И всё-таки нужно отдать должное Анатолию Николаевичу: в отличие от президента, в его выступлениях довольно часто звучат основные постулаты градостроительной политики, проводимой в городе-курорте. И пусть некоторые решения городской администрации сложно увязать с заявлениями главы города, всё же основные аспекты выносятся на широкую публику, а значит есть тема для всестороннего обсуждения и анализа.
31 марта 2016 года глава города выступил на открытой сессии Городского Собрания Сочи с ежегодным отчётом о результатах своей деятельности за 2015 год. Рассмотрим отдельные аспекты этого выступления, касающиеся развития Сочи, как города-курорта и градостроительной политики.
«Определённые проблемы с заполняемостью в межсезонье у нас испытывает Лазаревский район. Мониторинг показывает, что обширная сфера частных мини-гостиниц, которая очень востребована летом, в зимний период практически пустует. При этом санатории работают круглый год за счёт предоставления лечебных услуг. Поэтому необходимо, чтобы люди могли останавливаться в мини-отелях, но при этом получать оздоровление в санаториях по недорогим курсовкам. Такие предложения будут включены в турпакеты, как и экскурсионные туры на многочисленные объекты показа Лазаревского района.»
Предложение, конечно, правильное, но этого мало. Для подтягивания уровня Лазаревского района к другим внутригородским районам Сочи нужна реализация крупных инвестиционных проектов. Например, строительства яхтенной марины в Лазаревском, проект которой уже имеется. Сейчас пока ведётся только строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в посёлке Лоо, которое завершится в следующем году.
«Ещё один фактор привлечения туристов – это европейский уровень оснащения пляжей. Новой достопримечательностью курорта стала 7-километровая набережная в Имеретинской низменности – полностью благоустроенная, с прогулочными зонами, озеленением, велосипедными дорожками. К услугам отдыхающих здесь – 15 новых пляжей. По пляжным территориям у нас есть ряд важных задач. Я уже дал поручение своему заместителю, Олегу Валентиновичу Ясюку, начать завоз и буртование гальки с Кепши, чтобы после сезона штормов заняться отсыпкой и расширить ряд пляжных территорий в Центральном и Адлерском районах.
И, главное, нам надо открыть вид на море, особенно в центре города, где эта проблема стоит наиболее остро. Собираемся очистить от незаконных строений пляж Маяк – владельцев объектов мы уже уведомили об этом. Есть хороший опыт Москвы и, думаю, у нас в Сочи его можно и нужно применить.»
Если 7-километровая набережная в Имеретинке — предмет гордости, то это очень грустно. Набережная и сейчас, спустя 2 года после олимпиады производит впечатление незавершённого и брошенного впопыхах объекта. В основном же озеленение — жалкое, некоторые зелёные зоны выделены, но не благоустроены, а к пляжам местами отсутствуют благоустроенные спуски, не говоря уже об элементах пляжного благоустройства. Обустроены только фрагменты пляжа, взятые в аренду гостиничными комплексами. Очистка же пляжа «Маяк» грозит затянуться, хотя недопустимо, чтобы гостей города на берегу моря встречал забор, чтобы он не огораживал.
«Ещё один наш резерв – это развитие бальнеоводолечения. Сегодня в Сочи работают 80 санаториев, имеющих лечебный профиль. Наша лечебная и гидроминеральная база – не хуже, чем в Кавминводах! За последние годы в Сочи построено 7 новых бюветов, терренкур. Возрождается легендарная Мацеста. Но нужна культура бальнеоводолечения. Нужно, чтобы Сочи вновь рассматривался как курорт для оздоровления. И нам ещё предстоит поработать в этом направлении.»
«Будем повышать инвестиционную привлекательность курорта. Основной упор делаем не на жилое строительство, а на развитие рекреационных зон, индустрии спорта, и бальнеологии. А также на развитие сельхозпроизводства в рамках политики импортозамещения.
Например, у нас есть проекты строительства и реконструкции крупных тепличных комплексов в Адлерском и Лазаревском районах. Есть проект создания спортивного центра «Снежинка» на северном склоне хребта Аибга. Продолжаем отбор инвестиционных предложений по территории бывших Навагинских очистных сооружений.»
Хорошо бы к отбору инвестиционных предложений привлекать общественность города. В столице, на опыт которой ссылается Анатолий Николаевич, уже давно действует сайт «Активный гражданин», на котором путём голосования спрашивается мнение горожан не только по вопросам застройки, но и городского благоустройства. У нас же кто-то выбрал мебель для пляжей и уже заказал, а горожане узнают по факту, когда появится. Почти все решения, принимаемые городской администрацией в области благоустройства среды курорта встречает жесточайшую критику сочинцев, которые отмечают, что облик курорта от мирового уровня скатывается к станичному.
«Ну, а от самих жителей мы ожидаем бережного отношения к своим домам, в родному городу в целом. К сожалению, во время уличных обходов я часто вижу, как недавно отремонтированный двор буквально за пару месяцев превращается в помойку с поломанными скамейками и хламом на детских площадках. Часто вижу, как портится свежая плитка на тротуарах, поскольку некоторые наши жители устраивают на них парковки. А ведь мы провели огромную работу по благоустройству! Одних только многоквартирных домов перед Олимпиадой отремонтировали больше тысячи! Хочется верить, что ментальность людей все же будет меняться, что люди наконец начнут чувствовать личную ответственность за ситуацию в родном городе.
Улучшение качества городской среды – это наша общая задача! И заниматься этой работой, улучшать облик курорта, корректировать градостроительную политику мы будем в тесном контакте с общественностью.»
Бережно хранится только то, что нравится, что создано при живом участии и чем можно гордиться. Навязанная, чуждая среда вызывает в лучшем случае равнодушие. Глава же ждёт от горожан лишь послушания и любви к тому, что навязали, отодвигая «тесный контакт» в неопределённое будущее.
«Сегодня градостроительная политика администрации Сочи чётко основывается на Генплане и Правилах землепользования и застройки.»
Если учесть, что Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) противоречат принятому генеральному плану, то стоит ли удивляться сложившейся в городе-курорте катастрофической градостроительной ситуации?
«Приоритет нашей градостроительной политики – это повышение привлекательности городского пространства с учётом нашей курортной специфики, сохранение и благоустройство зелёных зон.
Например, сейчас мы активно занимаемся постановкой зелёных зон на кадастровый учет. Только за последние два года мы закадастрировали и включили в реестр муниципальной собственности 202-е зеленые зоны площадью 514 000 квадратных метров. Границы этих зон отображаются в Правилах землепользования и застройки путём внесения соответствующих изменений. Это делается для того, чтобы исключить здесь любую возможность строительства. По 143-м зонам эта работа уже завершена, по 59-и – находится в стадии завершения.»
Жаль, глава города не считает нужным привести данные сколько город потерял зелёных зон из-за того, что работы по их кадастрированию начали проводить лишь спустя пять лет после принятия генплана в 2009 году и до сих пор не завершена.
«Нами проведена большая работа по приведению курорта к единому архитектурному облику. Всего к ЕАО мы привели более 12 000 объектов. Кроме этого, в городе появились целые кластеры, построенные с учётом строгих архитектурных и градостроительных норм. Сегодня наша задача – сохранить и приумножить всё это.»
На страницах нашего сайта мы постоянно говорим о том, что единый архитектурный облик в большей степени миф, чем панацея: чёткое следование ему не гарантирует создание благоприятной городской среды. Приведём пример Мамайки, где процветает градостроительный бардак, пусть и выдержанный в ЕАО.
«На территории Сочи определена зона «ОЦ», имеющая особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Параметры разрешённого строительства в этой зоне – очень жёсткие. Например, высота объектов – не более 12 метров.
Мы ввели КИТы – это коэффициент использования территорий. Он строго ограничивает площадь строительства, в том числе и высотного, привязывая её к площади участка.
Считаю, что нам необходимо исключить из Правил землепользования и застройки территориальные зоны с повышенной этажностью: зону Ж-5 (многоэтажная застройка до 56 метров), и зону Ж-6 (многоэтажная застройка до 76 метров).»
Вот тут просто плакать хочется. В ПЗЗ г. Сочи введены КИТы, предложенные департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи и согласованные с Сочинской организацией Союза архитекторов России. Вроде бы бери коэффициент и работай, но нет: всё тот же департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи отказывает в разрешениях на строительство, мотивируя тем, что проект, разработанный с учётом местных КИТов не соответствует краевым. Зачем надо было определять городские, склонять депутатов одного созыва к их принятию, ждать выборов депутатов другого созыва, если можно было просто и намного ранее апеллировать к краевым?
«Самая большая наша беда – это самовольное строительство. Проблема так называемой «точечной застройки» в Сочи возникла достаточно давно. В отрезок с 2004 по 2008 годы были заключены практически все инвестиционные договора, по которым и построены высотные здания под коммерческое жилье. Именно в те времена появились теневые схемы узаконивания застроек, последствия которых мы ощущаем до сих пор. Это было очень выгодно – строить без техусловий, а значит, без соответствующих подключений, а потом идти в суд и решать вопрос…
Наведение порядка в сфере строительства мы начали с принятия в 2009 году Генерального плана развития курорта и Правил землепользования и застройки. С 2010 года мы полностью прекратили практику заключения инвест-договоров под высотную застройку. Одновременно развернули борьбу с самовольным строительством.»
А сколько раз после принятия Правил землепользования и застройки в 2009 году в них вносились изменения? Иногда это действительно мотивировалось ошибками при создании правил, но было и множество случаев, когда зоны с малоэтажной застройкой с лёгкость переводились в более высотную зону просто по желанию владельца участка без учёта интересов города. Последние подобные слушания проводились в феврале этого года. В результате этих действий зонирование города становится бессмысленным и стимулирует самовольную застройку. Администрация же города вместо более серьёзного и продуманного отношения к корректировке ПЗЗ и дальнейшей разработки градостроительной документации судится с застройщиками самовольных объектов, добиваясь их сноса.
«С 2012 года администрацией города подано в суд более 2000 исковых заявлений о сносе самовольно возведенных объектов. Только в прошлом году мы выявили более 270 объектов. По каждому из них не просто поданы иски в суд, но и заявлены обеспечительные меры в виде запрета на продолжение строительства. Но практика показывает, что этого недостаточно. Обязательное участие в борьбе с самовольным строительством, кроме администрации, должны принимать и другие структуры: Государственный архитектурно-строительный надзор и Служба судебных приставов. А в этой части, к сожалению, имеются большие проблемы.
Практика показывает, что вынесение судом обеспечительных мер в виде запрета на строительство далеко не всегда ведёт к фактической приостановке стройки. Хотя возможности для этого у приставов имеются.
Широкие возможности имеются и у Архстройнадзора. По закону, эта структура имеет право обращаться в суд о приостановке строительства. Может штрафовать застройщиков и их подрядчиков, и даже налагать арест на технику, которая используется в строительстве. Но на практике всё ограничивается только штрафами.
Начиная с 2012 года судами было принято 1971 решение о сносе. Более пятиста из них до сих пор находятся на исполнении у приставов. Администрация города за последние три года оказала службе судебных приставов содействие в сносе порядка 850-и объектов. Но это в основном гаражи, ларьки, небольшие павильоны. А надо показательно снести несколько десятков крупных объектов, чтобы стало абсолютно понятно, что закон един для всех и его надо соблюдать. Для этого необходимо выделить финансирование на снос, и мы надеемся на поддержку краевого руководства в решении этого вопроса. Данные по полутора десяткам наиболее показательных объектов мы, по поручению Губернатора, уже направили в федеральную службу судебных приставов. Вариантом решения проблемы финансирования сносов может стать закрепление за муниципалитетами права на эти объекты и земельные участки без компенсации затрат застройщикам. Мы готовы подготовить проект соответствующей законодательной инициативы.»
Предложение весьма авантюрное учитывая современную тенденцию приоритета права собственности над общественными интересами. Правда, с трудом верится, что после перехода права объекты незаконного строительства будут снесены, а участок использован на общегородские нужды (будь то парковая зона или социальный объект), а не повторно выделен под коммерческую застройку жилья или торгового центра.
«Мы знаем, что недобросовестные застройщики пользуются определёнными пробелами в законодательстве. И именно город Сочи инициировал внесение изменений в статью 222 Гражданского кодекса РФ. Недавно мы разработали и направили новые предложения о внесении изменений в ряд федеральных законодательных актов. Их цель – более чётко определить ответственных за выявление и пресечение незаконного строительства на ранних стадиях. А также ужесточить санкции за неисполнение решений судов и дать муниципалитетам полномочия в области строительного надзора. И здесь мы рассчитываем на поддержку нашего губернатора Вениамина Ивановича Кондратьева!
Вопрос борьбы с самовольным строительством для наших жителей – один из самых волнующих. И с этим злом мы должны бороться вместе: мэрия, прокуратура, суд, Госархстройнадзор, полиция, судебные приставы и общественность.
От этого зависит и экологическая ситуация на курорте. Подавляющее большинство самостроев не подключены к городским сетям и сливают свои отходы куда придётся – зачастую просто в ближайший ручей. Мы не можем мириться с таким положением дел. Тем более, что в последние годы в Сочи рекультивированы обе городские свалки, построены новые очистные сооружения, отремонтированы все глубоководные выпуски.
Поэтому наведение порядка в водоотведении и канализовании – это, практически, последний шаг на пути к решению экологических проблем курорта! С начала 2015 года мы выявили почти 12 000 не канализованных объектов. И за каждым из них ведется контроль до тех пор, пока собственники не подключатся к централизованной системе канализации или не установят ЛОСы. В результате, полторы тысячи объектов уже подключились к канализации, свыше 4 000 заключили договоры на вывоз ЖБО, свыше восьмиста – установили локальные очистные системы. Владельцы еще 3 000 объектов уже подали заявки на получение техусловий.
Водоотведение – тема для нас большая и сложная, учитывая рельеф местности и особенности климата. Город периодически подвергается ударам стихии. Отдельные районы подвержены подтоплениям. У нас свежи в памяти события июня прошлого года, когда за сутки на город выпала двухмесячная норма осадков. Большая помощь краевого руководства, лично Вениамина Ивановича, позволили нам быстро справиться с последствиями и вернуть жизнь города в нормальное русло. К сожалению, удары стихии предотвратить невозможно. Но можно их прогнозировать, готовиться, и оперативно реагировать. Эта работа у нас налажена, и чёткие действия всех служб помогают избегать катастрофических последствий и человеческих жертв.
В настоящий момент ведётся разработка Схемы водоснабжения и водоотведения города Сочи, в том числе и сетей ливневой канализации. Уже состоялись торги на проведение проектно-изыскательских работ по дополнительной инженерной защите Имеретинской низменности. И мы очень надеемся, что руководство Краснодарского края окажет нам содействие в софинансировании путём включения этих работ в краевые целевые программы.»
Вот как-то такая у нас в городе градостроительная политика. И ни слова о необходимости корректировки генерального плана или развития Сочинской курортной агломерации.