С. Владимиров,
«Черноморская здравница» №158 от 16 августа 1986 г.
В Сочи побывал один из старейших зодчих страны Н.Б. Соколов. По его проектам здесь построены Верещагинский виадук и ансамбль Пролетарского подъёма, ставший визитной карточкой курорта. Его перу принадлежит книга об архитектуре Сочи, в которой много места отводится рассказу о таких выдающихся зодчих, как И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, В.А. Щуко, В.Г. Гельфрех.
Наш корреспондент встретился с Н.Б. Соколовым и попросит ответить на ряд вопросов.
— Николай Борисович, вы покинули Сочи пятьдесят лет назад. Каковы ваши впечатления от новой встречи с городом-курортом?
— Перемены, конечно, произошли огромные. Начиная с внушительного по масштабу и нарядного железнодорожного вокзала. Когда вышел на привокзальную площадь, то увидел высокие здания гостиницы «Чайка», — автовокзала, универмага и жилых домов, мощёные плитки, тротуары, много асфальта, шумные, интенсивные потоки автотранспорта, сверкающие витрины магазинов. Не узнать Сочи, от былой провинции не осталось и следа.
Но сразу же поймал себя на мысли: люди приехали сюда ведь не ради асфальта и мощёного тротуара, а для встречи с богатой южной растительностью, чистым воздухом, морем. И постепенно начало закрадываться сомнение, а по тому ли направлению пошло развитие города-курорта, какое мы намечали, приступая к реконструкции Сочи?
— Значит, по вашему мнению, прежние традиции – такие как, скажем, органическая связь архитектуры с ландшафтом, были утрачены при последующем строительстве?
— Да, какой-то недальновидный перекос в застройке Сочи произошёл. Взять, хотя бы, неудачное размещение гостиницы «Москва», на месте которой могла бы находиться главная площадь города. Выходит, что градостроители спасовали перед стихийной урбанизацией и упустили сверхзадачу застройки – оздоровительные факторы.
Далее, назревает проблема перенаселённости. Экономические соблазны самопроизвольного роста и уплотнения городов хорошо известны. Каждый хозяйственник стремится осесть там, где уже осели другие. Где уже есть инженерные сети, дороги, учреждения обслуживания. Но эта экономика не всегда заслуживает признания даже в средних и крупных промышленных городах, не говоря уже о курортных, где она противоречит смыслу самого их существования. Ведь главное производство курорта – это здоровье людей и как сопутствующий фактор – заинтересованность туристов. Курорту отпускаются немалые средства на развитие, при освоении которых надо не столько думать об экономии на канализационных линиях и других инженерных коммуникациях, сколько о повышении его оздоровительных функций.
— Насколько нам известно, с самого начала было решено создавать курорт как ансамбль ансамблей с тем, чтобы постройки органично вписывались с ландшафт и ни в коем случае его не подавляли и не загромождали. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Согласитесь, что как бы ни были прекрасны дворцы-здравницы, главная красота на курорте всё-таки девственная природа Кавказа. Дворцы есть и в Ленинграде, и в Москве, и в других городах, а вот Кавказ, воспетый Пушкиным и Лермонтовым, только здесь, на Кавказе.
Несмотря на то, что отдельные ансамбли, такой например, как новый туристский комплекс в Дагомысе, производят самое благоприятное впечатление, — общего ансамбля, о котором мы мечтали, не получилось. Идея не нашла развития при дальнейшем строительстве, а некоторые новые постройки вошли в противоречие с тем, что уже было сделано ранее.
Как положительный фактор можно отметить работу сочинских озеленителей, и в первую очередь энтузиаста этого дела С.И. Венчагова. Его композиции изобретательны, красочны, сделаны с душой и поэтому всегда доходят до сердца зрителей. Доставляет удовлетворение площадь с памятником В.И. Ленину. При строгости и простоте она обладает теплотой и оптимистичностью.
— Как вы смотрите на проблему сочетания прошлой и современной архитектуры и на сохранение в связи с этим памятников истории и культуры?
— В качестве художественной основы наиболее крупных сооружений мы закладывали архитектуру классицизма, непревзойдённым и мудрым знатоком которой был академик И.В. Жолтовский. В то же время ряд архитекторов того времени придерживались классической ордерной архитектуры, примером которой могут служить здания Зимнего театра и санатория имени С. Орджоникидзе. Тем не менее классицизм, привнесённый И.В. Жолтовским, не входил в противоречие с этими постройками. В обоих направлениях зодчества содержалось органическое соответствие природным условиям Сочи, где ландшафт включает море, горы и субтропическую растительность. Оба стиля доказали, что могут сосуществовать, если их применяют настоящие мастера своего дела.
Что касается сохранения памятников истории и культуры, то сейчас везде этому вопросу уделяется огромное внимание. Хотя Сочи и не относится к древним городам, но и здесь имеются свои достопримечательности. И весьма отрадно, что Сочинское отделение ВООПИК ведёт большую и кропотливую работу по выявлению и сохранению всего того, что имеет историческую или художественную ценность. Я невольно испытываю чувство благодарности за внимание и заинтересованность, проявленные руководством этого общества по отношению к моим работам и ко мне лично. Именно их беспокойство за судьбу художественных ценностей прошлого побудило руководство Союза архитекторов Российской Федерации командировать меня в Сочи, как человека, принимавшего участие в первых работах по реконструкции курорта. Не без грусти увидел я, в каком состоянии находятся запроектированные мною объекты, и в частности Пролетарский подъем. Его подпорные стенки уродливо искажены в ходе реконструкции, выполненной по проекту бывшего главного художника города В.Н. Кириченко. Даже главный архитектор города В.С. Внуков, теперь тоже бывший, в своё время вынужден был публично признать, что «исправлять этот промах придётся». Да, надо исправить, хотя это сделать будет нелегко. В данном случае они не только нарушили архитектурную этику (не спросили согласия автора проекта), но и показали свою профессиональную несостоятельность.
Вызывает сожаление и тот факт, что фасад Выставочного зала после ремонта испорчен основательно. Желтовато-оранжево-золотистая штукатурка с искрой, сделанная по специальному рецепту, хорошо имитировавшая цельный средиземноморский камень травертин, оказалась загубленной. А ведь специально для её выполнения И.В. Жолтовский выписал в Сочи искусного мастера, и штукатурка, созданная с таким старанием и мастерством, ныне сплошь закрашена глухой корпусной краской серовато-зелёного цвета, который нежелателен вообще, а тем более на курорте.
В деформации облика Верещагинского виадука повинны два разных обстоятельства. Во-первых, чуждой его архитектуре фонари. Их желательно заменить на те, что предусматривались первоначальным проектом. Второе обстоятельство – ограниченные возможности строительной технологии того времени. По этой причине в бетонных деталях парапета, на стержнях арматуры, со временем образовались трещины. Многократно эти трещины закрашивали, отчего образовались наслоения, исказившие форму деталей парапета. Исправить положение можно, изготовив, например, части ограждения заново.
— И последний вопрос. Как вы представляете будущее Сочи с позиций сегодняшнего дня?
— Сейчас жизнь требует, чтобы возможности научно-технического прогресса использовались более разумно и вывереннее. Надо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. По-моему, курорт должен подниматься в горы. Глубокое эшелонирование зон оздоровления и рекреации – это та единственная разумная перспектива, которая разрешит ряд назревших проблем. В связи с этим возрастает роль архитекторов.