Какую роль в успешном использовании территории играет проектирование и дизайн благоустройства? Как разумно организовать пространство, чтобы оно было привлекательным для посетителей и заставляло возвращаться туда вновь и вновь? Какой принцип проектирования является залогом комфортной среды? Как устроить так, чтобы среда была комфортной и при этом могла приносить доход?
Сочи морской курорт, поэтому пример развития пляжной территории может оказаться полезным.
Просторный и уютный одновременно — такое впечатление от комфортного современного пляжного комплекса La Mer. Это пляж мирового класса в престижном районе Дубая, который сочетает в себе лучшие современные тенденции индустрии отдыха. Принадлежит Meraas Group Holding, крупной компании-застройщику, и также инвестору развития национальной экономики. Холдинг привлекает строительные компании, а также обеспечивает управление того или иного проекта.
Планировочно La Mer — это комплекс протяжённостью 2,5 км. (В масштабах Сочи такое расстояние сопоставимо с набережной от Морского порта до проспекта Пушкина.) Две бухточки образованы искусственными мысами-полуостровами, которые так хорошо умеют делать в Дубае. Широкий дощатый променад отделяет песчаную пляжную полосу от вереницы окружающих кафе, бутичков и ресторанов разных уровней.
На центральном мысе пляжа La Mer расположены аквапарк «Лагуна», ресторанчики, кафе и кинотеатры. Среда стилизована под заброшенную промышленную зону — порт или верфь. Об этом говорит название этой части Le Warf — пристань, пирс. С изобретательностью и юмором деревянные лодки, катушки от кабеля, большие и маленькие бочки и даже мусорные контейнеры превращены в элементы благоустройства — скамейки, игровые зоны, информационные стенды. Защита от солнца в виде парусиновых полотнищ вечером красочно подсвечена. Интересная тенденция — эстетизация постиндустриальной среды не нова. Но реальной исторической застройки здесь, конечно, не было. Тем не менее, её тщательно создали и даже «бережно реконструировали»!
Многие элементы требуют не столько материальных затрат, сколько фантазии и творческих идей.
Выполненные с акцентом на экологичные и этно материалы — парусина, канаты , грубо обработанное дерево — уютные уголки, лавки, детские игровые площадки смотрятся очень эффектно. Для современного человека из «пластмассового мира» это отдушина, отрада для глаз и тактильных ощущений.
Солнцезащитные паруса над пешеходными «палубами» прикрывают от палящего солнца — уютно и романтично. Стиль озеленения — «инклюзивный», полностью включённый в среду. Нет понятия «клумба» или «газон», есть иллюзия естественной растительности, природного ландшафта. Там, где человеку можно пройти — там дорожка, настил или просто песок. А там где не нужно ходить — физически ходить невозможно из-за плотности высаженных растений. Пауковые лилии и замиокулькас, оливковые деревья и пальмы, циперус и франжипани — изобилие растительного мира в пустыне, на песке!
Декоративные пруды с фонтанчиками и подсветкой, ручейками и водопадами.
Вода, включённая в планировочную систему курортного комплекса любого масштаба, играет исключительную роль. Струящиеся потоки создают не только комфортный микроклимат, но и эстетическое удовольствие, повышающее привлекательность окружающего ландшафта. Особенно, когда нет преграды между человеком и водоёмом. Кажется, что эти пруды и ручьи естественного происхождения, настолько органично они втекают в сценарий набережной.
Берег заливчика при необходимости может превращаться в подобие амфитеатра, на водной «сцене» которого спортивные команды могут выполнять представления на лыжах, лодках и флайбордах.
Граффити от Бэнкси, и не только, дополняет архитектуру, стиль которой можно назвать contemporary — рационализм нашего времени в утилитарном его аспекте. Чистые объёмы, перетекающие пространства. Декоративные элементы строго функциональны — это или перголы или солнцезащита витражей. Строгая геометричность построек противопоставлена плавным струящимся линиям благоустройства — традиционный приём хорошо работает.
Основная часть парковки на 1100 машиномест расположена на подземном уровне. Есть платная и бесплатная зона. Павильоны — выходы оборудованы лифтом и эскалаторами.
Широкая пляжная полоса, достаточное количество сервисных построек: гардеробов, душевых и туалетов, магазинчики и кафе, аквапарк и кинотеатр и всё это гармонично связано общей композицией генплана и «легендой» оформления.
И так, составляющие факторы успеха:
Визуальный комфорт: человеческий масштаб.
Тематическая концепция: «Легенда места» — игровой момент дизайна, чтобы человек на отдыхе почувствовал себя в сказке, экзотике, в декорациях фильма. Сознательное использование признаков исторической среды, или признаков современного представлений о ней (стереотипы), в целях достижения желаемого смыслового и декоративного впечатления, стилевой выразительности. Условность, высокий уровень интерпретации, и при этом понятный подтекст.
Эмоциональный комфорт территории: вода, зелень и полная абсолютная доступность.
Взаимодействие общественных, коммерческих и игровых зон, возможность коммуникации и развлечений в комплексе.
Создаётся пространство мотиваций, формируется восприятие, включается эмоциональный фон. Желание вернуться и потратить деньги, так как найден идеальный баланс между бизнес-застройкой и общественной территорией.
В Сочи подобным пространством может считаться улица Навагинская, но она уже слишком перегружена как застройкой, так и посетителями. Ситуация обострится, если в ближайшее время не появятся новые интересные «территории притяжения».