Site icon Архитектура Сочи

Скульптурная архитектура Карена Сапричяна для города Сочи

В проектировании Олимпийского Сочи принимало большое количество архитекторов. Один из них — Сапричян Карен Вачикович, профессор Международной академии архитектуры, член Союзов архитекторов и художников (монументальная секция) России.


© ГрандПроектСити

Карен Сапричян родился в Москве в 1959 году. В  1981 г. окончил Строгоновское училище, а после работал на комбинате Монументально-декоративного искусства. Многие его работы находятся в частных и корпоративных коллекциях России, Австрии, Венгрии, Голландии, США, Южной Кореи, Японии.

В 1999 года Карен Сапричян становится руководителем «Проект КС» (проект Карена Сапричяна).  А за год до этого начинается его дружба и сотруднчество с Александром Асадовым, поэтому у части работ «Проекта КС» два руководителя — А. Асадов и К. Сапричян.  Основные направления проектирования — нестандартные объекты формирующие городскую среду: площади, фонтаны, памятники, памятные стелы и т.д. В 2008 году было основано ООО Гранд Проект Сити, которым также руководит Сапричян.

Он много проектировал для Западной Сибири, Ханты-Мансийска и Москвы, многие из этих работ становятся знаковыми для автора. Для города Сочи Карен Сапричян в соавторстве с Александром Асадовым разрабатывают Единую концепцию архитектурного развития территории проведения ХХII Олимпийских Зимних и ХI Паралимпийских игр 2014г. в г. Сочи, благодаря которой почти все крыши в нашем городе теперь имеют «правильный» цвет.

Но ещё раньше авторским дуэтом была придумана единая дизайн-концепция спортивных сооружений под названием «сНежная Россия», так и не реализованная в полном виде, но следы её периодически прочитываются в различных элементах оформления.

Совсем недавно Карен Сапричян дал интервью порталу archi.ru, где рассказал о своих работах, в том числе и о проектах и идеях  для города Сочи, которые увы не все получилось реализовать.

— Расскажите подробнее о единой концепции для Олимпийского Сочи. Как она создавалась?

— Основным направлением этой концепции стало развитие дорог на территории от Сочинского тоннеля до аэропорта Адлер и дальше – до Красной Поляны. При этом проект предусматривал оформление не только транспортных развязок и порталов тоннелей, но также окружающей застройки и придорожной полосы автотрассы. К примеру, были заменены кровли всех расположенных вдоль дорог домов на приблизительно одинаковые, решенные в одном цвете, что придало окрестностям характер уютного южного города. Также были установлены новые ограждения и остановки общественного транспорта, были проведены работы по благоустройству и озеленению территории.

Лишь одна остановка в городе (остановка «кинотеатр Стерео») была выполнена по этой концепции.


© ГрандПроектСити


© privetsochi.ru/fire-fly

— Удалось реализовать Олимпийские кольца. По сути, это даже не кольца, а объемные, скульптурные композиции, выполненные на металлическом каркасе и зашитые сфальцованными алюминиевыми панелями без неровных граней и стыков. Внутри колец – красивые ажурные конструкции, перекликающиеся с оформлением тоннелей. Изначально кольца должны были служить своего рода гигантскими арками, сквозь которые проходили бы петли дорог. Однако потом из-за близости к посадочным полосам аэропорта кольца пришлось сильно уменьшить в размерах – с 22 до 16 метров – и изменить их местоположение. В итоге лишь одно желтое кольцо под названием «Азия» осталось аркой – въездом в vip-зону аэропорта. Остальные стали просто декоративными элементами.


© ГрандПроектСити


© ГрандПроектСити

— Как возникла необычная идея оформить тоннели с помощью таких сложных конструкций?

— Въездные порталы в тоннели я предложил оформить с помощью сложной белоснежной конструкции, похожей на паутину или изморозь. Аналогов таким конструкциям нерегулярной структуры в мире нет, и для реализации этого проекта нужен был не просто очень хороший конструктор, здесь необходимо было настоящее мастерство. Мы нашли практическое решение, но воплотить в жизнь удалось далеко не всё. Принятая на самом высоком уровне концепция в конечном счёте была сильно урезана, остались одни осколки. К сожалению, в нашей стране к этому всегда нужно быть готовым: как только дело доходит до реализации, особенно таких масштабных проектов, как сочинские, первоначальный замысел меняется почти до неузнаваемости.

Только один портал из 12-ти тоннелей совмещенной дороги Адлер — «Альпика-Сервис» был выполнен по концепции Карена Сапричяна.

© ГрандПроектСити

— Как возникла необычная идея оформить тоннели с помощью таких сложных конструкций?

— Идея возникла задолго до олимпийской стройки, в то время, когда я работал над проектом в Сочи с «Автодором». Тогда я предложил подобное решение, но заказчик отказался от его реализации. Только спустя два года появилась возможность вернуться к придуманному ранее решению и использовать его в олимпийской концепции. Сложный замысел удалось реализовать только благодаря сотрудничеству с РЖД России, но дальше проект, увы, не пошёл.

— Наверное, самый яркий пример такого гезамкунстверка в вашем портфолио – это ханты-мансийская пирамида?

— Да, там соединение архитектурных и художественных средств очевидно. Калужская скульптурная фабрика под моим руководством выполнила для неё более трёхсот метров барельефов, строительства курировала Академия художеств. Пластический язык сочинских порталов и тоннелей современнее, я думаю он связан с моими ранними живописными работами, особенно форма, рождающаяся из переплетения конструкций.

— То же самое можно сказать и о реновации подстанции в Сочи: там мне – впервые в России, – удалось применить перфорированные фасады. Сейчас они стали очень популярны у архитекторов. Есть и обратная сторона: и в живописи, и в графике у меня очень много архитектуры.



© ГрандПроектСити

Ещё два проекта для Сочи были выполнены Кареном Сапричяном в соавторстве с Александром Асадовым — это проект оформления  фасада крытого конькобежного центра и проект Многофункционального жилого комплекса (Основная Олимпийская деревня), но они остались не реализованными.


© ГрандПроектСити



© ГрандПроектСити

Полное интервью с Кареном Сапричяном можно прочитать здесь

«Архитектура Сочи»

5/5 - (3 голоса)
Exit mobile version