Site icon Архитектура Сочи

Архитектура Олимпиады. Полтора года спустя

Продолжаем знакомить с отчётами архитекторов, посетивших Конференцию «Архитектурные итоги Зимних Олимпийских игр и перспективы развития Сочи». Статья была опубликована в журнале «Academia. Архитектура и строительство. №2, 2015», издаваемом «Российская академия архитектуры и строительных наук» (РААСН).

А.В. Анисимов,
главный редактор журнала «Academia. Архитектура и строительство»,
доктор архитектуры, член-корреспондент РААСН

Сочинская зимняя Олимпиада ушла в историю. Оказалось, что игры на льду и снежных склонах можно проводить и в субтропической зоне. И это особая поэзия – море, горы, снег, лед и солнце. Пальмы, кипарисы и высокогорная флора. Я думаю, что это была гениальная выдумка.

Теперь, когда улеглись предолимпийские и олимпийские страсти, когда остались позади опасения за своевременное окончание строительства необходимых объектов, появилось время для спокойного и, в меру способностей, объективного рассмотрения того, что осталось от этого мероприятия людям и городу. Каково же архитектурное наследство прошедшего события? Я думаю, не только для Сочи и Адлера, но, может быть, и для всей страны.

Хочется напомнить, что сочинская Олимпиада проходила все-таки не в городе Сочи, а в 30 км от него в Олимпийском парке за Адлером и в 70 км в горах за Красной Поляной в районе Роза Хутор. Именно это обеспечило и климатический комфорт, и транспортные удобства без перегрузки и без задушенного автомобилями города Сочи.

Прежде всего не может не восхищать огромный масштаб проделанных работ по освоению диких и полудиких горных и равнинных участков большого, около 100 км длиной, района, гигантское количество новых зданий и сооружений, возведенных с использованием сложнейшей современной технологии. Поражает своевременная реализация самых затратных проектов – строительство дорог, энергоснабжение, коммунальные сети, природоохранные мероприятия.

Самое сильное впечатление производят транспортные объекты: новые дороги, связавшие горные районы с побережьем, мосты, железнодорожные пути и вокзалы, многоуровневые развязки, транспортные тоннели. Всего проектировалось около 370 км новых автодорог, более 100 мостов общей протяженностью почти 30 км, 50 мостовых железнодорожных сооружений и свыше 40 объектов инженерной инфраструктуры [6]. Всего этого еще пять лет назад не было, и далеко не все верили, что все это будет.

Горный район за Красной Поляной, ставший крупнейшим центром горнолыжного спорта, теперь связан с побережьем двумя шоссе и новой железной дорогой. Пожалуй, трудно назвать в стране ещё один город, где бы за последнее время было построено столько многоуровневых транспортных развязок. Удивляет только одно – при сделанных затратах под этими дорожными кольцами в ряде мест всё же сохранились пересечения потоков машин. Построена целая серия замечательных вокзалов. После мучительно долгой паузы, наконец, завершено строительство нового аэровокзала в Адлере, начатое более 15 лет назад (технология института «Аэропроект»). Его эффектные фасады и очаровательные благоустроенные дворики (произведения архитекторов Ольги и Олега Козинских), куда я не смог войти (двери заперты), украшают воздушные ворота на черноморский юг.

Положительные эмоции вызывают и новые железнодорожные вокзалы. Адлер является крупнейшим железнодорожным терминалом в стране.

В ноябре 2010 года началось строительство нового вокзального комплекса восточнее существующего. Мощная конструктивная петля, выходящая на главный фасад, энергично выпрямлется и превращается в длинный навес над путями иплатформами. Все подчинено оптимальной технологической схеме. Внизу – главный вестибюль вокзала, а зал ожидания для пассажиров 150х50 м расположен на высоте 10 м над путями. Проект разработан архитектурной группой под руководством А. П. Даниленко (НПО «Мостовик») в сотрудничествес архитектурным бюро GMP (Берлин). Вокзал имеет две части:морскую и городскую. На кровле автостоянки вокзала установлены солнечные коллекторы, за счет которых осуществляетсятеплоснабжение. Новый вокзал станции принимает 3–5 тыс.пассажиров в час в обычном режиме эксплуатации и до 20 тыс. принял в день открытия Олимпийских игр. 28 октября 2013 года в присутствии Президента России В.В.Путина и главы Международного олимпийского комитета Т.Баха новое здание вокзала было введено в эксплуатацию. Его комплекс объединяет в единую сеть все виды сообщения: воздушное, морское, автомобильное и собственно железнодорожное [10].

В Олимпийском парке при Имеретинском комплексе построен специальный вокзал для спорткомплекса по проекту петербургского архитектора Никиты Явейна – потомственного зодчего железнодорожных построек. Это сооружение чуть в стороне от главных крытых стадионов радует своим благоустройством и особенно мощным водным каскадом на подходе к нему.

Все главные спортивные сооружения сосредоточены в двух комплексах, отстоящих друг от друга на 48 км, – горном кластере, расположенном выше Красной Поляны на склонах близлежащих хребтов Аибга и Псехако, и прибрежном кластере в Имеретинской долине.

Красная Поляна – небольшой поселок вместе с соседними поселениями (Эсто-Садок, где в конце XIX века осели эстонские переселенцы, Роза Хутор и др.) – превратилась в оживленный туристический центр с многоэтажными гостиницами, кафе, ресторанами и т.д. Над ним в горах были построены: комплекс трамплинов, совмещенный лыжно-биатлонный комплекс «Лаура», санно-бобслейная трасса, сноуборд- парк, фристайл-центр, а также горнолыжныйцентр «Роза Хутор». Все это образовалось практически на горной целине с выходом на долину реки Мзымта. Были построены зрительские трибуны и оборудованы подъезды и стоянки автомобилей. Руководить созданием горнолыжного проекта пригласили Гира Олсена из Норвегии – с 2009 года генерального директора и основателя консалтинговой компании «Norwegian Snow Consulting AS» в Лиллехаммере. Он стал ответственным за подготовку олимпийских трасс в Сочи. Прежде отвечал за подготовку олимпийских горнолыжных трасс в своем Лиллехаммере и в Солт-Лейк-Сити (США) [4].

В то время как в долине строился новый город, на склонах создавались горнолыжные трассы по проекту всемирно известного олимпийского чемпиона и чемпиона мира Бернарда Руси (Швейцария). По его словам, проблема дизайна трасс связана с тем, что предлагает горный ландшафт.

«Моя цель, – заявил он, – найти и выстроить наиболее привлекательную трассу, где решающую роль будет играть именно мастерствоспортсмена, а не снаряжение. Я стараюсь сбалансировать скорость и техническое мастерство. Однако дизайн – это только 50% стоимости конечного продукта, в остальном качество трассы для спуска определяется подготовкой снега и, конечно, условиями в день гонки» [4].

Горнолыжный курорт «Роза Хутор» находится в красивом горном регионе с большими пиками и обширными лесами на высоте от 500 до 2500 м. Близость к Черному морю и географическая широта Ниццы гарантируют зимой обильные снегопады.

В долине реки построена медиадеревня – городок, напоминающий европейские курорты вроде Карловых Вар с нарочито эклектической архитектурой без всякого намека на оригинальность. Здесь можно увидеть и уютные европейские домики XIX века, и фахверковые, немного нелепые стены, и альпийские хижины, и многоэтажные композиции до наглости безграмотной классической архитектуры. Безграмотность, похоже, демонстрируется сознательно, чтобы обратили на неё внимание. Это пляшущие по многоэтажному фасаду якобы классические портики (по слухам, произведение известного художника-архитектора М. Филиппова или его партнеров).

Правда, в одном месте параллельно дорогам представлена затейливая декоративная композиция на тему построек разных районов нашей огромной страны – Сибири, Урала, Русского Севера, аркады и галереи торговых рядов и гостиных дворов Костромы, Ярославля, Санкт-Петербурга и, похоже (но не очень), Москвы. Идея не новая, на уровне ВСХВ, ВДНХ и т.д. Но при отсутствии больших идей в современной архитектуре это палочка-выручалочка. Но и не это главное.

Если подняться немного в горы, то на месте стыка двух горных хребтов, неподалеку от поселка Эсто-Садок, в ложбине, защищенной от боковых ветров (что важно для соревнований), можно увидеть высокий комплекс для прыжков с трамплина, наивно названного «Русские горки». Трамплины, построенные на северном склоне (чтобы не так быстро таяли) горного массива Аибга, прекрасно вписаны в окружающий пейзаж вместе с трибунами на 7,5 тыс. зрителей. Несмотря на некоторую незаконченность в архитектурных деталях, объект производит впечатление очень серьезно и хорошо продуманного сооружения. Два суперсовременных трамплина – большой (К-125) и малый (К-95) – успешно прошли международную аттестацию. Еще три тренировочных трамплина предназначены для обучения начинающих спортсменов. Любопытно, что трамплины работают круглогодично. Мы наблюдали, как в начале мая, при полном отсутствии снега и льда, по специальному покрытию большого трамплина успешно прыгали и катились по моченному пластмассовому покрытию настоящие спортсмены. Снежная зимой нижняя равнина летом превращается в футбольное поле. За ним – корпус с тремя этажами комментаторских кабин, значительно выше над местом отрыва от трамплина висит в воздухе на металлических раскосах кабина для главных судей. Большие стоянки и удобный серпантин предусмотрены для всех уровней этого сооружения [3].

По другой дороге можно подняться к санно-бобслейной трассе в урочище Ржаная Поляна на склоне того же хребта Аибга. Это, безусловно, выдающееся произведение архитектуры производит огромное впечатление даже в летнее время. Трасса в 1814 м прихотливо змеёй извивается по защищенному от прямых солнечных лучей северному склону хребта. Особенно ценно, что она повторяет рельеф местности и безукоризненно вписана в лесной ландшафт Кавказских гор на абсолютных отметках от 840 до 670 м над уровнем моря. Комплекс предназначен для спортивных соревнований по бобслею, скелетону и санному спорту. Этот сложный объект состоит из целого ряда удачно скомпонованных построек: зданий старта для мужчин и для женщин, здания финиша, аммиачной станции холодоснабжения, пожарного депо, здания единого центра управления, контрольно-пропускных пунктов, подземных и надземных переходов для зрителей, трансформаторных подстанций, насосных, резервуаров воды и т.д. Технологически наиболее сложная часть – это искусственно охлаждаемый желоб с регулируемым контуром, конструктивная модель которого в натуральную величину выставлена на территории для просвещения зрителей и участников. Вдоль трассы располагаются несколько площадок для зрителей и трибуны. Внутри финишной петли устроена основная зрительская зона таким образом, чтобы оттуда был возможен максимально комфортный обзор двух последних виражей и финишного участка [4]. Вместимость зрителей – до 9 тыс. человек. Здесь возможно проведение соревнований любого международного уровня. По мнению специалистов, сегодня в мире насчитывается не более полутора десятков подобных сооружений. К тому же этот комплекс отличается высоким архитектурным качеством. Для основных крупных его элементов выбрана эффектная конструкция гнутых клееных деревянных рам со светопрозрачным заполнением. Их изгибы, многократно повторенные, как бы вторят формам горных вершин и растворяются в пересеченном ландшафте.

Совершенно замечательно выглядят эти конструкции изнутри сооружений, создавая определенный ритм, созвучный с этим видом спорта. В отдельных местах деревянные конструкции напоминают гигантские хоккейные клюшки. Тёплая охристая поверхность дерева безукоризненно сочетается с видными сквозь конструкции заснеженными склонами и вершинами Кавказа. По официальным данным, авторами проекта этого замечательного сооружения являются сотрудники ООО «НПО Мостовик» А.А.Князев (руководитель мастерской), А.И.Певнев (ГАП), А.А.Устинов (ГИП), А.А.Виноградов (ГИП), архитекторы В.А.Данилова (Фимина), Ф.А.Скокан, И.Г.Ивлева, М.Н.Комарова, Д.Е.Травников, Т.В.Зозуленко, Е.Н.Евстигнеева, И.О.Бабич, С.В.Дорофеев, И.В.Плевин [4].

Горный кластер двумя шоссейными дорогами и железной дорогой соединён с прибрежным кластером в Имеретинской долине.

Застройка этой территории основными, крытыми олимпийскими сооружениями наиболее сложна, интересна, в чём-то спорна и, несмотря на все технические трудности, реализована. Олимпийский парк расположен между долинами рек Мзымта и Псоу. Основная часть территории была заболочена, её уровень находился несколько ниже поверхности Чёрного моря [9], что раньше требовало постоянной откачки воды.

Для заявочной книги американское архитектурное бюро НОК Sport (теперь Populоus), давно и профессионально обслуживающее Олимпиады, подготовило эскиз генерального плана олимпийского парка. Основная его идея была очень проста – все крытые стадионы разместить по кругу, а в центре сделать площадь. По мнению многих отечественных специалистов, этот план имел ряд недостатков: размещение объектов по кругу выглядело случайным и полностью игнорировало близость моря, не принималось во внимание наличие особо охраняемой территории исторических поселений, старообрядческого кладбища, не учитывалась и сложнейшая гидрогеология района. Несмотря на организованный Союзом архитекторов России специальный семинар-конкурс в Суханове, на котором были выдвинуты альтернативные предложения по размещению арен иным способом (например, вдоль берега моря или по дуге, обращённой к морю), основная идея HOK Sport была сохранена, доработана и реализована.

В результате на колоссальной территории Олимпийского парка (более 200 га) были построены действительно по кругу шесть основных спортивных залов и несколько объектов, обеспечивающих работу спортивных сооружений. Затем эта территория была засорена утилитарными и техническими объектами, точками общественного питания, временными складами, туалетами, щитовыми и т.п., появились киоски и палатки, необходимость которых почему-то не была учтена генеральным планом. После Олимпиады количество всего этого значительно уменьшилось, но появились заборы, ограждающие реконструируемые части комплекса. Цельность композиции участка была нарушена внедрением туда тематического парка с аттракционами для семейного отдыха и устройством нешуточной трассы для «Формулы-1». Это нужно, это работает, но, к сожалению, не было предусмотрено в изначальном генеральном плане.

Вообще к генеральному плану здесь можно предъявить много претензий. Концептуальный круг совершенно не читается. Первое впечатление, что все залы разбросаны по огромной территории как попало. Разные формы мощных покрытий и огромные размеры самих сооружений с разной геометрией, нечеловеческие расстояния между ними создают ощущение планировочного хаоса, усугубляющегося из-за отсутствия зелени и серьёзного благоустройства. Возникает желание пользоваться для осмотра каким-нибудь транспортом. Слишком удалены от главной площади стоянки и железнодорожный вокзал, который не имеет никакой визуальной связи с комплексом, а ось его замечательной лестницы с водяным каскадом направлена, по сути дела, в пустоту. Ошибка в масштабе – самая тяжёлая ошибка для градостроителя. В результате огромные расстояния между объектами принижают значимость самих объектов и притупляют ориентацию посетителя. В центре площади, скорее пустыря, стоит символ Олимпиады – высокое устройство для олимпийского огня с бассейном и фонтаном, напоминающее мемориал. При достаточных размерах оно могло бы объединить всю эту сложную композицию как некая вертикальная доминанта.

Но «мемориал» этот катастрофически мал и для такой площади, и для таких дворцов спорта («и для этого вальса, и для этой гитары»). Говорят, что в процессе стройки было слишком много изменений в градостроительной документации. Постоянно добавлялись новые, в том числе крупные, объекты. Каждый нарушал общую первоначальную градостроительную композицию. Ничего необычного – такова жизнь авральных объектов.

Несмотря на начавшуюся реконструкцию главного стадиона, где происходили открытие и закрытие Олимпиады, объект этот производит самое серьёзное впечатление. Он и поставлен очень удачно – своей осью с мощной расщелиной направлен прямо на берег Черного моря, от которого его отделяют только небольшая стоянка, шоссе и пляж с подпорной стенкой. Зрители олимпийского стадиона «Фишт» могут видеть и снежные горные вершины, и морские волны, и «лукоморье» изогнутого берега. Через некоторое время он превратится в полноценный футбольный стадион и Сочинский район примет ещё одно мероприятие.

Впечатляют мощная архитектура стадиона с грандиозными металлическими фермами, накрывшими зрительские трибуны, и изысканная серебристая поверхность изогнутого покрытия с прозрачным поликарбонатом. Но не всё понятно с авторством этого произведения, как, впрочем, и всех других олимпийских объектов. И тут я полностью согласен с Григорием Ревзиным, написавшим в Интернете:

«Вы не знаете имён архитекторов, построивших олимпийский город, не видели их на открытии и закрытии (и я не видел – их не приглашали), не читали интервью с ними – так, будто их и не было вовсе. Для оценки архитектуры сочинской Олимпиады это принципиальный факт, потому что в других странах так не делают. Мы знаем архитекторов Олимпиад в Лондоне, Афинах, Пекине – их очень активно пропагандировали, делали выставки, печатали интервью, показывали фильмы. У нас как будто не было таких людей. Это то, что резко отличает нашу прекрасную Олимпиаду от не нашей…» [8].

Кто-то из сочинских архитекторов сказал, что первый проект «Фишта» был сделан какими-то архитекторами из Южной Африки. Где-то не очень чётко упоминаются наши архитекторы, закончившие объект, упоминается и какой-то английский архитектор… Тайна, небрежность или жульничество?

Своим размером обращает на себя внимание Большая ледовая арена на 12 тыс. зрителей. Криволинейная оболочка её покрытия выполнена из металла и светопрозрачных материалов. Предназначена для основных матчей хоккейного турнира. В дальнейшем Ледовый дворец будет использоваться как многофункциональный зал для крупных спортивных и развлекательных мероприятий. Кто-то решил, что его форма забавно напоминает замерзшую каплю… Другим показалось, что это покрытие несколько сродни крыше Большой пекинской оперы.

Гигантской прямоугольной плашкой с эффектно закругленными торцами поднялся конькобежный центр «Адлер-Арена», где проходили соревнования по скоростному бегу на коньках. По имеющимся данным, его проектировал итальянский архитектор Алессандро Цоппини из бюро Happold [7]. Стандартный по технологии 400-метровый овальный конькобежный стадион с двумя дорожками и трибунами на 8000 мест для зрителей по своей внешней архитектуре производит хорошее впечатление – с разных точек открываются эффектные ракурсы. При этом нет чуждых обстановке цветовых заплаток и амбициозных, не обоснованных технологией форм. Дорабатывали проект наши специалисты.

Каток построен в Олимпийском парке у моря, на высоте 3 м. В центре трибун три вип-ложи площадью 250 кв.м, 12 оборудованных раздевалок по 15 атлетов на каждую. К центру ледовой арены из раздевалок ведет туннель.

Строительство его велось ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края „Омега“». Наружные ограждения туннеля выполнены из трехслойных сэндвич-панелей. После Олимпиады, в сентябре 2014 года, в комплексе начала функционировать Теннисная академия с несколькими кортами.

Дворец зимнего спорта «Айсберг» вместимостью 12 тыс. мест хорошо заметен за счёт окраски панелей в голубые и белые цвета и прихотливо изогнутых стен как по вертикали, так и по горизонтали. Зал спроектирован в виде сборно-разборной конструкции, изначально допускающей возможность его демонтажа и установки в другом городе России. Проектирование велось под руководством наших опытных в области строительства спортивных сооружений архитекторов А.Бокова и Д.Буша.

Малая ледовая арена «Шайба» на 7 тыс. зрителей с нарочито цветными в холодной гамме стенами, видимо, по мнению авторов, должна хорошо сочетаться со снежными горными вершинами. Но ведь там цвет настоящий, естественный, он радует глаз и не рвёт пространство искусственной покраской, как пластмассовый парик, приклеенный к живописному портрету. Задуманная как сборно-разборное сооружение, арена будет увезена в другой город (кажется, в Краснодар), что хорошо. Её структура напоминает хоккейный стадион на месте Аэропорта, спроектированный в Моспроекте-4 несколько лет назад. Но этот объект, по имеющимся данным, проектировался в институте Промстройпроект [9].

Представляется, что разборка двух крупных сооружений окончательно деформирует призрачное планировочное кольцо Имеретинского комплекса, и тогда, конечно, встанет вопрос о новой, уже стационарной планировке территории.

Между конькобежным центром и Большой ледовой ареной приютился сравнительно скромный объём кёрлингового центра «Ледяной куб». Нужно сказать, что на куб он совсем не похож. Арена центра – самая небольшая среди всех объектов Олимпийского парка – всего 30 на 60 м с трибунами на 3 тыс. зрителей. Высота здания составляет 19,3 м.

Кёрлинговый центр был открыт ещё в 2013 году, и задолго до Олимпиады там проходили соревнования [3]. Здание с успехом используется и сейчас.

Несмотря на безусловный профессионализм проектов всех спортивных сооружений приморского комплекса в технологическом отношении, бросается в глаза отсутствие единой эстетической темы. Она, конечно, не обязательна для такого сложного конгломерата больших сооружений, но всё же глаз утомляет излишняя пестрота внешних композиционных решений, а также отсутствие главного композиционного солиста, которым мог бы стать главный стадион. Можно надеяться, что это случится после его реконструкции. Наиболее слабое место комплекса – общая его планировка с незаметным благоустройством, несоответствие масштаба территории и внутренних расстояний размерам отдельных сооружений, а также невозможность восприятия всего этого нормальным человеческим взглядом с земли, а не с высоты птичьего полета.

Тем не менее грандиозность масштаба содеянного поражает и восхищает. В заключение хочу поблагодарить гостеприимных сочинских архитекторов, обеспечивших меня информацией, транспортом и прочими бытовыми удобствами – Олега Филипповича и Ольгу Викторовну Козинских, Фёдора Ивановича Афуксениди, Леонида Константиновича Звукова и нашего московского коллегу и организатора ознакомительной поездки Владилена Дмитриевича Красильникова.

Литература

  1. Огни Большого Сочи для всех. 2014. No7.
  2. Сочи. Фотоальбом с комментариями. 2011.
  3. Информационное агентство 2014.info «Олимпийские объекты».
  4. http://awards.madeinfuture.net/voting/bba2013-long/detail.php?ID=1840 Санно-бобслейная трасса.
  5. www.ids55.ru/ais/articles/stroitelstvo/ Олимпийский Сочи: замысел, архитектура, технологии.
  6. zema.su/blog/ obekty-olimpiiskogo-stroitelstva-v-sochi.
  7. www.proektstoroy.ru Olimpiyskiy-Sochi.
  8. Ревзин Г. Военный космодром. Об олимпийских объектах в Сочи // 27.02.2014pirat1944976.
  9. Беседы с сочинскими архитекторами: Л.К.Звуковым, Олегом и Ольгой Козинскими, Ф.И.Афуксениди.
  10. http://arch-sochi.ru/2013/10/otkryit-novyiy-zheleznodorozhnyiy-vokzal-v-adlere/#ixzz3ZrvwbCjr

«Архитектура Сочи»

источник: raasn.ru

Увидеть Олимпийский Сочи своими глазами

[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]

5/5 - (3 голоса)
Exit mobile version