На состоявшийся 28 февраля 2012 года Градостроительном при главе города был вынесен только один вопрос — предварительное рассмотрение «Эскиза корректировки «Проекта планировки центральной части г. Сочи» для выработки основных коллегиальных решений по дальнейшему проектированию.
Предваряя разговор на столь важную для города тему, главный архитектор Сочи Олег Вадимович Шевейко вкратце рассказал, что первоначальный проект планировки центра был выполнен проектным институтом «Краснодаргражданпроект» и совершенно не учитывал ни интересы местных жителей, ни мнение сочинского архитектурного сообщества. Бал проведен конкурс на корректировку проекта, в котором участвовали различные проектные организации из Москвы, Петербурга и других городов, но выиграл конкурс Сочинский Муниципальный институт генплана (МИГ), который в свою очередь предложил поучаствовать в этой работе лучшим архитекторам города, знающим все его проблемы.
Олег Вадимович подчеркнул, что тот материал, который представлен на этом градостроительном совете не догма, а «первая ласточка» и попросил архитекторов проникновенно и вдумчиво подойти к городской среде, чтобы уже к апрелю получить тот документ, который будет представлен на обсуждение горожанам и горсобранию. Также главный архитектор города сообщил, что далее последуют работы над проектами планировок Адлера, Хосты и Лазаревского.
В свою очередь Президент Сочинской организации Союза архитекторов России Федор Иванович Афуксениди поблагодарил архитекторов, кто принял участие в работе над этим проектом и еженедельно по вторникам собирается в Сочинском Доме архитектора для совместного обсуждения и выработки общего решения. Федор Иванович еще раз подчеркнул, что сегодня представлены только первые итоги и основные тенденции развития центра Сочи и что разработчики в первую очередь ждут совета от своих коллег.
Основные наработки по проекту были представлены в трех основных докладах. Первым выступил представитель Сочинского МИГа Рубен Леонович Кокосов, непосредственно руководящий работой над проектом. Он представил исходные материалы и рассказал о составе будущего проекта.
Для начала несколько цифр:
- Площадь проектируемой территории — 900 га (это только центр города, а не весь центральный район);
- Население — ориентировочно 78,2 тыс. чел.;
- Жилой фонд — 1 295 тыс. м2 общей площади;
- из них ветхий фонд — 36 500 м2;
- Основная застройка — 3-5 этажные дома — более 50%;
На этой территории расположены:
- 5 школ;
- 18 детских садиков;
- 2 университета (Сочинский Государственный и Олимпийский);
- художественная, музыкальная и спортивные школы;
- медицинское училище и училище искусств;
- 4 бальнеологических учреждения (3 санатория и 1 пансионат);
- 1 кинотеатр;
- 3 музея.
Однако, пока еще нет расчетов о достаточности этих объектов для удовлетворения потребностей жителей этого района и хватает ли земли, необходимой по нормам, для этих учреждений.
В качестве исходных материалов были представлены:
Схема градостроительного зонирования (ПЗЗ). Последний вариант, принятый в конце 2011 года.
Схема существующей дорожной сети
Схема охранных зон памятников архитектуры и истории по ПЗЗ
Леонид Константинович Звуков более подробно рассказал о схеме функционального зонирования территории и транспортной схеме. Самое главное было определить основную функциональную составляющую центра города-курорта. Так как основные бальнеологические учреждения находятся вне района, выделенного для проектирования, но при этом наблюдается большая насыщенность памятниками истории и архитектуры, архитекторы предложили центр «отдать» туристам, а административно-деловую учреждения вынести, чтобы уменьшить транспортную нагрузку.
В основу транспортной схемы легла разработанная ранее, но измененная в связи с расширением границ проектирования. Данная схема уже согласована с НИИ Урбанистики, который занимается планировкой всего города.
Итак, что же предлагается?
- Организовать 4 портопункта в дополнение к заложенным в олимпийской программе: «Ривьера», «Маяк», «Летний театр» и в районе санатория «Авангард». Это позволит более эффективно использовать морской транспорт в качестве общегородского;
- на ул. Виноградной, в районе горбольницы, не только доделать подземный переход, но и организовать движение по двум уровням, один из которых будет для транзитного транспорта;
- развести потоки по ул. Виноградной и ул. Госпитальной. После приведения Госпитальной с порядок такой вариант возможен.
- в районе рынка добавить 2 полосы моста и восстановить прокол по ул. Конституции для пропуска транзитного транспорта;
- добавить несколько пешеходных мостов через реку Сочи (один из них в районе гимназии №1), а пешеходный мост по проекту Дублера Курортного проспекта сделать автомобильным;
- в районе гостиницы «Москва» сделать эстакаду, которая организует беспрепятственный левый поворот с ул. Горького;
- под ул. Орджоникидзе устроить транзитный нижний подземный ярус, который после пересечения долины реки Верещагинки, опять войдет в тоннель и соединится с наземной дорожной сетью в районе цирка. С начала Пролетарского подъема соединить тоннелем Курортный проспект с нижним ярусом ул. Орджоникидзе (предложение заслуженного архитектора России Ю.В. Львова). А вдоль ул. Орджоникидзе расположить не только подземные парковки, на которые попадают с нижнего уровня ул. Орджоникидзе, но и кинотеатр и, например, музей современного искусства, который будет соединен с Художественным музеем. Сети в этом районе проходят достаточно глубоко (например канализационный коллектор проложен ниже уровня моря), все ручьи и реки с горы Батарейка также не будут препятствовать.
- активнее включить Дублер Курортного проспекта в городскую дорожную сеть. Было отмечено, что проект Дублера разрабатывался дорожниками и преследовал цели организации доставки зрителей и спортсменов в Адлер на олимпийские объекты, а не для города, то есть фактически это Дублер Обхода города, а не Курортного проспекта. На данный момент по проекту предусмотрены съезды-заезды с Дублера в районе ул. Титова (в сторону Адлера), в районе хлебзавода (в сторону Мамайки) и большая развязка в районе ручья Малый (ул. Фабрициуса). Сочинскими архитекторами предлагается также организовать заезд на Дублер в районе ул. Клубничной (что разгрузит ул. Виноградную и ул. Донскую) и в долине реки Верещагинки, на границе Центрального и Хостинских районов) — других возможностей нет.
- Чтобы разгрузить ул. Горького предлагается ул. Северную под железнодорожными путями соединить с ул. Титова;
- В районе Зимнего театра автомобильную магистраль завести под землю с устройством паркингов, а саму площадь сделать пешеходной. Такое решение также позволит обеспечить нормативный съезд к приморской набережной
- давняя идея использовать канатные дороги как альтернативный вид транспорта нашла свое отражение и в данном проекте. Причем современные технологии позволяют использовать гондолы вместимостью до 200 человек. Основная линия будет начинаться от парка «Ривьера» и пройдет по хребтам с устройством линий на побережье от промежуточных остановок. Архитекторы рассматривают возможность прокладки линии до горы Ахун, а в перспективе и до Воронцовских пещер.
- еще одна старая идея, которая уже частично реализована, — ул. Навагинская должна быть пешеходной с устройством надземного пешеходного перехода и связкой с ул. Советской
- парковки предполагается устраивать трех видов: подземные, где возможно; автоматизированные (на 96 машиномест каждая) и устройство «карманов» вдоль существующих улиц (существующие подобный образом стоянки можно увелицить на 60%). Одно из предложений — строительство многоуровневой (до 9 этажей) парковки на месте не построенного 6 блока Торговой галереи; их можно сделать красивыми и они станут кулисами всей привокзальной площади.
В своем докладе сочинский архитектор Лариса Карловна Шавернева-Васильева еще раз затронула функциональное зонирование территории и более подробно остановилась на схеме пешеходных связей и зон зеленых насаждений.
Л.К. Шаверневой-Васильевой была представлена первая схема новой планировки района, в которую вошли также идеи забытого властями генплана 1996 года, в частности организация парковой зоны перед Морвокзалом, которая будет соединена с парком «Ривьера» в единый рекреационный маршрут.
В первую очередь Лариса Карловна оговорила необходимое условие реализации этого проекта — объявление моратория на еще не построенные объекты, так как все, что было запроектировано ранее в большей степени сделано в ущерб городу. При соблюдении этого условия и реализации кардинального подхода — выноса административно-делового центра в район Водоканала — возможно еще вернуть Сочи славу города-парка.
В настоящее время ресурс водозабора на правом берегу реки Сочи себя исчерпал и сейчас меняется система водозабора в городе, таким образом освобождающуюся территорию можно отвести под новый, современный деловой центр со строительством как небоскребов, так и необходимых для них парковок — своеобразный «Сочи-сити». Эта территория располагается между двумя крупными городскими магистралями, что обеспечивает хорошую транспортную доступность.
Встает резонный вопрос: а что же делать с освобождающимися зданиями? Архитекторы предлагают отдать их детям и организовать в здании горадминистрации Дома творчества юных (ранее Дом пионеров).
И еще несколько идей:
- сочинские архитекторы сошлись во мнении, что полицию, располагающуюся в исторических зданиях по ул. Советской, необходимо перенести из центра города (например, ранее рассматривался перенос на территорию бывшего ПАПТ-3 по ул. Пластунской), а на ее месте создать регенерацию старой застройки Сочи начала ХХ века и созданием на ее основе улицы ремесленников, привлекательной для туристов. (Подобное широко практикуется в городах, живущих туризмом, например, Испанская деревня в Барселоне);
- перед морвокзалом создать открытый амфитеатр для сборищ
- восстановить предложения по Церковной горке с организацией исторических экспозиций на основе развалин форта Александрия;
- Нижний Дендрарий открыть для бесплатного посещения, так как в этой части города ощущается катастрофическая нехватка городских парковых зон;
- организовать пешеходный проход от Виллы Вера над Курортным проспектом;
- перекрыть железнодорожные пути от станции до тоннеля (рельеф позволяет), а сверху разместить пешеходную прогулочную зону и спортивные площадки;
- Особо рассматривался вопрос реконструкции центрального городского пляжа. Так как, возможно, до Олимпиады 2014 года, проект ее реконструкции, представленный на Форуме «Сочи-2011», не будет реализован, вернуться к идее создания бухтовых пляжей. На сегодняшний момент эта концепция принята как единственно возможная во всех курортных городах мира.
Представленная концепция разработана Г.Б. Серебряковым и Н.А. Гришиным и уже прошла Госэкспертизу. Возможна реализация как с искусственными островами, так и без них. Однако сочинские архитекторы предлагают на одном из островов сделать развлекательный парк, куда перенести все аттракционы из парка «Ривьеры», которому после этого вернуть исторический облик. - На месте товарного двора по ул. Гагарина (после 2012 года) разместить спортивный центр со стадионом и различными спортивными площадками и, может быть, катком.
- Панельную застройку пока предложено не трогать, пока не начато активное освоение территорий, присоединенных к городской черте Генпланом 2009 года. Пока это жилье остается жизнеспособным, а квартал Цветного бульвара весьма благоприятен и удобен дл жизни: 2 школы, несколько детских садов и парковая зона самого бульвара.
- к своему сожалению, сочинские архитекторы вынуждены признать, что организовать благоприятную для жизни среду в микрорайоне Светлана без сноса невозможно, поэтому скорее всего в этой работе эта тема может и не прозвучать.
Дальнейшее обсуждение в основном затрагивало процедурные вопросы разработки планировочной документации и ее принятия. Представители городской администрации подчеркнули, что для исполнительной власти важно знать, что именно нужно реализовать для достижения обозначенных в проекте целей, то есть нужен перечень сносимых и возводимых зданий, а также земель и новое зонирование. Архитекторы в свою очередь еще раз оговорили необходимость ввода моратория на непостроенное для создания комфортной городской среды.
По завершении этой работы будут разработаны новые Красные линии, проекты межевания с формированием новых кадастровых участков под конкретные объекты с градопланами, где определены все регламенты. При необходимости, на основании утвержденного Проекта планировки будут внесены необходимые изменения и в Правила землепользования и застройки и в Генплан города.
Архитекторы разделились на оптимистов и пессимистов, хотя и те, и другие понимаю, что город должен развиваться.
«Я не верю в историю с подземной Орджоникидзе, — сказал Заслуженный архитектор Ю.В. Львов. — Слишком большая затея, а больших затей после Олимпиады городу не видать… Цветной бульвар оставить как резерв на будущее… Курорт не может быть без пляжей и бухтовые пляжи нужно создавать и для санаториев.»
«Я не верю в реализацию. С одной стороны я понимаю, что нужно аккуратненько, но глобальные проблемы никто не поднимает. Раньше думали, что рынок все решит, но рынок их не решает. — высказал свое мнение О.М. Задикян. — Все, что нам подарено Олимпиадой, никак с городом не срастается (или очень частично). Развязки нелепы. Они сделаны транспортниками и никак в структуру города не вплетаются, поэтому страдает пешеходное движение. Люди надеются, что после Олимпиады они вздохнут, но все делается для решения олимпийских задач и никак с город не связано. Это как с сетями: магистрали ведутся, а до потребителя не доходят. Мы должны обозначить эту проблему.»
«Кто заказчик? — такой вопрос первым делом подняла З.А. Розова. — Если жители города, то ответ приходит сам собой, а если инвестор, то другой расклад. Мы должны доказать этой работой, что здесь строить больше нельзя. Определить красные линии кварталов, плотность такая — строить нельзя. Нужны расчеты по необходимым зеленым насаждениям и планируемому изъятию земли под них.»
«Как воздух нужны территории общего пользования, публичных сервитутов, — высказала свое мнение О.В. Козинская. — На каждого отдыхающего в курортной зоне зелени должно быть 100 м2 на человека. С таким расчетом был разработан генплан 1996 года и с тех пор эти нормы не изменились. Что бы из этой схемы ни было реализовано, будет лучше, чем есть. По набережной сделать челночный транспорт, как мы предлагали в своей концепции и набережная должна быть полой для размещения различных общественных функций… Поперечные связи городу необходимы больше, чем предложенный вариант канатной дороги: Батарейка, Макаренко, КСМ.»
«Мы должны начинать работу с оптимизмом, — рассуждает О.Ф. Козинский, — и представить 2 возможных сценария: оптимистический и пессимистический. Нужно сделать работу, за которую потом не было бы стыдно. Поэтому нужно уменьшить количество задач: 1) доказать, что нельзя ни строить, ни даже проектировать; 2) транспортная схема всех устраивает, но кто будет это все строить и за какие деньги? Тут нужно политическое осмысление ситуации. Надо, чтобы город признал, что он землю излишне продал. Нужно вернуть землю, чтобы город мог сохранить себя.
Считаю, очень опасно декларировать, что панельные дома могут простоять еще 50 лет. Нужно подтянуть городские магистрали к Дублеру и посмотреть снизится ли нагрузка, а не делать из ул. Орджоникидзе дублера Дублера Курортного проспекта. Мораторий на строительство нужно декларировать не словом, а математическими расчетами.»
Идей было высказано много и еще предстоит работа по выработке окончательного проекта планировки центра города-курорта Сочи, которым жители могли бы гордиться.