Site icon Архитектура Сочи

Санаторий НКВД № 1

В своей книге «Сочи-Мацеста (архитектурный очерк)» архитектор Н.Б. Соколов называет этот санаторий просто: санаторий №1, хотя трудно назвать первым санаторий, открывшийся 21 мая 1926 года.

В период реконструкции курорта 1930-х годов развитие Сочи и строительство новых санаториев велось преимущественно на юг, в сторону Мацестинских источников.

На северных территориях города, именуемые до революции Хлудовской стороной и вошедшие в городскую черту только в 1917 г., до войны было построено всего 3 новых санатория: Ленгорздрава, «Текстильщики» и № 1. Всю остальную территорию занимали многочисленные санатории НКВД, различавшиеся по номерам и располагавшиеся в национализированных дачах. Только после войны начинается активное строительство в этом районе новых санаторных комплексов: санатории «Сочи», «Родина» («Россия»), им. Дзержинского, «Заполярье», «Русь» («Новые Сочи»), «Беларусь».

Тем интереснее постконструктивистская архитектура санатория НКВД № 1, ставшего в 1964 году санаторием «Салют», принадлежащим МВД.

К сожалению, по понятным причинам, в книге Н.Б. Соколова отсутствуют фотографии санатория того времени, но зато описание дано достаточно подробно. Представленные же фотоматериалы относятся к более позднему времени.

«Третий значительный Объект — санаторий № 1 (архитекторы А.Я. Лангман и И.Г. Безруков). Основу композиции этой замечательной здравницы составляют два корпуса, расположенные в приморской части долины Бочарова ручья. Они изогнуты в плане по дуге, сходящейся торцовыми частями в форме большой подковы.

В корпусах находятся спальные группы, размещенные в трех этажах. Оконные проемы и лоджии второго и третьего этажей хорошо выражают жилое назначение здания. В первом этаже расположена колоннада, идущая вокруг корпусов. Благодаря закругленности общей формы корпусов однородные элементы архитектуры как бы поворачиваются перед зрителем под разными углами, чем преодолевается впечатление однообразия.

Округлое очертание плана здания подчеркивает свободу его расположения в природных условиях в отличие от обычных городских домов, для которых взаимное соседство делает невозможным такой прием планировки.

Для образа санатория наиболее существенен его центральный узел. Он состоит из более высоких боковых частей и несколько меньшей средней, переходной части. Симметрично расположенные боковые высокие объемы в четыре этажа имеют, по сравнению с остальными частями здания, несколько более замкнутые формы, хотя они и открываются к центру балконами. Из этих высоких частей выступают вперед два полукруглых объема, имеющие по два этажа. В них находятся помещения общественного назначения. Снаружи эти объемы кажутся легкими, так как второй, сильно остекленный этаж покоится на колоннаде, ограждающей террасу первого этажа, а балкон, связанный с третьим этажом, окружен ажурной балюстрадой.

Средняя часть здания также состоит из террасы в первом этаже, окруженной колоннадой из парных колонн упрощенного ордера, остекленного этажа над ней и легкой балюстрады на уровне третьего этажа. Центром композиции служит скульптурная фигура товарища Сталина, которая, несмотря на свой небольшой размер, очень хорошо выделяется на фоне глубокой тени, закрывающей террасу. Благодаря яркому солнцу, подчеркивающему формы скульптуры, и хорошо найденному для нее месту она является не только украшением, но и важным архитектурным элементом, тем действительным композиционным центром, без которого здание могло бы зрительно остаться просто двумя рядом стоящими симметричными объемами, не образующими единого художественного целого.

Композиционная роль фигуры товарища Сталина весьма интересна: скульптура не только изображает великого вождя, но как бы указывает, что центром всего комплекса санатория является советский человек, вокруг которого и ради которого группируются архитектурные формы. Это и составляет основную идею архитектуры всего сооружения.

Поверху здание завершено карнизом на широко расставленных модульонах. Отдельные формы и детали здания сдержанны и просты, даже суховаты, что возмещается пластическим богатством композиции основных объемов.

Здание санатория в целом весьма компактно. Благодаря скромности своих деталей оно не имеет той ложной пышности, которая могла бы в данном случае лишь затушевать основную архитектурную мысль. В здании ясно читается крупный размах как в масштабах самого строения, так и в творческом богатстве композиции. В последней есть черты внушительности, которые вполне соответствуют сочетанию преобразующей силы труда советских людей и стихийной мощи южной природы и моря.

Санаторий № 1 принадлежит к числу крупнейших оздоровительных «комбинатов», возникших в результате реконструкции курорта. Его архитектура интересна тем, что она показывает плодотворность здоровой художественной традиции советского зодчества. Видно, что предшествующий большой опыт социалистического строительства предоставил в распоряжение автора разнообразную «палитру» средств, прочно завоеванных и освоенных нашей архитектурой, целый комплекс приемов, которые не надо «выдумывать», но, опираясь на которые, можно уверенно, с большим размахом решать сложные задачи зодчества.»

Современное состояние.

Сегодня санаторий «Салют» закрыт на глобальную реконструкцию до 2013 года. Сносится исторический главный корпус ради «новодела» на этаж выше.

© blogsochi.ru

После развала СССР тихо и незаметно с карты курорта Сочи исчез санаторий «Узбекистан», построенный в 1976 году (арх. И. Ярошевский, В. Очинский в соавторстве с В. Шаверневым и А. Потребичем; Б. Усмановым и Д. Латиповым). Зато на карте схеме санатория «Салют» появился высотный спальный корпус № 4, очертаниями напоминающий спальный корпус санатория «Узбекистан», а в остатках декоративного оформления еще видны национальные узбекские узоры.

© blogsochi.ru

«Архитектура Сочи»

[tp_search_shortcodes id=2 origin=»» destination=»»]

5/5 - (3 голоса)
Exit mobile version