Интересно посмотреть на градостроительные проблемы черноморских курортов с точки зрения их исторического развития. Многие градостроительные проблемы Сочи берут начало из советского времени, когда вся земля в стране стала по известным причинам государственной. Хорошо это или плохо – это отдельный вопрос. Важно то, какие шаги в создании курорта или города-курорта были сделаны.
В книге «Градостроительные проблемы черноморских курортов» (автор И.И. Ионов 1979 года издания) дан подробный анализ истории освоения территорий черноморских курортов. Вот некоторые выдержки из книги.
«Градостроительное развитие черноморских курортов целесообразно рассмотреть на основе ретроспективного анализа основных принципов планировки и застройки курортов с выделением этапов, оказавших наибольшее влияние на развитие курорта.»
«Государственная собственность на землю открыла широкие возможности для развития курортов на прогрессивной градостроительной основе. В 1931 г. началась разработка первого проекта районной планировки Южного берега Крыма, а несколько позднее — проекта районной планировки курортного района Сочи — Мацеста.»
«Проект курортного района Сочи-Мацеста, разработанный под руководством архит. Н. Несиса, отличался комплексным и глубоким изучением основных вопросов, влияющих на планировку и застройку курортов. Детально были изучены климат, геоморфологическая, гидроминеральная база, а также условия строительства. На основании полученных научных данных впервые была разработана комплексная схема использования территории и принята архитектурно-планировочная структура курортов с выделением курортной, жилой, хозяйственной и лесопарковой зон. Такой методологический подход в основном сохранился в проектировании до настоящего времени.»
«Особое внимание уделялось архитектурной композиции. Была поставлена задача создания крупного курортного района на единой композиционной основе. При этом авторы отказались от упрощенного понимания, растянувшегося на 30 км города, что неизбежно могло привести к монотонному решению. Напротив, ставилась задача на основе глубокого изучения и учёта геоморфологии найти своеобразный архитектурный облик отдельных курортов, а также способ взаимосвязи их в единую пластичную систему. Важная роль отводилась зелёным насаждениям, которые должны были превалировать в панораме, дополняемые архитектурными акцентами. При построении панорамы ставилась задача создания динамичной композиции ансамблей с доминантами на вершинах холмов и с композиционно-объединяющей побережье пляжной полосой с морскими причалами, пристанями и портами. Большое значение в восприятии композиции придавалось также автомагистралям и прогулочным аллеям вдоль моря, организации фуникулеров и видовых площадок.
Параллельно с проектированием велось строительство курорта Сочи, где авторы внедряли разработанные ими принципы. В этот период был создан Курортный проспект – основная структурная ось курорта. В композиционных узлах были построены театр, железнодорожный вокзал, Дом уполномоченного ЦИК СССР, санаторий им. Ворошилова, «Правда» и другие объекты, заложившие основу формирования масштаба и характера застройки Сочи.»
«Вместе с тем, даже смелые прогнозы того периода на смогли предвидеть огромных перспективных масштабов курортного строительства в нашей стране. Это привело к ряду негативных последствий в практике застройки курортов.
Ограниченный в начальном периоде масштаб развития при наличии значительных курортных ресурсов определил практику выборочного размещения курортно-оздоровительных объектов на лучших прибрежных территориях. Под здравницы отводились участки, которые узкой полоской размещались вдоль моря. Площадь их в тот период практически не ограничивалась, достигая зачастую 6-10 тыс.м² на одно место. В состав здравниц входили протяженные пляжи, строились жилые дома персонала, хозяйственные объекты.
Последовательное размещение таких участков вдоль побережья создавало сплошной фронт застройки береговой полосы, приводило к изоляции ее от глубинных территорий при крайне нерациональном использовании наиболее ценных природных ресурсов прибрежной зоны. В этой же зоне возникали населенные пункты, размещались хозяйственные постройки и даже промышленные объекты.
Первично сложившаяся практика застройки прибрежных территорий в дальнейшем повлияла на принципы формирования планировочной организации курортов. При разработке новых генеральных планов делались попытки её усовершенствования с упорядочением размещения жилья, коммунально-промышленных объектов, выделением функциональных зон (курортной, селитебной, коммунальной, лесопарковой), улучшением транспортной системы. Однако практика размещения здравниц в прибрежной зоне оставалась прежней. В результате пляжная полоса продолжала сплошь застраиваться курортными объектами. Недостаточно внимания уделялось организации общекурортных парков, общественных центров, рациональному использованию природных ресурсов, сохранению ценных ландшафтов.»
«Курортная зона Сочи первоначально формировалась в районе Ривьеры, где на узкой полосе вдоль моря размещался ряд санаториев с громадными участками. Жилые районы в то время возводились в прибрежной зоне между железнодорожным вокзалом и морем.»
«Существенные ошибки были допущены при прогнозировании пляжных ресурсов, которые, как известно, во многом определяют возможности развития приморских курортов. Слабая изученность процессов динамики берегов Черного моря многие годы приводила к тому, что генеральные планы всех черноморских курортов разрабатывались без правильной оценки перспективных пляжных ресурсов.»
«Для развития курортов не менее важное значение имеет рациональное использование территориальных ресурсов, которое неразрывно связано с применяемыми принципами застройки. Казалось бы, что на курортах прежде всего должны создаваться курортные парки, лесопарки, леса общего пользования, среди которых размещаются здравницы и общественные центры. На деле, как уже отмечалось, застройка складывалась по-иному — путем возведения отдельных ведомственных здравниц на изолированных участках территории. Ведомства не были заинтересованы создавать общекурортные парки и общественные центры. Вместе с тем основные капиталовложения на курортное строительство выделялись ведомствам, поэтому на курортах и возникали бесконечные огороженные заборами участки здравниц, на каждом из которых создавался «свой курорт в миниатюре».
«Этот ведомственный принцип изоляции здравниц приводил к стремлению «захватить» лучшие прибрежные территории, включая обширные пляжи. Многие годы курортное строительство велось без действенного контроля использования курортных территорий и пляжей.»
«Недостатки сложившейся практики курортного строительства ставили перед градостроителями задачи поиска новых принципов планировки и застройки курортов. Значительной вехой в развитии прогрессивных направлений в этой области явилась разработка Гипрогором в 1965 г. проекта районной планировки курортного региона Туапсе – Адлер (авторы – архитектор М. Комаров, Ф. Ясон и др).
Отличительной чертой этого проекта было предложение о развитии курортов в глубину до 3 км от моря с установлением в этой зоне строго санитарного режима. Такое развитие курортного региона вызвало изменение принципов зонирования территории с последовательным эшелонированным размещением начиная от моря курортной и коммунально- хозяйственных зон. В этом случае нельзя еще говорить о глубинном развитии курортов в полном смысле этого слова, так как эшелонирование носило пока слишком локальный характер в пределах всего 1-3 км от моря. Однако был сделан определенный шаг в разработке новых принципов планировочной организации курортов.»
«Дальнейшее совершенствование принципы планировки и застройки курортов получили в проекте районной планировки Черноморского побережья Грузии разработанном институтом Грузгипрогорстрой в 1967 г.»
«В проекте впервые удалось не только теоретически обосновать, но и практически осуществить возможность решительного отказа от линейной застройки курортов с сохранением больших свободных от застройки зон природного ландшафта при полном использовании пляжных ресурсов по прямому назначению.»
«Проект районной планировки Черноморского побережья Грузии, а также разработанные на её основе схемы генеральных планов городов-курортов Сухуми, Гагра, Очамчири, Батуми и др. направлены на эффективное внедрение крупных комплексов курортно-оздоровительных учреждений как градостроительных образований нового типа.
Большое внимание уделено одной из актуальных проблем в развитии курортов – созданию системы транспортного обслуживания при ограничении движения транспорта на территории курортов и особенно в курортных зонах. Глубинное развитие курортного региона Грузии позволило не только лучше организовать отвод от курортов транзитного движения, но и решить транспортную систему в увязке с населенными пунктами, расположенными на глубинных территориях.»
«Интересно решена в этом проекте система зелёных насаждений, пронизывающая курортный регион на большую глубину. Эта система, создаваемая вдоль ущелий и рек, помимо эстетических качеств имеет и большое оздоровительное значение, она будет служить своеобразными легкими, через которые прохладный воздух с гор принесет свежесть на побережье, а морские бризы проникнут на глубинные территории.»
Такой вот интересный анализ ошибок в градостроительстве. Ошибки эти создали огромную проблему для развития города Сочи на многие десятилетия, а может быть и навсегда. Предложения по созданию единой набережной, звучавшие в 1970-е – 1980-е годы, так и остались мечтой. Территории санаториев, пансионатов, домов отдыха, а также пляжи стали теперь и вовсе недоступными для горожан и гостей курорта. К примеру, территория санатория «Зелёная роща» всегда была частью терренкура, ведущего от Мацесты к «Спутнику». Теперь и она недоступна для прогулок. Странная судьба постигла пешеходную тропу, ведущую от стадиона к Мацесте. Санатории расположенные вдоль этой тропы тоже посчитали возможным огородить заборами свои территории, что сделало невозможным пешие прогулки.
Градостроительный кодекс 2004 года разрешает иметь градостроительные нормы муниципальным образованиям. То есть город может принять законы, которые ограничат использование заборов в 1 зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Изъять земли у собственников территорий теперь невозможно, а вот сделать эти территории более доступными – реально.