Site icon Архитектура Сочи

Гармония бетона и цветка

С. Владимиров,
«Черноморская здравница» №158 от 16 августа 1986 г.

В Сочи побывал один из старейших зодчих страны Н.Б. Соколов. По его проектам здесь построены Верещагинский виадук и ансамбль Пролетарского подъёма, ставший визитной карточкой курорта. Его перу принадлежит книга об архитектуре Сочи, в которой много места отводится рассказу о таких выдающихся зодчих, как И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрех.

Наш корреспондент встретился с Н.Б. Соколовым и попросит ответить на ряд вопросов.

— Николай Борисович, вы покинули Сочи пятьдесят лет назад. Каковы ваши впечатления от новой встречи с городом-курортом?

— Перемены, конечно, произошли огромные. Начиная с внушительного по масштабу и нарядного железнодорожного вокзала. Когда вышел на привокзальную площадь, то увидел высокие здания гостиницы «Чайка», — автовокзала, универмага и жилых домов, мощёные плитки, тротуары, много асфальта, шумные, интенсивные потоки автотранспорта, сверкающие витрины магазинов. Не узнать Сочи, от былой провинции не осталось и следа.

Но сразу же поймал себя на мысли: люди приехали сюда ведь не ради асфальта и мощёного тротуара, а для встречи с богатой южной растительностью, чистым воздухом, морем. И постепенно начало закрадываться сомнение, а по тому ли направлению пошло развитие города-курорта, какое мы намечали, приступая к реконструкции Сочи?

— Значит, по вашему мнению, прежние традиции – такие как, скажем, органическая связь архитектуры с ландшафтом, были утрачены при последующем строительстве?
Гостиница «Москва»

— Да, какой-то недальновидный перекос в застройке Сочи произошёл. Взять, хотя бы, неудачное размещение гостиницы «Москва», на месте которой могла бы находиться главная площадь города. Выходит, что градостроители спасовали перед стихийной урбанизацией и упустили сверхзадачу застройки – оздоровительные факторы.

Далее, назревает проблема перенаселённости. Экономические соблазны самопроизвольного роста и уплотнения городов хорошо известны. Каждый хозяйственник стремится осесть там, где уже осели другие. Где уже есть инженерные сети, дороги, учреждения обслуживания. Но эта экономика не всегда заслуживает признания даже в средних и крупных промышленных городах, не говоря уже о курортных, где она противоречит смыслу самого их существования. Ведь главное производство курорта – это здоровье людей и как сопутствующий фактор – заинтересованность туристов. Курорту отпускаются немалые средства на развитие, при освоении которых надо не столько думать об экономии на канализационных линиях и других инженерных коммуникациях, сколько о повышении его оздоровительных функций.

— Насколько нам известно, с самого начала было решено создавать курорт как ансамбль ансамблей с тем, чтобы постройки органично вписывались с ландшафт и ни в коем случае его не подавляли и не загромождали. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Согласитесь, что как бы ни были прекрасны дворцы-здравницы, главная красота на курорте всё-таки девственная природа Кавказа. Дворцы есть и в Ленинграде, и в Москве, и в других городах, а вот Кавказ, воспетый Пушкиным и Лермонтовым, только здесь, на Кавказе.

ГК «Дагомыс»

Несмотря на то, что отдельные ансамбли, такой например, как новый туристский комплекс в Дагомысе, производят самое благоприятное впечатление, — общего ансамбля, о котором мы мечтали, не получилось. Идея не нашла развития при дальнейшем строительстве, а некоторые новые постройки вошли в противоречие с тем, что уже было сделано ранее.

Как положительный фактор можно отметить работу сочинских озеленителей, и в первую очередь энтузиаста этого дела С.И. Венчагова. Его композиции изобретательны, красочны, сделаны с душой и поэтому всегда доходят до сердца зрителей. Доставляет удовлетворение площадь с памятником В.И. Ленину. При строгости и простоте она обладает теплотой и оптимистичностью.

— Как вы смотрите на проблему сочетания прошлой и современной архитектуры и на сохранение в связи с этим памятников истории и культуры?

— В качестве художественной основы наиболее крупных сооружений мы закладывали архитектуру классицизма, непревзойдённым и мудрым знатоком которой был академик И.В. Жолтовский. В то же время ряд архитекторов того времени придерживались классической ордерной архитектуры, примером которой могут служить здания Зимнего театра и санатория имени С. Орджоникидзе. Тем не менее классицизм, привнесённый И.В. Жолтовским, не входил в противоречие с этими постройками. В обоих направлениях зодчества содержалось органическое соответствие природным условиям Сочи, где ландшафт включает море, горы и субтропическую растительность. Оба стиля доказали, что могут сосуществовать, если их применяют настоящие мастера своего дела.

Что касается сохранения памятников истории и культуры, то сейчас везде этому вопросу уделяется огромное внимание. Хотя Сочи и не относится к древним городам, но и здесь имеются свои достопримечательности. И весьма отрадно, что Сочинское отделение ВООПИК ведёт большую и кропотливую работу по выявлению и сохранению всего того, что имеет историческую или художественную ценность. Я невольно испытываю чувство благодарности за внимание и заинтересованность, проявленные руководством этого общества по отношению к моим работам и ко мне лично. Именно их беспокойство за судьбу художественных ценностей прошлого побудило руководство Союза архитекторов Российской Федерации командировать меня в Сочи, как человека, принимавшего участие в первых работах по реконструкции курорта. Не без грусти увидел я, в каком состоянии находятся запроектированные мною объекты, и в частности Пролетарский подъем. Его подпорные стенки уродливо искажены в ходе реконструкции, выполненной по проекту бывшего главного художника города В.Н. Кириченко. Даже главный архитектор города В.С. Внуков, теперь тоже бывший, в своё время вынужден был публично признать, что «исправлять этот промах придётся». Да, надо исправить, хотя это сделать будет нелегко. В данном случае они не только нарушили архитектурную этику (не спросили согласия автора проекта), но и показали свою профессиональную несостоятельность.

1980-е

Вызывает сожаление и тот факт, что фасад Выставочного зала после ремонта испорчен основательно. Желтовато-оранжево-золотистая штукатурка с искрой, сделанная по специальному рецепту, хорошо имитировавшая цельный средиземноморский камень травертин, оказалась загубленной. А ведь специально для её выполнения И.В. Жолтовский выписал в Сочи искусного мастера, и штукатурка, созданная с таким старанием и мастерством, ныне сплошь закрашена глухой корпусной краской серовато-зелёного цвета, который нежелателен вообще, а тем более на курорте.

В деформации облика Верещагинского виадука повинны два разных обстоятельства. Во-первых, чуждой его архитектуре фонари. Их желательно заменить на те, что предусматривались первоначальным проектом. Второе обстоятельство – ограниченные возможности строительной технологии того времени. По этой причине в бетонных деталях парапета, на стержнях арматуры, со временем образовались трещины. Многократно эти трещины закрашивали, отчего образовались наслоения, исказившие форму деталей парапета. Исправить положение можно, изготовив, например, части ограждения заново.

Сразу после строительства
— И последний вопрос. Как вы представляете будущее Сочи с позиций сегодняшнего дня?

— Сейчас жизнь требует, чтобы возможности научно-технического прогресса использовались более разумно и вывереннее. Надо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. По-моему, курорт должен подниматься в горы. Глубокое эшелонирование зон оздоровления и рекреации – это та единственная разумная перспектива, которая разрешит ряд назревших проблем. В связи с этим возрастает роль архитекторов.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (4 голоса)
Exit mobile version