Site icon Архитектура Сочи

Ударная стройка 1930-х: что сделано

Сочинское побережье постоянно приковывает внимание правителей нашего государства. Так было с самого начала русского освоения этих земель, начиная с Николая I, лично отдавшего приказ о строительстве укреплений Черноморской береговой линии во время его визита на Кавказ в 1837 году. Согласно этому приказу и были основаны форты Св. Духа, Александрия, Головинский и Лазарев. Однако дальнейшее дореволюционное развитие Сочи после окончания Кавказских войн основывалось более на частной инициативе.

Сложно сказать, как бы сложилась история Сочи, если бы однажды А.И. Микоян, не уговорил И.В. Сталина, у которого болела рука, полечиться на Мацесте.

«Мацеста на Сталина повлияла очень хорошо. К концу курса лечения он получил большое облегчение. Боль в руке почти прошла. Он был очень доволен. Но врачи сказали, что одного курса лечения мало, и он стал ездить на Мацесту каждый год». (А.И. Микоян «Так было»).

В 1926 г. правительство приняло постановление об образовании Сочи-Мацестинского курорта общегосударственного значения. В нем отмечалось: «В целях достижения наилучшей постановки дела курортного лечения и предоставления такового возможно большему числу трудящихся образовано для эксплуатации на началах хозяйственного расчета объединение курортов общегосударственного значения в Сочинском районе под наименованием «Сочи-Мацестинский курорт». С середины 20-х годов в Сочи проводятся крупномасштабные комплексные исследования с целью изучения климатических и геоморфологических условий, возможностей гидроминеральной базы, определения контуров курортных, природоохранных, санитарных, лесопарковых и хозяйственных зон, формирования концепции перспектив развития города и курорта. В результате исследований стала очевидной перспектива строительства в Сочи крупнейшего курорта страны. Большую роль в создании теоретического и практического фундамента для научной организации курортного дела в Сочи сыграла созданная здесь в 1931 г. клиника им. Сталина Пятигорского бальнеологического института, преобразованная в 1936 г. в Государственный клинический научно-исследовательский институт им. Сталина на курорте Сочи-Мацеста (впоследствии Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии).

В 1933 г. завершилась разработка генерального плана реконструкции Сочи-Мацестинского курорта, который предполагал в течение 25 лет строительство не только объектов курортного назначения, но и обширной инфраструктуры. На реализацию этого проекта выделялись средства в размере 1 млрд. 400 млн. рублей. В октябре 1933 г. для руководства реконструкцией курорта создается специальное управление, которое возглавляет уполномоченный Центрального исполнительного комитета СССР в Сочинском районе по курортным вопросам А.Д. Метелёв.

Сейчас, в преддверии грандиозного олимпийского строительства, которое, как обещают, будет сводиться не только к возведению олимпийских объектов, но и затронет инфраструктуру города, полезно оглянуться на то, что было сделано тогда в 1930-е, за такие же 7 лет.

По специальному постановлению СНК СССР от 8 января 1934 года строительство курорта Сочи было включено в число ударных строек.

Наибольший объем работ и соответственно затрат приходился в первые годы на гигантское дорожное строительство. Основу его составляла прокладка новой автомагистрали Сочи — Мацеста — Хоста. Кроме того, были построены шоссе от Новой Мацесты до Старой, шоссе Агура—Ахун и «Пешеходная тропа» протяжением 5 км, идущая по приморским склонам берега. На магистрали построены гигантские мосты, такие, как виадук через долину р. Мацеста длиной в 411 м, (1936—1938 гг., архитекторы Н.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, А.П. Великанов, А.Ф. Хряков), виадук через Верещагинскую балку длиной в 216 м (1935 г., архитекторы Н.Б. Соколов, Ю.С. Львов), новый мост через реку Сочи (1936 г., архитектор И.В. Жолтовский) и около двух десятков менее значительных мостов.

К транспортным работам должно быть отнесено и создание водного сообщения. Построены морские пристани в Хосте, Мацесте и Сочи. Сочинская пристань вошла в состав морского порта, начатого строительством тогда же. На пристанях были выстроены вокзалы капитального типа. Построены специальные катера для сочинского пароходства, дополненные в дальнейшем особыми глиссерами, быстроходными морскими такси.

В 1934г. строится новое здание железнодорожного вокзала на станции Сочи (был снесен перед строительством ныне существующего вокзального комплекса в 1950г).

Основой благоустройства района явилось улучшение его санитарного состояния. Выстроен новый водопровод, состоящий из нескольких водозаборных сооружений, насосных и подкачивающих станций, трубопроводов и другого оборудования. Заново создана канализация, включающая очистные сооружения, насосные станции, уличную сеть и коллекторы.

Важным санитарным мероприятием явился комплекс работ по «дегазации» долины реки Мацесты, т. е. по освобождению воздуха в долине от излишнего сероводорода. С этой целью было произведено каптирование пещер, перекаптирование буровых скважин и источников, устроены герметически закрытые резервуары и баки, реконструирован серопровод, установлены механические смесители, построен специальный павильон капитального типа над смесителями, сооружены коллекторы для отвода отработанных сероводородно-хлористых вод из Старой и Новой Мацесты в море и т. д.

Произведены работы по регулированию реки Сочи, освободившие ее от скопления застойной воды, опасной в малярийном отношении. Берега реки частично одеты в бетонные набережные с капитальной металлической оградой. Отрегулировано устье реки Мацесты, в результате чего значительная площадь поймы высвобождена для культурного освоения.

Вместо существовавшей ранее маленькой электростанции построены мощные дизельные электростанции в Сочи, Мацесте и Хосте.

Произведены первоочередные мероприятия по озеленению курорта. Разбиты новые скверы, сады, устроены парки. Основные работы по зеленому строительству связаны с озеленением автомагистрали. Большие ее участки, особенно проложенные заново, превращены в аллеи из эвкалиптов, пальм, вечнозеленых кустарников и т. д. Заложены питомники и плантации посадочного материала, выстроены оранжерея, парники; ежегодно высаживается много цветов.

Градостроительное значение одних только перечисленных мероприятий чрезвычайно велико. Они в корне видоизменили облик курорта. Наряду с ними проводилось огромное строительство капитальных зданий, освоение новых участков под санатории и другие объекты. Значительно реконструированы старые санатории, построены объекты общегородского и общекурортного значения: громадное ванное здание в Старой Мацесте (1940г., архитектор А.П. Голубев),

капитальный Зимний театр (1935—1937гг., архитектор К.Н. Чернопятов)

и Летний театр (1937г. архитектор В.С. Кролевец),

дом Управления уполномоченного ЦИК СССР (ныне Художественный музей, 1936г., архитектор И.В. Жолтовский),

гостиница «Приморская» (1936г., архитекторы В.Н. Наумычев, Я. А. Ребайн),

смотровая башня на горe Ахун (1935—1936гг., архитектор С.И. Воробьев),

рестораны, магазины; значительно расширено ванное здание в Новой Мацесте. Кроме того, в городе построены крупные, оснащенные в соответствии с современным уровнем техники хлебозавод, мясокомбинат, молочный комбинат, консервный завод и другие предприятия.

Что касается строительства санаториев, то достаточно указать, что в период реконструкции побережье обогатилось такими развитыми комплексами, как санатории Наркомтяжпрома (ныне им. С. Орджоникидзе, 1934—1937гг., архитектор И.С. Кузнецов),

«Горный воздух» (бывший корпус № 8 санатория «Заря», 1928-1929г., архитекторы братья А.А. и Л.А. Веснины),

санатории ВЦСПС «Красная Москва» (архитектор Б.В. Ефимович)

и «Текстильщик» (ныне «Радуга», 1936г. архитектор М.И. Гинцбург),

санаторий работников торговли (с 1956г. санаторий «Волна», 1937-1964гг., архитектор А. Рытов),

санаторий «Правда» (1936г. архитектор П.П. Еськов),

санаторий «Х лет Октября» (1936-1937гг., архитектор А.И. Иванов),

санаторий Наркомата водного транспорта ( с 1947г. — «Новая Ривьера», с 1956г. – «Лазурный берег», позже вошел в состав сан. «Кавказская Ривьера» архитектор Б.В. Ефимович, разрушен в 2003 г.),

санаторий Ленгорздрава (позже им. Кирова, ныне «Красмашевский», 1936г. архитектор Д.П. Бурышкин),

санаторий «Наркомзема» (с 1955г. – «Золотой колос», 1933-1935гг., архитектор П.П. Еськов),

санаторий №7 (ныне НИИ Курортологии и физиотерапии, 1928-1929гг., архитектор А.В. Щусев)

Каждая из этих здравниц могла бы составить славу любого курортного города. В период реконструкции закончено строительство одной из самых больших здравниц Советской армии — санатория имени Ворошилова, конкурс на проект был объявлен в 1929 году (Центральный военный санаторий, 1930—1934 гг., архитектор М.И. Мержанов);

реконструирован и расширен санаторий имени Фрунзе и другие; большие территории осваиваются в районах Хосты и Новые Сочи (по направлению к Уч-Дере).

За семь лет с начала реконструкции было освоено более 40% от всей суммы, выделенной на реализацию генерального плана, что позволило завершить основные работы по преобразованию курорта. В итоге к 1940 г. единовременная емкость более 60 санаторно-курортных учреждений составила около 9 тыс. мест; за год на лечении и отдыхе в Сочи побывало более 100 тыс. человек. На Мацесте ежегодно отпускалось до 1 млн. процедур.

Увидеть Имперский Сочи

«Архитектура Сочи»

источники: Н.Б.Соколов, «Сочи — Мацеста», М., 1950 г.; «Сочи: страницы прошлого и настоящего», С., 2003 г.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
5/5 - (3 голоса)
Exit mobile version