Б. Должиков.
«Новости Сочи», 19 июля 2008 г.
Казалось бы, ничем не примечательное событие, произошедшее тридцать пять лет назад. Но из таких событий и складывается жизнь. Что-то врезается в память, что-то теряется… Потом уже начинаешь понимать логическую связь всего, что некогда было.
Темпы развития Сочинского курорта в начале 60-х годов прошлого века требовали совершенно иного подхода к решению целого ряда проблем. Подход требовался комплексный, укрупнённый. В марте 1965 года был образован Сочинский филиал архитектурно-проектной мастерской (АПМ) Центрального совета по управлению курортами профсоюзов, который в свою очередь создавался на базе сметно-технического бюро (СТБ) при Сочинском совете курорта с привлечением специалистов из других проектных организаций. В основном из сочинского филиала «Гипрокоммунстроя», военно-строительных организаций. Пришёл тогда в АПМ и Василий Егорович Шашков, служивший до этого в Северо-Кавказском военно-строительном отделе войск КГБ СССР. Был руководителем группы конструкторов, затем — руководителем сектора реконструкции, капитального ремонта и технологии.
Мне уже доводилось рассказывать об этом замечательном человеке. Инвалид Великой Отечественной войны, отдавший сорок лет инженерно-строительному делу. В конце сороковых годов чертёжнику-конструктору довелось работать вместе с выдающимся советским архитектором Мироном Ивановичем Мержановым на строительстве санатория имени Ф. Э. Дзержинского. Принимал он участие и в реконструкции правительственной дачи «Бочаров ручей». Но всякий раз воспоминания ветерана вызывают особый интерес.
«Во главе новой проектной организации, её директором стала Софья Фаддеевна Соболь, недавно переехавшая в Сочи с Дальнего Востока, — рассказывает Василий Егорович. — Первоначально мастерская располагалась в приспособленных старых строениях по улице Депутатской, 2. Одновременно готовился проект жилого дома со встроенными служебными помещениями по улице Комсомольской, 13.
Конечно, непросто складывался, уживался и срабатывался чрезвычайно разнообразный по своим качествам коллектив. Многие привыкли работать на сдельной оплате труда, многие — на окладах, одни искали простора для творчества, другие — зарплаты… Но надо отдаль должноее Софье Фаддеевне: имея большой опыт проектирования и хорошие организаторские способности, она сумела за довольно короткий срок создать слаженный проектный коллектив общей численностью до ста человекю Определились организационная структура мастерской — группы и отделы по специализации.
В то же время в Москве был создан институт «Союзкурортпроект». С 1 января 1967 года наша АПМ была преобразована в его Кавказский филиал с центральным производством в Сочи и шестью отделениями: в Анапе, Краснодаре, Ростове, Тбилиси, Ереване и Баку.
Тогда главной задачей филиала, по решению ВЦСПС, стало проведение паспортизации существующих профсоюзных здравниц для определения их физического и морального износа, принятие решений по доведению их до действующих нормативов. Для этого была создана группа специалистов, которая затем стала постоянно действовавшей при отделе капитального ремонта и реконструкций — группа технических обследований. Следует сказать, что только в Сочи насачитывалось более 70 объектов: санатории, пансионаты, дома отдыха, курортные поликлиники, здание совета курорта, его автобаза, хозяйственные и вспомогательные службы, мебельная фабрика, которая обеспечивала мебелью многие здравницы страны…»
Уже первый год работы Кавказского филиала принёс хорошие результаты. По итогам 1967 года коллеективу было присуждено первое место среди филиалов «Союзкурортпроекта» и денежная премия.
В конце 1970 года было завершено строительство дома на улице Комсомольской. Проектировщики разместились на двух его служебных этажах, а многие специалисты получили там квартиры. Тогда же работа развернулась в широких масштабах по всем направлениям: наряду с реконструкцией, распирением и реставрацией старых здравниц проектировались новые комплексы и отдельные корпуса.
К концу 70-х годов Кавказский филиал «Союзкурортпроекта» по объёму работ вышел на уровень самостоятельного института и в 1981 году получил статус «Зональный проектный институт «Черноморкурортпроект».
«За тот период работы наш коллектив выполнил большой объём работ, преобразившей многие профсоюзные здравницы, — продолжает свой рассказ Василий Егорович. — Проведены восстановительно-ремонтные работы в санаториях «Кавказская Ривьера», имени Мориса Тореза и Серго Орджоникидзе, реконструкция и расширение санатория имени Кирова, надстройка малоэтажных корпусов и реконструкция высотных комплексов в пансионате «Адлер». Во многих санаториях и отдальных корпусах был проведён комплексный ремонт для того, чтобы довести их до уровня действовавших новрмативов: «Радуга», «Родина», «Победа», «Юг», «Золотой колос», «Головинка», «Лазаревское»…»
О реконстррукции и расширении санатория имени Кирова у Шашкова особый рассказ:
«Ещё в тридцатые годы в Сочи был построен санаторий «Ленгорздрав». В годы Великой Отечественной войны это был гоститаль. Реформы, проводившиеся в стране в послевоенные годы, а затем и в хрущёвские времена, коснулись и этой здравницы. Тогда все санатории местного, регионального подчинения были переданы ВЦСПС — под крыло Сочинского территориального совета по управлению курортами профсоюзов. В том числе и «Ленгорздрав», который в «крещении» стал санаторием имени Сергея Мироновича Кирова. Бурное развитие этой здравницы пришлось на тот период, когда главным врачом был Лев Фёдорович Медунов, старший брат Сергея Фёдоровича Медунова. Он, как известно, был первым секретарём Сочинского горкома КПСС и всячески поддерживал брата. В ту пору здравница с размахом занималась вопросами реконструкции и расширения. Для проведения инженерных изысканий и проектирования был привлечён и Кавказский филиал «Союзкурортпроекта». Технические изыскания и проектирование, как и строительные работы, продолжались несколько лет. Генеральный план санатория был разработан нашим главным архитектором Евгением Александровичем Сердюковым. Предусматривалось провести сначала инженерно-технические изыскания, а затем по этим данным определить возможность надстроек существовавших корпусов м коттеджей. Данные изысканий позволяли надстроить везде по одному этажу, что и было сделано.
Вторым этапом было водоснабжение и теплоснабжение снатория после увеличения его вместимости. Но если с водоснабжением всё обстояло относительно просто — были установлены два сборных резервуара для питьевой воды и проведены новые сети, то теплоснабжение вызывало м ассу вопросов. Старая котельная довоенной постройки была маломощной, с устаревшим оборудованием. Но Лев Фёдорович Медунов добился через высшие инстанции подключения к котельной самого санатория «Сочи».
В титульном списке у нас тогда появилась строка: «Расширение котельной санатория «Сочи» для санатория им. Кирова». Под расширением предусматривалось увеливеличение производственных площадей, установка дополнительных котлов, замена старых и перевод котельной с угля на мазут, то есть полная реконструкция.Нужно было установить ёмкость для мазута, дполнительные баки-аккумуляторы для горячей воды, обустроить территорию и подъезды. И самое ответственное — кирпичная дымовая труба, расчёты которой на прочность и устойчивость в условиях сейсмики мне и довелось выполнить. Потом строители выложили на ней год постройки «1973». Позже котельная по нашему же проекту была переведена на новый вид топлива — с мазута на газ, но уже с меньшими затратами.
Кстати, в 1973 году Сергей Фёдорович Медунов был удостоен звания «Герой Социалистического труда». Но это простое совпадение…»
Не без грусти перечисляет Шашков былые заслуги своего проектного института. Сделано было, действительно, немало. Но что, например, теперь с той же «Кавказской Ривьерой»?.. Как инженер-строитель он прекрасно понимает, что люблое строение со временем требует и модернизации, и реконструкции. Но не полнейшего же разрушения? Впрочем, в последнее время разрушены были не только здания…