилась разработкой проекта реконструкции, который выполнила ООО «ГрандСтрой». Архитекторы проекта В.И. Тупичкин и В.М. Смирнова были поставлены в жёсткие временные рамки, так как центр города должен быть приведён в порядок уже к октябрю этого года.
Проектом реконструкции пешеходной зоны улицы Навагинская предусмотрена прокладка главной аллеи шириной 5,5 м с возможностью проезда спецтранспорта. Заехать на аллею можно будет как с улицы Карла Либкнехта. так и с Платановой аллеи.
В дополнение к ней на существующем пешеходном тротуаре шириной также 5,5 м вдоль домов №№ 12, 14 и 16 устраивается покрытие из брусчатки с возможностью проезда машин. Для организации двухстороннего движения по улице Советской устраивается разворотное кольцо. Фонтан на площади перед администрацией разрабатывается отдельным проектом.
Остальная территория освобождается от твёрдых покрытий для создания зелёной зоны с устройством сети пешеходных дорожек, на которых устанавливаются лавочки, урны и фонари освещения. Все существующие зелёные насаждения сохраняются и дополняются новыми посадками. В результате реализации этого проекта озеленение займёт больше половины участка, затрагиваемого реконструкцией.
Реализация проекта немного затягивается из-за прокладки теплотрассы вдоль улицы Навагинская, но работы уже идут полным ходом на остальной территории.
Проект прошёл экспертизу, а значит довод, что «предложенный проект реконструкции улицы Навагинской элементарно не обеспечивает возможности доступа пожарных расчетов и автомобилей коммунальных служб» свидетельствует либо о некомпетентности, либо о недоверии результатам экспертизы.
Разговоры о нехватке парковочных мест в районе улицы Навагинской после отказа от реализации подземной парковки под новыми зданиями кажутся ещё более странными. Конечно, возвращение сюда наземной парковки — самое дешёвое решение: владельцы галереи используют более выгодно для себя подземное пространство, а городские власти не тратятся на создание обещанной ранее парковки под привокзальной площадью.
Но так ли катастрофически обстоит ситуация с парковочными местами в центре Сочи, как её рисуют противники пешеходной зоны? Парковка на месте гостиницы «Чайка» пока функционирует только на 1/3 своей мощности. Уже возведена 7-этажная парковка на ул. Конституции, которая находится в пешеходной доступности от Торговой галереи. Нужно просто дождаться ввода в её в эксплуатацию. Между тем, как иного места для создания пешеходной зелёной зоны в этой части города, которая к тому же соединит железнодорожный и морской вокзалы попросту нет.
Архитекторы высказали свое видение улицы Навагинская. Теперь от строителей зависит как проект будет реализован и от администрации — в каком виде конечный результат будет принят.
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]