16 января 1962 года распахнул свои двери первым покупателям новый сочинский универмаг. Здание, построенное в дополнение к железнодорожному вокзалу, производило впечатление даже несмотря на борьбу с архитектурными излишествами, развёрнутую в те годы.
1963 г.
Но время шло, менялись и требования к комфорту торговых пространств. Оставаясь заложником старых планировочных схем, сочинский универмаг всё больше и больше уступал свои позиции в борьбе за привередливого покупателя, хоть и имел выгодное расположение в центре города.
Исправить сложившуюся ситуацию взялась молодая команда московской управляющей компании Retail Managment Group (RMG). Имея опыт успешной реализации в Москве таких проектов как АФИМОЛЛ Сити, ТЦ Мозаика и многие московские ТРЦ под брендом «Мега», специалисты компании знают, как сделать торговые помещения востребованными.
Компания RMG позиционирует проект обновления сочинского универмага как «реконструкция с приспособлением объекта под современное использование», поэтому к работе была привлечено архитектурное бюро «ПРОЕКТУС» во главе с Павлом Юрьевичем Андреевым, президентом Московской Палаты архитекторов, заслуженным архитектором России. Именно специалисты этой компании занимались реконструкцией таких знаковых исторических торговых зданий в Москве, как ГУМ, ЦУМ, Манеж и «Детский мир».
Рассмотренный и одобренный 1 июля 2014 года на Градостроительном совете при главе города проект реконструкции исторического здания универмага сочинские архитекторы назвали «нежадным», отметив очень бережный подход разработчиков проекта к знаковому зданию города.
При сохранении существующего абриса застройки проект обновления сочинского универмага предусматривает создание остеклённого атриума со всем необходимым вертикальным транспортом (панорамные лифты и эскалаторы) вместо внутреннего открытого двора.
Общая площадь здания увеличивается за счёт обустройства подземного этажа, создания детского центра на 4 этаже, фуд-корта — на пятом и ресторана на открытой озеленённой кровле.
Учитывая значимость здания универмага как элемента сложившейся городской среды центра Сочи, авторы проекта реконструкции предлагают оставить существующую пластику фасадов, дополнив его сплошным остеклением новых объёмов и заглублением их относительно основной линии фасадов.
Но это только часть концепции преображения. Не меньшую роль в ней отводится созданию общественных пространств на прилегающей территории.
За всю историю своего существования площадь перед зданием универмага пережила несколько этапов борьбы торговли с озеленением. Тот «палаточный шанхай», исчезновения которого добился нынешний глава города в начале 2010 года, был не первым. И в 20 веке, и в 21-ом город выбирал только из двух вариантов: либо торговля, либо озеленение.
1960-е
1970-е
2000-е © kavkaz-uzel.ru
2010-е
Компания RMG предлагает третий вариант решения — общественное пространство. То есть, наделяя территорию разнообразной функцией, создать место, где приятно и комфортно находится и которое станет одной из достопримечательностей города, частью экскурсионного маршрута.
Подойдя со всей серьёзностью к вопросу оживления прилегающей территории, руководство компании RMG привлекло под начало российского архитектора голландскую LAB landscape и британскую REMG, чтобы в новой концепции использовать лучшие наработки из мирового опыта.
Просто торговыми центрами уже никого не удивишь, поэтому особое внимание разработчики проекта обновления уделили поиску основной концептуальной идеи. Применительно к сочинскому ЦУМу была выбрана тема Детского мира, то есть не столько продажа детских товаров, сколько организация приятного времяпрепровождения с детьми, их обучение и развитие. Этой идее подчинены как организация внутреннего пространства универмага с выделением целого этажа под детский центр, подбором соответствующих арендаторов, так и уличного — с созданием станции детской «железной» дороги и игрового городка.
Сегодня общественные пространства являются фактором экономического роста городов и служат для повышения качества жизни, обновления урбанистической среды. В Сочи пока ещё нет примеров, отражающих в полной мере новую тенденцию: функциональное насыщение плюс комфорт за счёт благоустройства. Два самых ярких проекта могут похвастаться либо качественным озеленением и благоустройством без какого-либо функционального наполнения (улица Навагинская), либо разнообразными развлечениями на почти пустынной территории (Олимпийский парк).
Появившиеся первые варианты создания общественного пространства вокруг универмага вызвали горячее обсуждение в сочинском сегменте интернета, сводившееся большей частью к осуждению проекта за использование двух клумб со стороны улицы Навагинской и исчезновение круглой клумбы с пальмой перед главным входом.
Чтобы дать все разъяснения по проекту и убедить горожан, руководство города в своей правоте, в Сочи приехал глава компании Retail Managment Group Марат Савелов. С ним мы и поговорили о концепции создания общественного пространства вокруг сочинского ЦУМа более подробно.
«Мы очень бережно относимся к тому, что есть, и новым проектом пытаемся привнести шарм старого Сочи, возродить лучшие традиции, которые затёрлись в переходном периоде, — подчеркнул Марат Маратович в предисловии к проекту. — Мы хотим сделать прилегающую территорию такой, чтобы она не уступала по значимости самому зданию, создать место встреч, общения и отдыха, где приятно находится. Но чтобы люди захотели сюда прийти — нужно что-то менять. Меняя пространство, мы планируем привлечь на эту территорию качественно иную публику: не тех, кто пьёт пиво по лавочкам, а мам с детьми и колясками, молодые и не очень пары. Мы понимаем, что не все, кто придёт сюда, зайдут в универмаг. Поэтому общественное пространство — это история не про деньги, а для того, чтобы сделать комфортную среду. У нас нет других задач, кроме как сделать это место красивым и знаковым. Мы хотим добавлять хорошее настроение».
Появившийся после года работы проект комплексного благоустройства территории объединяет в себе функции, накладываемые месторасположением объекта, основной концептуальной идеей и разработанным новым стилевым оформлением (брендом).
В концепции комплексного благоустройство представлено несколько идей, как оформления прилегающей территории, так и её функционального насыщения.
На двух основных входах на территорию со стороны вокзала и улицы Навагинской будут установлены ажурные арки, которые при отсутствии ограждения помогут создать ощущение попадания в другое пространство.
Аллея Флагов, ведущая к центральному входу универмага, начинается со знакового арт-объекта. В планах управляющей компании — радовать горожан и гостей курорта ежегодной сменой инсталляций.
Выходит Аллея Флагов на Площадь Звёзд, на которой будет установлена стационарная сцена и фонтан.
Существующая сегодня на площади круглая клумба с пальмой, безусловно, красива, но можно сделать это место интереснее. Авторы концепции предлагают несколько различных вариантов её использования: сцена для концертов, бесплатный кинотеатр на открытом воздухе, терраса бара (кофе, соки, а не алкоголь), новогодняя ёлка, временная праздничная ярмарка, выставки и спортивные мероприятия. Наличие центрального элемента просто не позволит всё это сделать. Пальма же будет пересажена в кадку, которая наряду с семью другими подобными будут задействованы в динамическом озеленении площади.
Мощение предлагается сделать из натурального камня с вкраплением латунных звёзд и встроенной светодиодной подсветкой.
В центре площади планируется размещение точки нулевого километра.
Много нареканий в адрес проекта было сказано в связи с использованием двух клумб вдоль улицы Навагинская: на одной планируется разместить «Сад-кафетерий», вторую — отдать детям.
Выбирая такое решение, авторы проекта опираются на мировой опыт использования рулонных газонов, позволяющих быстрое их восстановление при функциональной загрузке. Именно благодаря этому во многих городах мира можно встретить табличку приветствующую хождение по газонам. Подобная технология будет применена и на детской площадке рядом с универмагом. Здесь планируется создать городок по периметру, в котором разместятся разнообразные кружки и секции, а также станция детской «железной» дороги. Внутри пространство останется открытым, чтобы дети проводили больше времени на открытом воздухе.
Что касается второй клумбы, то по проекту на ней разместится открытый «Сад-кафетерий», как альтернативный вариант унылому залу ожидания вокзала. Кафетерий предлагается сделать открытым с максимальным озеленением по периметру, подчёркивая лишний раз, что Сочи — это южный город.
Насыщая существующие газоны функцией, авторы проекта уделяют огромное внимание дополнительному озеленению территории не только в виде цветов по периметру газонов, но и в виде отдельно стоящих скамеек, совмещённых с клумбами.
Авторы концепции считают, что Цветочный павильон рядом с железнодорожным вокзалом просто необходим. Предложенный ими вариант красив, выполнен в классическом архитектурном стиле и не имеет ничего общего с палаткой.
Также совсем не похожи на старые палатки и торговые павильоны, расположенные на пешеходном бульваре вдоль улицы Навагинской. И сегодня на этой территории торговля присутствует в виде стойки экскурсионного бюро, точек продажи кваса летом и солнцезащитных очков круглый год. В новой концепции предлагается разместить всё это в полуоткрытых павильонах, выполненных в едином архитектурном стиле.
«Для нас не принципиальна их установка здесь на аллее, — пояснил Марат Савелов, — потому что они больше выполняют эстетическую функцию, нежели приносят прибыль. Мы просто обсуждали с нашими коллегами как сделать так, чтобы бульвар был более интересен и насыщен жизнью. Сегодня правильно спроектированные по специальному проекту дорогостоящие павильоны являются украшением многих европейских городов. Для нас важно, чтобы павильоны выглядели красиво и при этом сохраняли концептуальное единообразие. Если у города они вызовут резкое отторжение, мы от них откажемся, но считаем, что они оживят территорию и дадут дополнительные рабочие места и никак не усугубят ситуацию».
Скамейки «Яблоки» уже прогремели в интернете.
«Нас обвиняют в рекламе известной американской компании, на самом деле всё просто: яблоко выбрано одним из символов сочинского ЦУМа, понятный объект, который легко запоминается. Почему был сделать выбор — сохранится интрига до открытия обновлённого магазина. Все ответы будут внутри него. Скамейка в виде яблока имеет такую форму только по одной простой причине — чтобы было удобно присесть: на круглое яблоко сесть тяжелее, — объяснил руководитель компании RMG».
Больной вопрос проекта — нехватка парковочных мест, хотя небольшое их количество запроектировано по периметру участка. Компании RMG относится к сочинскому универмагу как к объекту сложившейся городской среды, именно поэтому здесь проблематично выполнить требуемый норматив.
«В то же время во многих российских городах складывается тенденция сокращения количества автомобилей в пользу увеличения общественных пространств и развития общественного транспорта. Поэтому создание парковок — это значит отдать город автомобилю, что не совсем правильно, особенно в сложившейся ситуации с пешеходным потоком, который существует и без автомобильного движения», — уверен Марат Маратович.
Руководство компании RMG особо подчёркивает, что, являясь абсолютно не костной структурой, они открыты для конструктивной критики и предложений в рамках заданного вектора базовой концепции. Именно поэтому был объявлен конкурс новых идей, в котором каждый может представить своё видение прилегающей к старейшему универмагу Сочи территории. Работы будут приниматься в течение трех месяцев: с 1 апреля по 1 июля 2015 года. Открытое голосование пройдет на сайте ЦУМа и в социальных сетях Универмага Вконтакте и Facebook. Каждые 2 недели будут подводиться промежуточные итоги Голосования и Конкурса Идей, а 3 июля будет объявлена тройка победителей. Авторы лучших проектов будут торжественно награждены специальными призами, а их идеи получат шанс на воплощение в жизнь.
Планируется, что полное обновление сочинского универмага и прилегающей территории завершится к чемпионату мира по футболу 2018 года.
В заключение глава компании RMG Марат Савелов подчеркнул:
«Мы готовы к длительной и кропотливой работе с городом и горожанами, чтобы убедить их в нашей правоте, но мы не остановимся, и в любом случае территория будет преображаться. Мы терпеливы и очень уважительно относимся к мнению жителей и руководства города. Мы отдаем себе отчет, что город только со временем начнёт осознавать важность общественных пространств. Во многом нужно с этой мыслью свыкнуться, обдумать её, понять и поверить, что мы такое сможем сделать. Это определённый кредит доверия, потому что место знаковое. Однако мы уверены, что сможем заразить город своим энтузиазмом».