Site icon Архитектура Сочи

Марины: современные мифы и заблуждения

Доклад Николая Гришина первоначально был представлен на Международном фестивале «ЭкоБерег 2016», который в этом году прошёл в Баку. Сочинские архитекторы и гости фестиваля «АрхРазрез 2016» могли увидеть интересный материал на Круглом столе «Признаки южной архитектуры».

В последние годы всё чаще марины становятся неотъемлемой частью курортных городов, формируя и развивая прибрежную среду. Сочинские архитектор Георгий Серебряков и инженер Николай Гришин много лет изучают проблематику методов берогозащиты на Черноморском побережье России и градостроительное развитие берегового пространства. Ими были разработаны проекты марин в Сочинском порту, Лазаревском, Адлере, г. Тиват (Черногория) и совсем недавно в Голубой Бухте, в Геленджике. Сочинские специалисты принимали участие в разработке Концепции развития яхтенных марин на Черноморском побережье Краснодарского края и совсем недавно стали соавторами ГОСТа на яхтенные порты, который вступит в силу в январе следующего года.

Лекции Николая Гришина всегда интересны не только профессионалам, но и широкой аудитории, поэтому мы решили его доклад выделить в отдельную публикацию.

Представляем доклад Николая Гришина и в виде презентации.


В последнее время всё большую популярность и массовость приобретает морской туризм, причём наиболее бурными темпами развивается яхтинг. Сегодня яхтинг является мощной самостоятельной индустрией по производству, эксплуатации и сервисному обслуживанию огромного парка яхт.

Основными элементами, формирующими градостроительную ситуацию на рекреационно ориентированном побережье, являются объекты инфраструктуры яхтинга (марины) и пляжные комплексы.

Марина:

  1. Гавань и база для прогулочных и спортивных судов. (Толковый морской словарь – Москва, Астрель, АСТ 2006, с. 371)
  2. Марина (яхтенный порт) — защищённая от неблагоприятных погодных условий акватория с береговой территорией, оснащённая причалами для швартовки судов, а также основными зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими как безопасную стоянку, хранение и обслуживание прогулочных и спортивных судов, так и сервисные услуги их экипажам.

Объекты, сооpужения и службы, обеспечивающие производство, эксплуатацию и обслуживание яхт, обpазуют инфpастpуктуpу яхтинга.

Совpеменная яхта пpедставляет собой мотоpное или паpусное, технически высокооснащённое и экологически чистое судно, пpедназначенное для отдыха, споpта и развлечений.

Крейсерская яхта – моторная или парусно-моторная яхта, имеющая каюты со спальными местами, санузел и др. оборудование, обеспечивающее возможность долговременного пребывания людей на борту, не требующая ежедневного спуска/подъёма на воду и обязательного хранения на суше.

Марины 1-го поколения.

Первоначально марины возникали стихийно в естественных условиях, обеспечивающих их безопасную и, как правило, рейдовую стоянку. Это было возможным в устьях судоходных рек со слабым течением и в естественных закрытых бухтах. Чаще всего марины возникали возле населённых пунктов или около верфей.

Гидротехнические сооружения и причальное оборудование марин 1-го поколения было примитивным и обеспечивало лишь минимальные потребности по стоянке и обслуживанию плавсредств.

Марины 2-го поколения.

Специально обустраивались в качестве мест для стоянки яхт на территории и акватории ранее построенных торговых или рыбных портов. Имеют мощные капитальные причальные сооружения, трансформированные или реконструированные специально для обслуживания яхт. Широко распространены, создаются и в наше время.

Примером может служить Старый порт в Марселе.

Старый порт в Марселе

Марины 3-го поколения.

Представляют собой специально построенные порты для стоянки и обслуживания яхт. Как правило, площадь акватории значительно больше площади территории марины. Фактически представляют собой стоянки для яхт на воде. Наибольшее распространение получили во 2-й половине ХХ века, сегодня являются наиболее распространённым типом марин. Основная прибыль — от арендной платы за стоянку и обслуживание яхт.

Марины 4-го поколения — марины-деревни.

Наиболее перспективные объекты яхтинга, представляющие собой марины с развитыми ГТС и жилыми зданиями непосредственно на причалах (при определённых допущениях можно провести аналогию с мотелями). Являются максимально привлекательными для туристов самого широкого спектра интересов. Обычно площадь территории сопоставима с площадью акватории, при высокой плотности жилой и рекреационной застройки. Основная прибыль — за счёт функционирования самых разнообразных объектов сервисного обслуживания рекреантов на фоне морского и яхтенного антуража.

Миф первый: для развития яхтинга обязательно нужен интересный берег.

На средиземноморском побережье Франции от г. Сан-Мари-де-ла-Мер до границы с Испанией 200 из 220 км – однообразная унылая равнинная низменность, но на этом участке – 28 крупных марин!

Именно марины – главная достопримечательность этого берега, привлекательная для яхтинга и туризма.

Миф второй: марины интересны только для яхтсменов

В современных маринах сочетание яхт и окружающей архитектуры создаёт среду, привлекательную для огромного количества туристов. Примеры: «Гранд-марина» в Сочи, марины Порт-Гримо, Порт-Камарг, Ла-Рошель и Антиб во Франции, марины в Барселоне и Аликанте (Испания), Кливленде и Маунтин-Крике (Австралия) и много других.

Миф третий: стоимость оградительных гидротехнических сооружений составляет подавляющую часть стоимости марины и так высока, что отпугивает инвесторов.

Утверждение незнакомых со спецификой экономики современных марин. В маринах 3-го и 4-го поколений стоимость ГТС составляет 15÷30% от общей себестоимости марины. При этом стоимость аренды или продажи объектов недвижимости значительно выше, чем на соседних территориях.

Миф четвёртый: марины не интересны для туризма и проживания.

Совершенно наоборот! Марины, если они интересно спроектированы и хорошо построены, становятся катализатором развития и главным стимулом роста привлекательности прилегающей территории. Выигрывают все.

Порт Камарг. Первая в Европе развлекательная марина на 4500 яхт. Построена в 1969 году в заболоченном устье Роны – на казавшейся бесперспективной территории.

Миф пятый: строительство на искусственной территории непривлекательно из-за высокой стоимости ГТС.

Возможно, для территорий, где рядом с мариной много легко доступных земель, это утверждение верно. Но в случае сложного рельефа такое утверждение ошибочно. Примеры – стоимость строительства в условиях Сочи, или простое отсутствие свободных земель, как в Монако.

Строительство здания на склоне из нескальных пород. При таких ландшафтно-геологических условиях стоимость подготовки территории может составлять до 60% от стоимости строительства объекта!

Квартал Фонвьей в Монако – искусственная территория с маринами и застройкой. Нашлось место для стадиона, жилья, парков и даже для цирка и вертодрома.

Миф шестой: жизнь и пребывание в марине скучны и однообразны.

Бывает и такое, если управление мариной идёт без понимания важности создания имиджа привлекательности марины для всех: яхтсменов, туристов, местных жителей… Но есть марины, где жизнь кипит, и каждые выходные (иногда – без перерывов!) там проходят интереснейшие мероприятия. Регаты и фестивали, конгрессы и конференции, концерты и бот-шоу! А во многих есть объекты досуга, активного отдыха, музеи, ярмарки… Такие марины становятся всесезонными центрами туризма, культуры и общественно-образовательной деятельности!

Миф седьмой: Яхтинг – удел миллионеров.

Да, когда-то было так. Но сегодня выход в море на несколько часов или дней вполне по карману тем, кто любит туризм и активный отдых. При этом не обязательно покупать яхту. Есть огромное количество чартерных компаний, которые предложат вам яхту на любой вкус и на любой срок. Хотите – путешествуйте сами, можете и побездельничать, если возьмёте яхту с экипажем. Можете просто бороздить море, а можете принять участие в регате… Выбор огромен, и он – за вами!

Миф восьмой: марины нужны только на тёплых морях.

А вы посетите берега замерзающих морей – страны Скандинавии, наши Санкт-Петербург и Владивосток, Германию, Канаду и США… И убедитесь в своих заблуждениях! Например, в Финляндии – более 60 тысяч катеров и яхт при населении 5,3 млн. человек, а в Швеции – более 200 тысяч при населении 9 млн!

Норвегия, Осло

Миф девятый: марины нужны только для яхт

Марины – основа прибрежного каботажного пассажирского сообщения. Кроме того, они повышают градостроительную безопасность территорий и возможности пограничной службы.

Миф десятый: если на побережье нет яхт – не нужны и марины

Курьёзные заблуждения

Некоторые инвесторы, не понимая истинных масштабов, специфики и технологии марин, считают, что марина может быть создана при каком-то объекте, являющимся их основной целью. Нам приходится разъяснять им, что марина является значительно большим по масштабу и стоимости объектом, чем, например, один отель или группа коттеджей.

Кроме того, зачастую заказчику приходится объяснять, что если проектировать марину на пару мегаяхт, то на её акватории разместится ещё несколько десятков стояночных мест для яхт меньших размерений.

Это обусловлено требованиями по обеспечению возможности безопасного маневрирования яхты на акватории во время швартовных операций, в т.ч. и при неблагоприятных погодных условиях, когда возможны значительные неуправляемые сносы, навалы и прижимы судна под воздействием ветра.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (3 голоса)
Exit mobile version