После завершения и принятия проекта планировки центра Сочи сочинские архитекторы приступили к работе над планировкой центра Лазаревского. 2 октября 2012 года состоялось расширенное заседание правления Сочинской городской организации Союза архитекторов России, на котором были представлены основные наработки. Авторы проекта попросили коллег помочь принять верное решение с сложной градостроительной ситуации.
Сложившуюся градостроительную ситуацию представил архитектор Нодар Кадагишвили, который живет и работает в Лазаревском, а значит хорошо знаком с проблемами поселка, как говориться, изнутри.
Нодар Робинзонович высказал сожаление о том, что проект планировки рассматривает не весь поселок, а только его центр в пределах рек Свирская Щель и Псезуапсе и площадью 404 гектара.
На сегодняшний день поселок Лазаревское представляет собой достаточно стихийно разросшееся поселение, где нет четкого единого центра, единых курортной и жилой зон. Основная планировочная проблема состоит в том, что существующая железная дорога делит поселок на две части: приморскую и северную, что усложняет функциональные и транспортные связи.
Микрорайоны и кварталы Лазаревского связывают между собой четыре основные улицы: ул. Лазарева (федеральная дорога) и ул. Победы, которые сходятся на выезде из центра поселка и две перпендикулярные морю улицы: ул. Калараш и ул. Павлова. Есть еще одна улица достаточно сложной из-за рельефа конфигурации, но тоже районного значения — ул. Партизанская. Все остальные улицы недостаточно маломощны и практически не играют особой роли в функционировании поселка.
Санаторно-курортных объектов на рассматриваемой территории несколько: пансионат «Гранада», санатории «Тихий Дон», «Морская звезда», «Лазаревское взморье», в который входят пансионаты «Виктория» и «Прометей», а также детский лагерь «Салют» и пансионат «Ташир».
Жилая зона средней этажности в основном сосредоточена по улице Партизанской, между улицами Лазарева и Победы. Сейчас строится новый квартал высокоплотной застройки на правом берегу реки Псезуапсе (12-16 этажные дома). Остальная часть — пустырь и с 2001 года осваивается по старому проекту детальной планировки (ПДП), разработанному институтом «Южгипрокоммунстрой». Сегодня территория разделена на участки в 6-7 соток и предназначена для гостиничного строительства. Застройка большей частью непонятная и стихийная.
Приморская часть уникальна по своему происхождению, так как железная и автомобильная дороги отходят от береговой линии вглубь поселка. Здесь созданы самые благоприятные условия для развития рекреационной зоны. В этой части поселка находится Лазаревский парк культуры и отдыха, расположенный между улицами Калараш и Павлова. К сожалению, парк становится все меньше и меньше, так как со стороны улицы Калараш «наползают» участки с индивидуальной застройкой по решению судов различной инстанции, а также дополнительные проезды и парковки.
Также в приморской части между улицами Павлова и Спортивной имеется старая жилая застройки рабочих судоверфи. Стадион пока еще существует, но его уже продали с аукциона и какова его будет дальнейшая судьба — не известно. Территория судоверфи тоже продана. По имеющимся сведениям ее делят три хозяина, которые собираются свои участки осваивать отдельно друг от друга и от поселка. На территории бывшего холодильника строится 16-этажный жилой дом. Далее — стихийная застройка с вкраплением промзон.
Предполагаемое количество населения на рассматриваемой территории — 22 500 чел.
По данным департамента образования городской администрации в школах не хватает 500 мест, в детских садах — 660. Архитекторы не согласны с таким данными, так как проект планировки разрабатывается на 25 лет вперед с предположительным ростом населения до 35 600 человек. А значит должен быть резерв мест в детских учреждениях. Тем более уже выделен участок под школу на 1 200 мест. Сейчас в поселки имеется три школы, которые расположены достаточно равномерно.
Предлагаемая концепция
О концепции будущей планировки центра Лазаревского, разработанной сочинскими архитекторами, рассказала Лариса Карловна Шавернева-Васильева.
В своем проектном решении авторы новой концепции придерживались тех идей, которые были заложены в ПДП центра Лазаревского, которые были разработаны в 1967 году Гипрогором и в 1979 году АПМ института «Южгипрокоммунстрой» (архитекторы Л.И. Внукова и А.Г. Сказкоподателев).
Основная идея заключалась в том, чтобы прибрежную территорию до железной дороги и улицы Лазарева сделать курортной зоной. То есть предполагается вынести оттуда все жилые, административные и другие функции не свойственные курорту, и расположить на ней парк и курортно-спортивный центр. Все жилье, что здесь размещено должно быть перепрофилировано в гостиницы, пансионаты или апартаменты. То есть архитекторы повторяют те же принципы, что были заложены в проект планировки центра Сочи: в курортном городе должна быть курортная зона на лучшей территории.
Поскольку на рассматриваемой территории имеется дефицит зеленых насаждений и спортивных сооружений концепцией предлагается расширить существующую парковую зону за счет частной застройки и создать полноценную спортивную зону. На территории судоверфи планируется разместить курортную гостиницу со своей территорией и инфраструктурой). Новый высотный дом тоже может стать гостиницей.
Вместо всей общественной застройки (административных и торговых центров) разбросанных по всей территории поселка предлагается организовать единый центр, который бы находился в середине поселка. Речь идет о территории между улицами Калараш и Павлова за ул. Победы. Предполагается расчистка территории от существующей сумбурной застройки, в том числе перенос существующей школы на соседний участок через ул. Калараш. Сохраняется только Центр национальных культур. Территории, где ранее размещались административные здания, архитекторами предлагается застроить учреждениями отдыха и жилыми кварталами средней этажности.
Часть территории бывшего аэродрома уже занята общественными учреждениями и малоэтажной жилой застройкой. Оставшуюся часть, считают архитекторы, можно отдать под высотную застройку.
Также архитекторы предлагают увеличить границы участка до 473 гектар за счет включения в проект новой набережной и территории овощной базы по ул. Павлова, которую можно вынести дальше за проектируемую объездную дорогу. На ее месте можно также разместить высотную жилую застройку.
За пределы проекта планировки в рамках концепции также выносится метеостанция, которая уже сейчас застраивается вокруг высотными зданиями, а значит данные, собираемые на ней, могут быть неверными.
На территориях непригодных под застройку размещаются зеленые насаждения. Существующую жилую застройку северной части поселка предлагается оставить в неизменном виде, но порекомендовать городской администрации разработать специальную программу по реконструкции этой застройки с целью доведения ее до сейсмических нормативов. В этом случае каждый жилой дом нужно рассматривать индивидуально с обследованием и геологическими изысканиями.
На сегодняшний день вместимость детских садов поселка составляет 1412 мест. Проектом предусматривается снос одного детского сада на 140 мест, размещенного в ветхом здании. Взамен предлагается строительство двух детских садов на территории бывшего аэродрома и еще одного на месте переносимого административного здания общей сложность на 680 мест.
Из существующих трех школ две остается, одна переносится и дополнительно строится еще одна новая. Итого вместо необходимых 3 560 мест проектом предусмотрено создание 4 766 мест.
Ситуация с зелеными насаждениями также далека от идеальной. По расчетам на рассматриваемой территории должно быть 43 гектара зеленых насаждений для отдыхающих и 57 гектар для постоянно проживающих. Итого в общей сложности — 100 гектар. Благодаря новой планировке архитекторам удалось выделить внутри проектируемой территории всего лишь 77 гектар. Дополнительные зеленые территории предлагается организовать на новой набережной реки Псезуапсе и за счет преобразования прибрежной территории.
При разработке ПДП 1979 года были произведены расчеты оптимальной ширины реки Псезуапсе, которая составила 60 метров. Сейчас ширина колеблется в районе 100 метров. За счет сужения русла реки можно получить новую парковую зону на набережной. А для связи набережной с центром района запроектирован бульвар.
Архитектор К.Ф. Мельников заметил, что река и пойма довольно опасные зоны, как показали события на Кубани, и поэтому следует сопроводить их широкими прогулочными и спортивными зонами, чтобы река не была зажата застройкой. П.И. Акопян предостерег коллег, заметив, что по опыту русло горных рек всегда маловато, когда выпадает смерч. Но все архитекторы сошлись на том, что за руслом рек необходимо следить. Хотя инженер Н.А. Гришин, по словам Л.К. Шаверневой-Васильевой, считает, что широкое русло реки не всегда оправдано, потому что, во-первых, оно зарастает и заиливается, а во-вторых, широкое русло реки затрудняет выброс гальки, так как течение не такое сильное, как при более узком русле.
Что касается изменений в транспортной схеме поселка. Архитекторы предлагают организовать съезд с проектируемой объездной дороги и по ул. Калараш связать с поселком. Улица Лазарева становится городской магистралью, а улицы Победы, Одоевского, Партизанская, Павлова и Изумрудная — районными магистралями.
Прокол под железной дороге по ул. Калараш габаритный, но его недостаточно для нормального функционирования транспортной системы. Поэтому предлагается сделать еще один прокол вдоль набережной реки Псезуапсе.
Также в проекте предусмотрено строительство еще одного автомобильного моста через реку Псезуапсе, чтобы поток местного транспорта из Сочи не заводить в центр поселка, а дать ему возможность сразу разъехаться по поселку.
Кроме этого, предлагается устройство двух эстакад над железной дорогой или выбрать одну из них. Первая — ул. Партизанскую, которая сейчас заканчивается на ул. Победы, продлить через ул. Лазарева, железную дорогу, таким образом включив ее в движение по ул. Одоевского. Это могло бы обеспечить связь большого жилого микрорайона с курортной зоной и пляжем. Позже возникло еще одно предложение: вторую эстакаду провести над ул. Лазарева, железной дорогой и также влиться в ул. Одоевсого, но за железнодорожным вокзалом. Авторы проекта планировки попросили совета коллег выбрать лучшее решение по данному вопросу, так как создание эстакад достаточно затратно.
В результате внесенных предложений улица Одоевского начинает реально работать в автодорожной сети поселка.
Коснуться изменения и расположения железнодорожного вокзала станции «Лазаревская». Концепция предусматривает перенос его на 100 м севернее на место грузовой площадки. Здесь будет достаточно места для размещения нового здания вокзала с парковками и организацией прохода из жилой зоны на пляж. Рядом разместить автовокзал на городские магистрали.
Нодар Кадагишвили раскритиковал проект реконструкции вокзала, выполненные «Студией-44», так как в нем основное внимание уделяется созданию торговых площадей и гостиничных номеров.
«Это не проект, а варварское решение, которое ни одну проблему не решает, — сетует Нодар Робинзонович. — Рубятся деревья, а положительного результата не будет.»
В заключение, авторам концепции планировки хотелось бы обратить внимание на памятник истории, откуда началось поселение — форт Лазарева. Сейчас здесь стоит бюст Одоевского, пушка и имеется часть крепостной стены.
«Хочется, чтобы это место заиграло, то есть придумать сценарий, чтобы место стало более значимым,» — сказала Лариса Карловна Шавернева-Васильева.
Строительство новой набережной приморской зоны
К разработке проекта приморской набережной поселка Лазаревское были привлечены такие признанные специалисты как Г.Б. Серебряков и Н.А. Гришин (архитектурное бюро «ГОР-ПРОЕКТ»).
Представил коллегам проект Г.Б. Серебряков
Существующее набережная характеризуется несколькими участками различной функциональной загруженности и освоенности.
От устья реки Псезуапсе до ул. Калараш набережной нет вообще. Граница сооружений и их территорий подходит прямо к галечнику. Нет даже намека на городской променад. Хотя участок пляжа здесь достаточно широкий, мощный просторный пляж. Иногда в него врезаются скипы для спуска различных лодок, которые представляют собой серьезные массивные промышленные сооружения. То есть люди активно пользуются маломерными судами, но из-за этого великолепный пляж разрезается на куски.
Дальше участок от ул. Калараш до судоверфи характерен захватом набережной торговлей и общепитом. Эта ситуация довольно систематически повторяется в наших приморских городах, когда набережная превращается в улицу, зажатую между кафе и ресторанами. Практически моря здесь не ощущается и в некоторых местах наиболее привлекательные зоны — это ряды великовозрастных платанов, растущих на набережной, под которыми также расположились кафе. Но эти деревья стали самой большой проблемой для местного бизнеса из-за листвы, которую платаны сбрасывают осенью, а подъехать сюда невозможно. Поэтому предприниматели хотели бы, чтобы этих платанов не было. То есть самое красивое, что есть на этой набережной идет в разрез с бизнес интересами сообщества.
Далее расположен участок судоверфи, которая на данный момент уже является нерабочим промышленным предприятием и здесь набережная характеризуется также торговой насыщенностью, но в более меньшем объеме. То есть кафе присутствуют, но их гораздо меньше.
Торец набережной, его замыкающая зона — здесь находится небольшой промышленный фрагмент, оставшийся от строительных площадок и маленький фрагмент частного жилья, немного уникальный тем, что люди живут прямо на берегу моря в картонных домиках. От домиков практически ничего не осталось, они зажаты между железной дорогой и морем, но видно, что и туда приезжают на отдых.
Таким образом, общая ситуация на набережной поселка Лазаревское складывается весьма трагичная для приморского города. Мы имеем фактически отсутствие набережной как таковой и почти полное отсутствие зелени. Как выйти из этой ситуации? Приморский город обязательно должен иметь набережную и совсем было бы неплохо иметь приморский парк. То есть, учитывая острый дефицит зеленых насаждений в целом по поселку, наилучшее решение — создание набережной с приморским парком.
У приморского города в такой коллапсирующей ситуации всегда есть резерв наращивания территории в море, применяя соответствующие гидротехнические сооружения. И сегодня можно этот резерв использовать для создания рекреационной зоны.
В представленном проекте Г.Б. Серебряков и Н.А. Гришин попытались применить достаточно новый способ строительства подводных волноломов, которые не будут выше уровня воды в спокойную погоду. Предлагается расположить волноломы с севера на юг, так как азимут берега здесь расположен таким образом, что наиболее сильные шторма приходят с юга, а менее мощные атакуют с севера и северо-запада. Если расположить волноломы предлагаемым образом, можно сформировать ситуацию, когда тверды сток реки Псезуапсе будет двигаться не в южном направлении, как это происходит в естественных условиях, а повернется к северу, так как волноломы будут блокировать волну западного направления и помогать движению волн в северном.
Специалисты полагают, что таким образом будут питаться твердым стоком участки пляжа который будет организован первоначально искусственной отсыпкой. Конечно, это весьма затратно, но создание парка еще дороже для курорта.
Приморский парк проектируется шириной от 60 до 120 метров. В тыловой части парка предлагается проложить дорогу, которая будет использоваться для обслуживания и экстренного проезда, но в остальное время это будет парковая аллея для прогулок и катания на велосипедах. Фронт, выходящий на море — это, естественно, морская набережная порядка 9-12 метров ширины, которая проходит прямо над уровнем воды.
Представленный проект реконструкции набережной предусматривает также создание еще одного объекта, входящего в инфраструктуру яхтинга на Черноморском побережье.
Вся система расположения марин на Черном море обсуждалась в этом году на Сочинском инвестиционном форуме. Совершенно очевиден стал интерес края к строительству подобного рода сооружений на черноморском побережье России.
Сейчас на Черном море имеется сеть марин, кроме фрагмента побережья России. И если будет создано всего лишь два десятка марин, то цепь замкнется и люди получат возможность путешествовать по всему Черному морю и привозить сюда деньги. Согласно международной практике, то, что зарабатывается на стояке ничтожно по сравнению с деньгами, потраченными в городе яхтсменами. На форуме прозвучала такая цифра: на $1 стоянки приходится $20 оставленных на берегу. Поэтому марина может стать градообразующим объекта поселка.
В проектируемой марине поселка Лазаревское предполагается стоянка примерно от 500 до 700 яхт. В тыловой части акватории размещается гостиничная зона, которая обеспечивает функционирование этой марины. Также в состав комплекса будет входить детская спортивная школа и техническая зона для обслуживания судов.
При таком размещении марины, как предлагается проектов, вторая проектируемая эстакада могла бы обеспечивать функциональную связь поселка с технической зоной марины.
Поскольку набережная наращивается в море примерно на 100 м парком и еще 20-30 метров пляжа, существующий причал оказывается погребенным в теле новых сооружений. Взамен предусмотрен причал для каботажного флота в северной зоне марины, где можно боле комфортно обслуживать суда и пассажиров.
Помимо всего, проектом предусмотрены в тыловой части набережной зоны обслуживания, которые будут расположены под набережной с шагом в 200 метров и куда войдут душевые, туалеты, прокат и медпункт.
Такое решение набережной зоны не зависит от того, что сейчас существует на набережной. Более того, вся частная застройка сохраняется как функционал, который необходим, но не на самой набережной. Отсутствие каких-либо сооружений на набережной — принципиальное условие данного проекта.
Все решения, которые предлагают авторы данной концепции, еще требуют дополнительного математического, натурного, гидравлического моделирования, которые дадут ответ на многие спорные вопросы.
В ходе обсуждения концепции было высказано предложение оставить в проекте только вторую эстакаду, так как это довольно огромное сооружения и располагая первую почти в середине поселка,будет испорчен вид на море из жилых кварталов. Вторая эстакада располагается в стороне и не так будет видна из центра. Кроме того, она будет способствовать развитию марины.
Прозвучало предложение железнодорожную насыпь заменить эстакадой, как в Сухуми, и ездить по земле, а не «прыгать» над железной дорогой. Такой вариант более трудоемкий и затратный, но дает лучшее градостроительное решение непростой ситуации.
Также большинство архитекторов высказалось в пользу сужения русла реки в пользу парковой зоны, которая может быть приподнята, что станет дополнительной защитой от разлива реки.
Понимая высокую высокую затратность предложений, заложенных в концепцию реконструкции Лазаревского, архитекторы все же настаивают, что за парки и другие курортные составляющие нужно биться и говорить об этом постоянно, из поколения в поколение. Да, право собственности никто не отменяет, но только принимая радикальные меры мы сможем отвоевать курорт. Интересы частника не должны противопоставляться интересам общества, а у государства есть ресурсы, чтобы частник остался довольным, но в другом месте.