Site icon Архитектура Сочи

Градостроительный совет 28 февраля 2012 года

На состоявшийся 28 февраля 2012 года Градостроительном при главе города был вынесен только один вопрос — предварительное рассмотрение «Эскиза корректировки «Проекта планировки центральной части г. Сочи» для выработки основных коллегиальных решений по дальнейшему проектированию.

Предваряя разговор на столь важную для города тему, главный архитектор Сочи Олег Вадимович Шевейко вкратце рассказал, что первоначальный проект планировки центра был выполнен проектным институтом «Краснодаргражданпроект» и совершенно не учитывал ни интересы местных жителей, ни мнение сочинского архитектурного сообщества. Бал проведен конкурс на корректировку проекта, в котором участвовали различные проектные организации из Москвы, Петербурга и других городов, но выиграл конкурс Сочинский Муниципальный институт генплана (МИГ), который в свою очередь предложил поучаствовать в этой работе лучшим архитекторам города, знающим все его проблемы.

Олег Вадимович подчеркнул, что тот материал, который представлен на этом градостроительном совете не догма, а «первая ласточка» и попросил архитекторов проникновенно и вдумчиво подойти к городской среде, чтобы уже к апрелю получить тот документ, который будет представлен на обсуждение горожанам и горсобранию. Также главный архитектор города сообщил, что далее последуют работы над проектами планировок Адлера, Хосты и Лазаревского.

В свою очередь Президент Сочинской организации Союза архитекторов России Федор Иванович Афуксениди поблагодарил архитекторов, кто принял участие в работе над этим проектом и еженедельно по вторникам собирается в Сочинском Доме архитектора для совместного обсуждения и выработки общего решения. Федор Иванович еще раз подчеркнул, что сегодня представлены только первые итоги и основные тенденции развития центра Сочи и что разработчики в первую очередь ждут совета от своих коллег.

Основные наработки по проекту были представлены в трех основных докладах. Первым выступил представитель Сочинского МИГа Рубен Леонович Кокосов, непосредственно руководящий работой над проектом. Он представил исходные материалы и рассказал о составе будущего проекта.

Для начала несколько цифр:

На этой территории расположены:

Однако, пока еще нет расчетов о достаточности этих объектов для удовлетворения потребностей жителей этого района и хватает ли земли, необходимой по нормам, для этих учреждений.

В качестве исходных материалов были представлены:

Схема градостроительного зонирования (ПЗЗ). Последний вариант, принятый в конце 2011 года.


Схема существующей дорожной сети


Схема охранных зон памятников архитектуры и истории по ПЗЗ

Леонид Константинович Звуков более подробно рассказал о схеме функционального зонирования территории и транспортной схеме. Самое главное было определить основную функциональную составляющую центра города-курорта. Так как основные бальнеологические учреждения находятся вне района, выделенного для проектирования, но при этом наблюдается большая насыщенность памятниками истории и архитектуры, архитекторы предложили центр «отдать» туристам, а административно-деловую учреждения вынести, чтобы уменьшить транспортную нагрузку.

В основу транспортной схемы легла разработанная ранее, но измененная в связи с расширением границ проектирования. Данная схема уже согласована с НИИ Урбанистики, который занимается планировкой всего города.

Итак, что же предлагается?

В своем докладе сочинский архитектор Лариса Карловна Шавернева-Васильева еще раз затронула функциональное зонирование территории и более подробно остановилась на схеме пешеходных связей и зон зеленых насаждений.

Л.К. Шаверневой-Васильевой была представлена первая схема новой планировки района, в которую вошли также идеи забытого властями генплана 1996 года, в частности организация парковой зоны перед Морвокзалом, которая будет соединена с парком «Ривьера» в единый рекреационный маршрут.

В первую очередь Лариса Карловна оговорила необходимое условие реализации этого проекта — объявление моратория на еще не построенные объекты, так как все, что было запроектировано ранее в большей степени сделано в ущерб городу. При соблюдении этого условия и реализации кардинального подхода — выноса административно-делового центра в район Водоканала — возможно еще вернуть Сочи славу города-парка.

В настоящее время ресурс водозабора на правом берегу реки Сочи себя исчерпал и сейчас меняется система водозабора в городе, таким образом освобождающуюся территорию можно отвести под новый, современный деловой центр со строительством как небоскребов, так и необходимых для них парковок — своеобразный «Сочи-сити». Эта территория располагается между двумя крупными городскими магистралями, что обеспечивает хорошую транспортную доступность.

Встает резонный вопрос: а что же делать с освобождающимися зданиями? Архитекторы предлагают отдать их детям и организовать в здании горадминистрации Дома творчества юных (ранее Дом пионеров).

И еще несколько идей:

Дальнейшее обсуждение в основном затрагивало процедурные вопросы разработки планировочной документации и ее принятия. Представители городской администрации подчеркнули, что для исполнительной власти важно знать, что именно нужно реализовать для достижения обозначенных в проекте целей, то есть нужен перечень сносимых и возводимых зданий, а также земель и новое зонирование. Архитекторы в свою очередь еще раз оговорили необходимость ввода моратория на непостроенное для создания комфортной городской среды.

По завершении этой работы будут разработаны новые Красные линии, проекты межевания с формированием новых кадастровых участков под конкретные объекты с градопланами, где определены все регламенты. При необходимости, на основании утвержденного Проекта планировки будут внесены необходимые изменения и в Правила землепользования и застройки и в Генплан города.

Архитекторы разделились на оптимистов и пессимистов, хотя и те, и другие понимаю, что город должен развиваться.

«Я не верю в историю с подземной Орджоникидзе, — сказал Заслуженный архитектор Ю.В. Львов. — Слишком большая затея, а больших затей после Олимпиады городу не видать… Цветной бульвар оставить как резерв на будущее… Курорт не может быть без пляжей и бухтовые пляжи нужно создавать и для санаториев.»

«Я не верю в реализацию. С одной стороны я понимаю, что нужно аккуратненько, но глобальные проблемы никто не поднимает. Раньше думали, что рынок все решит, но рынок их не решает. — высказал свое мнение О.М. Задикян. — Все, что нам подарено Олимпиадой, никак с городом не срастается (или очень частично). Развязки нелепы. Они сделаны транспортниками и никак в структуру города не вплетаются, поэтому страдает пешеходное движение. Люди надеются, что после Олимпиады они вздохнут, но все делается для решения олимпийских задач и никак с город не связано. Это как с сетями: магистрали ведутся, а до потребителя не доходят. Мы должны обозначить эту проблему.»

«Кто заказчик? — такой вопрос первым делом подняла З.А. Розова. — Если жители города, то ответ приходит сам собой, а если инвестор, то другой расклад. Мы должны доказать этой работой, что здесь строить больше нельзя. Определить красные линии кварталов, плотность такая — строить нельзя. Нужны расчеты по необходимым зеленым насаждениям и планируемому изъятию земли под них.»

«Как воздух нужны территории общего пользования, публичных сервитутов, — высказала свое мнение О.В. Козинская. — На каждого отдыхающего в курортной зоне зелени должно быть 100 м2 на человека. С таким расчетом был разработан генплан 1996 года и с тех пор эти нормы не изменились. Что бы из этой схемы ни было реализовано, будет лучше, чем есть. По набережной сделать челночный транспорт, как мы предлагали в своей концепции и набережная должна быть полой для размещения различных общественных функций… Поперечные связи городу необходимы больше, чем предложенный вариант канатной дороги: Батарейка, Макаренко, КСМ.»

«Мы должны начинать работу с оптимизмом, — рассуждает О.Ф. Козинский, — и представить 2 возможных сценария: оптимистический и пессимистический. Нужно сделать работу, за которую потом не было бы стыдно. Поэтому нужно уменьшить количество задач: 1) доказать, что нельзя ни строить, ни даже проектировать; 2) транспортная схема всех устраивает, но кто будет это все строить и за какие деньги? Тут нужно политическое осмысление ситуации. Надо, чтобы город признал, что он землю излишне продал. Нужно вернуть землю, чтобы город мог сохранить себя.

Считаю, очень опасно декларировать, что панельные дома могут простоять еще 50 лет. Нужно подтянуть городские магистрали к Дублеру и посмотреть снизится ли нагрузка, а не делать из ул. Орджоникидзе дублера Дублера Курортного проспекта. Мораторий на строительство нужно декларировать не словом, а математическими расчетами.»

Идей было высказано много и еще предстоит работа по выработке окончательного проекта планировки центра города-курорта Сочи, которым жители могли бы гордиться.

«Архитектура Сочи»

Rate this post
Exit mobile version