Site icon Архитектура Сочи

Обновлённый Олимпийский парк: тени ещё нет, активность уже появилась

После проведения Олимпиады прошло уже полтора года, а в памяти всё так свежо, как будто это было вчера. На протяжении всего этого времени наследие Олимпиады в Сочи стараются активно использовать, особенно ивные объекты  горного и прибрежного кластера. Но самым интересным для туристов остаётся Олимпийский парк, где  на огромной территории расположены шесть спортивных арен,  гоночная трасса автодрома с трибунами и музыкальный фонтан.

В Сочи набирает обороты новый вид туризма — «Олимпийский». Экскурсионные бюро (одно из них даже создано прямо в Прибрежном кластере) предлагают различные маршруты и прогулки по Олимпийскому парку с возможностью посетить «Сочи Автодром», погонять на болидах и проехаться на гольф-карах по парку.

В представлении почти всех туристов, приехавших посетить Олимпийский парк прошлым летом — это должна быть озеленённая территория с большим количеством деревьев, поэтому, побывав здесь, многие из них оставались недовольными увиденным: вместо зелени асфальт, который в жару нагревается, и совершенно нет тени. И они абсолютно правы.

В конце 2014 года перед специалистами была поставлена задача: сделать парк более привлекательным и интересным, чтобы он стал магнитом для российских и иностранных туристов и приносил доход в краевую казну.

Департамент архитектуры Краснодарского края предложил сочинской проектной организации «Южная Архитектурная Компания» принять участие в проекте по дополнительному благоустройству Олимпийского парка. Ими был разработан проект и представлен в декабре 2014 года. В новой концепции Олимпийский парк должен был стать более привлекательным за счёт высадки зелёных насаждений, создания конструкций, дающих тень, и устройство дополнительных развлечений.

Творческий руководитель ООО «Южная архитектурная компания» Виктор Иванович рассказал о своём проекте и о том, что и как получилось реализовать:

«Как строители знают, благоустройство у нас осуществляется по остаточному принципу. Так завелось испокон веков и в советские времена не сильно уделялось внимание благоустройству и озеленению. В 1990-е годы на это вообще закрыли глаза. Всплеск интереса появился только во время подготовки к проведению игр. Удалось привести город к более-менее благоприятному виду, хотя, конечно, сказалось отсутствие достойных денежных средств и времени на благоустройство.

Все, конечно, бывали в Олимпийском парке. Все эти огромные пространства в любо время года напоминают может и не пустыню — степь с ещё не выросшими деревьями, кустарниками, отсутствие малых архитектурных форм, хотя в проекте они были заложены, как и детские площадки. Не хватает туалетов, пунктов питания. И самое главное — не хватает тени, деревьев мало. В этом году была высажена эвкалиптовая аллея, порядка 120-130 деревьев, которая идёт от главного входа со стороны железнодорожного вокзала к олимпийскому фонтану.

Проектом были также предусмотрены и скамейки, и малые архитектурные формы, но то, что было построено в короткие сроки за 2 месяца сильно отличается от проектных решений».

Чтобы не быть голословными представляем несколько проектных визуализаций  и то, что в итоге сделали.

Входная группа со стороны  Олимпийского вокзала. Проект.
Реализация

Сравнивая реализацию с проектом, понимаешь что основные проблемы парка так и не удалось решить. По-прежнему много асфальта и абсолютно нет защиты от солнца, которая была заложена в проекте в виде лавок с различными навесами, беседками  и аэрариями.

Центральный вход в Олимпийский парк. Проект

Реализация


Виктор Иванович продолжает рассказывать о проекте:

«К проектированию нами были привлечены ведущие российские и сочинские дендрологи. Были разработаны красивые клумбы со скамейками. Пытались мы убрать часть асфальта. Но, если проектировщик (архитектор или дизайнер) не ведёт авторский надзор из-за отказа заказчика получается не та картина, которую хочется видеть.

Допустим в Олимпийском парке, обустраивая эту эвкалиптовую аллею, была вырезана часть асфальта, чтобы заместить его щебнем и грунтом. Как строители посчитали нужным: по прямой удобнее — вырезали по прямой; мощение плитки по прямой удобнее — замостили по прямой. Между тем важна качественная среды, которая формируется мелочами».

30-31 мая 2015 года обновлённый Олимпийский парк встречал посетителей красочными массовыми мероприятиями, представляя новую концепцию: «Олимпийский парк — территория активной жизни», в основу которой положена возможность занятия всеми видами активного отдыха. Организаторы попытались благоустроить территорию за счёт дополнительного озеленения, а так же насытить территорию дополнительными кафе, музеями, спортивными площадками и сувенирными лавками. Мы тоже побывали там и посмотрели,  что удалось реализовать, а что ещё предстоит сделать, чтобы парк стал более привлекательным и комным.

Центральный вход в парк за полтора года  не сильно изменился. Ландшафтные дизайнеры красочно оформили несколько клумб, с использованием геопластики.



Эту клумбу полностью рассмотреть не получится, как ни обходи. Если только с вертолёта.


Клумба с «зелёным болидом».

Зелёный болид появился на клумбе в сентябре 2014 года и  сразу привлёк большое внимание посетителей, а для особо любопытных установили на газоне табличку с большим штрафом.



«Зелёные» талисманы Олимпиады, как насмешка над топиарным искусством: фигурки обмотали пластиковыми растениями. На мой взгляд, обычные талисманы смотрелись бы куда лучше.

По-прежнему много асфальтового покрытия и часто неровного. Местами можно было бы создать плоскостные  фонтаны, в которых можно было бы ходить. Это существенно помогло бы спастись от жары.

В апреле этого года для создания аллеи из эвкалиптов рабочие срезали асфальтоное покрытие и сделали разноцветные клумбы, замостив промежутки тротуарной плиткой. Были высажены 5-ти метровые эвкалипты, а клумбы засыпали белой мраморной крошкой. Смотрится красиво, но есть одно но: эвкалипты тени дают мало, так что тенистой аллеи не получится. Тень в условиях нашего климата должна быть важнейшей частью концепции паркового пространства.

В вечернее время на аллее предусмотрена подсветка.





За счёт покраски круглых клумб в цвета олимпийских колец и засадки их цветами, в парке появились яркие и ароматные акценты.




На парапетах некоторых клумб можно сидеть, благодаря пластиковому покрытию. Пластик, конечно, более устойчив к воздействию атмосферных осадков, но сильно нагревается на солнце. Так как в Олимпийском парке все лавочки не имеют солнцезащиты, то в жаркие дни сидеть на них не комфортно.



Странный вид благоустройства установили на газоны кое-где в парке. Забор? Не забор. Плетень? Не плетень. Не понятно, что огораживает, и в общую концепцию современного парка явно не вписывается. Как говорится: «ни к селу, ни к городу». Похоже на желание привнести кубанский колорит во чтобы то ни стало.

Желание сделать автодром стационарным, а его ограждение постоянным, отрицательно сказалось на организации пространства Олимпийского парка: непривлекательные бесконечные ограждения и надземные металлические переходы над гоночной трассой значительно снижают большей части спортивных арен. Самые главные из них — «Большой», «Айсберг» и «-Арена» — теперь отрезаны от общего пространства Олимпийского парка. Некрасивые, наспех установленные переходы не только портят общую картину парка, но и создают непреодолимый барьер для маломобильной части населения.



Чтобы как-то скрыть ограждение трассы, было решено его озеленить. В марте этого года вдоль изгороди высадили 9 000 кустарников.


Для создания «живой изгороди» на каждые десять метров было посажено двадцать кустов фатинии и элиагнуса и протянулось это от главной трибуны «Сочи Автодрома» до площади Медалс Плаза.

Специально для новой концепции Олимпийского парка дизайнеры компании  разработали яркий дизайн. Теперь каждый объект имеет свой логотип и цвет из общей палитры нового бренда, которая была сформирована с использованием цветов олимпийского движения и флага города Сочи. Правда, не понятно, откуда взяли сложно-сочинённые цвета: оранжевый, салатовый, изумрудный, фиолетовый, тогда как их нет ни в геральдике олимпийского движения, ни сочинской. Новый бренд Олимпийского парка значительно ближе к цветовой какофонии «Сочи-парка», видимо, заказчики вышли из одной культурной среды.

Для удобства посетителей парка на всей территории установили навигацию, размещая её не только на привычных стелах, но и на асфальте.




В Олимпийском парке заработало множество пунктов быстрого и мобильного питания, которые буквально собрали из различных тентовых конструкций прямо на асфальте или на дощатом подиуме.





Изменился внешний вид ларьков с фастфудом. Был создан единый художественный образ с элементами нового цветового бренда.

Удобство и комфорт в парке складывается из мелочей. Например на всей территории парка нет ни одного питьевого фонтанчика, чтобы можно было утолить жажду. За то много ларьков и автоматов с ми прохладительными напитками. Между тем сеть питьевых фонтанчиков — признак курорта мирового уровня, к которому так стремится Сочи. И если во всём городе обустройство такой сети займёт время, вполне можно начать с Олимпийского парка.

Поели и попили, а как обстоят дела с туалетами? Количество посетителей парка 30-31 мая составило около 40 тысяч человек и в туалеты выстраивались очереди. В парке по-прежнему нет стационарных туалетов. Организаторам легче увеличить количество биотуалетов, разукрасив их в брендовые цвета. Они, понятно, имеют свои преимущества: мобильны и не требуют подвода канализации, но насколько это эстетично смотрится на фоне современных олимпийских объектов? К тому же в обычные дни туалеты платные, а такого уж точно нет нигде в мире.


Кроме пунктов питания посетителям парка предлагают приобрести сувениры. «Сочи Автодром» установил три точки продажи сувениров, выполнив их фасады красного цвета, тем самым выделив их из общей массы различных строений.


Пункты проката велосипедов пользуются в Олимпийском парке большой популярностью. Они расположены у фонтана и в каждом из кварталов гостинично-оздоровительного комплекса «Бархатные сезоны». Устраивать «велопокатушки» в парке стало традицией, а велодорожек в парке до сих пор нет, велопарковок тоже катастрофически не хватает. Заметили только одну у музея Теслы.




Территорию парка попытались зонировать по тематике: научная, развлекательная, спортивная; и по возрастным группам: детская, молодёжная и взрослая. Появились новые зоны отдыха для различных возрастов. Так около трибуны «Сочи Автодрома» Т2 открылась площадка для мини-гольфа на 18 игровых лунок.


Так называемая детская площадка, которую надули  около главного входа.

Напротив автомобильного музея собрали экстрим площадку для катания и исполнения трюков на скейтах, роликовых коньках и самокатах.

В проекте около музея планировалось организовать детскую площадку, а экстрим-парк должен был располагаться рядом с площадкой  мини-гольфа около ледовой арены «Айсберг».

Проект.


Экстремальные уличные виды спорта пользуются большой популярностью у молодёжи и может быть поэтому экстрим площадку разместили в более людном месте парка.

Эта площадка была построена командой XSA. Её размеры 80х20 метров и разделена на две половины: первая для занятия и подготовки к международным соревнованиям по BMX фристайлу и роликам в дисциплине парк, вторая часть — стритпарк — имитация улицы, с различной высоты ступенями, гранями и перилами.


Открытые трибуны для зрителей (опять же никак не защищённые от солнца) и саму экстрим-площадку, собрали прямо на зелёных газонах.

Устанавливая площадку, не подумали о людях. Из-за отсутствия тротуара приходится проходить по газонам. Это лишний раз доказывает, что решение расположить здесь было  поспешным и неопродуманным.


Делая экстрим площадку для экстремалов, можно было подумать и о инвалидах-колясочниках, создав для них хотя бы небольшую территорию для тренировок, тем более здесь проводилась Паралимпиада. Вписывая в структуру разные объекты, не надо забывать о инвалидах. Например разметка для слабовидящих теперь начинается ниоткуда и уходит в никуда.

Важным элементом новой концепции  стали музеи, которые расположились в существующих зданиях парка. С 1 мая заработал «Сочи Автомузей», он открылся в здании, где во время Олимпиады находился Дом болельщиков команды России. Бывший магазин BOSCO с зеркальными стенами стал «Сочи Музеем», где работают несколько выставок: роботизированные динозавры, электрический музей Никола Тесла, механиеский музей Леонардо до Винчи и музей Олимпийских игр.


В главной трибуне «Сочи Автодрома» открылся  музей спортивных и классических автомобилей.

Хотелось сказать и несколько слов о пешеходных разноцветных мостах. Бесконечно-длинные мосты с уродливыми ограждениями пока не изменились, лишь на покрытии появились заплатки, а для украшения развесили гирлянды из разноцветных флажков. В новой концепции мосты было предложено украсить световыми конструкциями. Возможно скоро увидим.

Проект

Существующее положение

Перед главной площадью решено было оставить две пропилеи, а  две пришлось разобрать из-за трибуны «Сочи Автодрома». Смотрится теперь такая конструкция странно.

Преодолев полутора километровое расстояние,  мы вышли к  медальной площади —  центр Олимпийского парка. Здесь около музыкального фонтана собрали концертную площадку, где каждый субботний вечер будут проводиться концерты.


Фестиваль воздушных змеев, который проходил 30-31 мая,  понравился многим посетителям и вполне мог бы проводится здесь постоянно. Плоской территории Олимпийского парка как раз не хватает вертикальной составляющей, особенно динамичной.


На медальной площади, как и во всём парке, отсутствует тень. Деревьев здесь практически нет, только зелёные газоны. В феврале 2014 года, правда, спортсменами при участии а России В.В.Путина были высажены 33 магнолии, но эти деревья ещё маленькие.

Из-за нехватки скамеек посетители парка вынуждены сидеть на газонах.



На главной площади многие фотографируются у эмблем Олимпиады и Паралимпиады, у Стены Чемпионов и на фоне музыкального фонтана.

Облик Олимпийского парка постоянно меняется. Хотелось бы, чтобы он развивался по заранее продуманной чёткой концепции, где на первый план в нашем климате выдвигалось создание максимального комфорта, включая защиту от палящего солнца, так как тень — важнейшая часть концепции паркового пространства в жарком климате. Точно также как и вода, дающая свежесть: от плоскостных и питьевых фонтанчиков до Олимпийского фонтана, как апофеоза водной феерии.

«Архитектура Сочи»

4.7/5 - (12 голосов)
Exit mobile version