Site icon Архитектура Сочи

40 лет назад открылся санаторий «Узбекистан»

7 января 1977 года в Сочи состоялось торжественное открытие санатория «Узбекистан».

Архитекторы: И. Ярошевский, В. Очинский в соавторстве с В. Шаверневым и А. Потребичем; Б. Усмановым и Д. Латиповым (институт «ТашНИИгенплан»).
Инженер: Е. Шалагин.
Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы за 1976 год.

О создании проекта санатория рассказывают в своих воспоминаниях один из авторов проекта И.В. Ярошевский и В.С. Внуков, занимавший в те годы должность главного архитектора города.

Из 12 главы книги В.С. Внукова «Двадцать три года на курорте»:

А вот теперь немного предыстории. Несколько месяцев тому назад в наш исполком пришло письмо из Совета Министров Узбекистана с просьбой выделить им земельный участок под строительство санатория. Желательно в центре города и недалеко от Мацесты. С резолюцией «Срочно подобрать и доложить!» это письмо попало ко мне. Я в короткий срок доложил мэру о том, какой участок можно предложить. Тот одобрил и поручил мне подготовить ответ, что мы ждём их полномочного представителя, чтобы одобрить выбор и подписать все необходимые документы по отводу участка. Письмо ушло. Прошло месяца три-четыре. А от них — ни слуху ни духу! Потом выяснилось, что, получив это письмо, работники Совмина Узбекистана заказали Васильеву разработку эскизного проекта этого санаторного комплекса на выбранном участке, съёмку и границы которого геодезисты Васильева взяли у моих геодезистов, не поставив меня в известность. Архитекторы стали разрабатывать на не отведённой территории эскизный проект, по которому, естественно, строить нельзя. На него можно было только смотреть! Узбекские товарищи, думая, что проектные дела подходят к концу, доложили своему руководству, что всё в порядке. Вот Рашидов и захотел посмотреть, что же предстоит строить. А когда ему Васильев доложил, что по эскизному проекту строить невозможно и что для этого нужно разработать ещё стадию «Проект» и рабочие чертежи, тогда Рашидов спросил: а когда они закончат все стадии, чтобы строить? Тогда Васильев сказал, что к этим стадиям они даже не имеют права приступать, так как не оформлен ещё участок.

— Так что там у нас с участком? Объясните причину задержки?
— Мы выбрали участок. Кстати, очень хороший. Подготовили все документы по отводу. Сообщили об этом в Совмин Узбекистана и просили прислать полномочного представителя, чтобы одобрить этот выбор и подписать документы по отводу. Но никто не приехал и даже не ответил на наше послание. А без подписи заказчика документы силы не имеют.
— Ну вот, считайте, что приехал я. Думаю, что полномочен, — сказал он улыбаясь.
— Тогда я готов хоть сейчас показать вам участок для одобрения, — также с улыбкой сказал я.

Следует сказать, что в это время в Сочи была поздняя осень. Листва, ещё не опавшая с деревьев, переливалась всеми цветами радуги. Да плюс ещё красота южных вечнозелёных красавиц. Поэтому, когда мы прибыли на территорию будущей здравницы, Рашидов, выйдя из машины, заулыбался и восторженно произнёс:
— Волшебное зрелище! Замечательное место ты нам подготовил! А теперь покажи все границы участка.
Я показал их все, попутно указав место расположения основного высотного корпуса. Мы пешком прошли путь, которым отдыхающие будут выходить на море. Походили по будущему пляжу. Затем Рашидов высказал пожелание пройти вдоль всех границ здравницы.

— Теперь мне понятны причины задержки решения вопроса. Я послезавтра уже буду в Ташкенте. С волокитчиками разберусь. Дня через два пришлю сюда нашего представителя, который подпишет все бумаги и доставит их мне. И это будет всё?
— Нет, — сказал я. — Сочинский исполком только готовит земельные отводы, а участки по нашим документам и разрешение на отвод земли даёт только Совет Министров РСФСР. Такой порядок установлен союзным правительством.
— Как у вас всё сложно! — морщась сказал Рашидов. — У нас всё гораздо проще.
— Но у вас нет ни одного курорта союзного значения. А такой порядок установлен только для них.
— Понятно! Спорить не будем. Я с этими бумагами сам слетаю в Москву к главе российского правительства, и он мне подпишет всё, что надо. Но тогда, я надеюсь, уже будет всё?!
— Да, — сказал я. — Это даёт вам право на проектирование и строительство вашей здравницы. А сроки её ввода в эксплуатацию будут зависеть целиком от заказчика, проектировщика и подрядчика.

Видимо, он взял под свой личный контроль строительство этой здравницы, потому что разрешение Совета Министров РСФСР вскоре также было получено. В кратчайшие сроки проект санаторного комплекса был готов, и я его согласовал без промедлений. Строительство велось ударными темпами, так как бесперебойно обеспечивалось финансированием, конструкциями, строительными и отделочными материалами. На строительство были командированы из Ташкента многие художники, народные мастера и умельцы, резчики по дереву, которые тут же, на месте оформляли интерьеры в строго национальном стиле и колорите. В намеченные сроки санаторий «Узбекистан» — такое он получил название — был сдан в эксплуатацию. На открытии было много представителей из Ташкента, а также наше краевое и городское руководство. Не было только Рашидова. Почему? Не знаю.

© www.artetour.ru

В своей книге «Архитектура и власть» Игорь Викторович Ярошевский рассказывает о многих своих проектах, ставших сегодня визитными карточками Сочи. В их числе и  санаторий «Узбекистан»:

«История с санаторием «Узбекистан» достойна отдельного рассказа.
Начинал работать над проектом В. Очинский. Потом у него по какой-то причине пропал интерес, и он предложил мне подключиться. Я совместно с А. Потребичем и В. Шеверневым сделал свою версию и показал её приехавшему к нам в институт первому секретарю ЦК КП Узбекистана Шарафу Рашидовичу Рашидову. Дважды герой соцтруда, Рашидов был довольно серьёзным писателем, и в творческом плане с ним было приятно поспорить. Он одобрил наш проект и дал команду немедленно приступить к строительству. Мы нашли вариант гармоничного сочетания ландшафтных, климатических и образных характеристик морского побережья и национального колорита. Национальный колорит мы привнесли в декор и получили нужный эффект. На открытии санатория Медунов и руководители республики высоко оценили нашу работу. Жаль, что нам не до конца удалось осуществить проект. Вторую очередь мы так и не успели построить.»

К сожалению, после развала Союза здравница долгое время оставалась никому ненужной и постепенно разрушалась.

© blogsochi.ru
© blogsochi.ru

Сейчас комплекс санатория «Узбекистан» вошёл в состав соседнего санатория «Салют» МВД России, но к олимпийским играм был отремонтирован только высотный корпус.

© lema-tour.ru

[tp_search_shortcodes id=2 origin=»» destination=»» type=»» subid=»»]

5/5 - (2 голоса)
Exit mobile version