Site icon Архитектура Сочи

Так строился Сочи

Г. Ф. Корольков,
председатель Общества СГИПБПОО малолетних жертв незаконных политрепрессий 1920–1950 гг., член Союза журналистов России;
Татьяна Королькова, соавтор.

Под таким названием в Музее истории города-курорта Сочи прошло мероприятие памяти Александра Денисовича Метелёва, выдающегося государственного деятеля России, который в 30-е годы прошлого века внёс значительный вклад в развитие Сочи, приуроченное к 120-летию со дня его рождения. Мы проходим по улицам, пробегаем взглядом по знакомым зданиям и, конечно, не задумываемся, каким трудом это создавалось. Именно А.Д. Метелёв, который в период с 1933 по 1937 год занимал должность уполномоченного ЦИК и СНК СССР по курортным вопросам в Сочинском районе, руководил работами по реконструкции курорта.

Исполняющая обязанности директора музея А.В. Гусева предоставила слово старшему научному сотруднику Н. Герасимовой, которая сообщила, что работа сотрудниками музея была проделана большая. Они скрупулёзно собирали документы и материалы тех лет. Обобщенные и систематизированные, они стали доступны сочинцам. А.Д. Метелёв, талантливый организатор и руководитель Всесоюзной ударной курортной стройки 2-й пятилетки в г.Сочи, нашел гениальные подходы к архитектурно-строительным решениям и срокам их реализации. Он привлёк для этой цели лучших зодчих страны с мировыми именами и вместе со строителями – как сочинцами, так и прибывшими по оргнабору, – успешно справился с реализацией плана I этапа генплана по реконструкции курорта Сочи – Мацеста, став одним из его отцов-основателей.

Интересно, что в Сочи при строительстве впервые применили асфальтирование. 1 июля 1934 года на Бзугу состоялся пуск первого в Союзе асфальтобетонного завода, целиком изготовленного на предприятиях отечественной промышленности.

Работа Метелёва на десятки лет вперед определила развитие Сочи. В годы индустриализации, когда на карте страны появлялись масштабные проекты – Турксиб, Магнитка, Днепрогэс, – в Сочи насчитывалось 17,5 тысяч жителей, 6 госсанаториев, 21 учреждение курортного типа. Городское хозяйство было в упадке.

Но стране нужен был хороший курорт. И в начале 1930-х годов принимается решение о полной реконструкции Сочи.

Как отмечает в своих работах краевед В.Н. Костиников, А.Д. Метелёву, которого назначили руководить этим процессом, пришлось начинать практически с нуля.

«В то время некоторые санатории на своей территории совершенно не имели воды и вынуждены были привозить её за 3-5 верст. Дождевые воды, собираемые с крыши зданий в цистерны, коими питаются 25 процентов населения, сравнительно удовлетворительного качества, но вод этих крайне недостаточно», – говорилось в докладе сочинского курортного управления.

Отправной точкой реконструкции стало постановление №30 Совета народных комиссаров СССР о включении в список ударных строек строительство курорта Сочи – Мацеста. Дата рождения этого документа – 8 января 1934 года. В нем говорилось о предстоящем сооружении водопровода, электростанции, системы канализации, автомагистрали Сочи – Мацеста – Гагра, коллектора по отводу мацестинских вод, организации пароходного сообщения между портами Сочи и Сухуми. В этом же постановлении Наркомснабу предписывалось с 1 января 1934 года начать снабжение рабочих и инженерно-технических работников перечисленных строительств продуктами питания и промтоварами по списку №1. Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что план реконструкции по своим масштабам был грандиозным, беспримерным в истории курортного дела. Осью строительства стал в 1934 году Курортный проспект, называвшийся тогда автомагистралью Сочи – Мацеста – Гагра, а потом – Сталинским проспектом.

В июне 1934 года последовало распоряжение председателя ВЦИК М.И. Калинина о выделении Сочи «в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с подчинением сочинского горсовета непосредственно Азово-Черноморскому крайисполкому».

А.Д.Метелёв был наделён большими полномочиями, ему подчинялись горисполком, курортное управление, все службы города. При нём было создано управление с первоначальным штатом в 38 человек, на которое было возложено регулирование курортного строительства; благоустройство домов отдыха и санаториев, отведение участков под новое курортное и лечебное строительство; наблюдение за должным состоянием водопровода, канализации, освещения, путей сообщения курорта. Иными словами, это был орган, который сразу заявил о себе. Местные учреждения оказались в зависимости от управления уполномоченного хотя бы потому, что через него шло финансирование курортного строительства. Но даже не это главное. А.Д. Метелёв был человеком, мыслящим масштабно и по-государственному. Он сумел сконцентрировать в Сочи усилия многих высококлассных специалистов, поднял планку требований к строительству курорта до мировых стандартов. Александр Денисович живо интересовался зарубежным опытом курортного строительства. Для этого он использовал советские торговые представительства за рубежом. Его интересовало всё, даже, казалось бы, несущественные мелочи. Вот, например, телеграмма, отправленная 21 октября 1935 г.:

«Америка, Нью-Йорк, Амторг, т. Боеву. Уважаемый Иван Васильевич! Пользуясь случаем, прошу тебя прислать ещё рекламный материал американских курортов, и особенно хотелось бы иметь фотографии калифорнийских дорог и, если возможно, рецепт покраски дорожной белой полосы по асфальтобетону… Дружеский привет. Уважающий тебя А. Метелёв».

Через день следует новая просьба:

«Вышлите фотографии виадука Пасадены, возможно, других железнодорожных виадуков, необходимых в использовании строительства наших виадуков…».

Исключительно разнообразна была деятельность А.Д.Метелёва на самом курорте. В сочинском архиве сохранились тексты выступлений, телеграмм, распоряжений уполномоченного. Стиль работы – строгий, административный, в соответствии со стилем эпохи. Административно-мобилизационная система требовала энергичных организаторов, сочетавших своей работе метод «кнута и пряника». А.Д. Метелёв в полной мере отвечал этим критериям. К тому же его вера в светлое будущее курорта была искренней.

Уполномоченный ЦИК СССР не стал ждать уточнения и утверждения всех планов и сопутствующих документов и энергично приступил к работе. Его первым приказом от 4 декабря 1933 года стал следующий:

«В целях упорядочения курортного строительства в Сочинском районе в соответствии с Постановлением Президиума ЦИК СССР и СНК СССР от 17 октября 1933г. с сего числа отвод участков под всякого рода застройку (курортное, лечебное, санаторное, коммунальное, социально-бытовое и проч. строительство) может производиться исключительно с моего разрешения по представлению: а) генерального плана застройки участка; б) эскизного или технического проекта возводимых сооружений в) краткой пояснительной записки».

Приведенный нами полностью приказ сразу же сосредоточил в руках уполномоченного контроль за отводом земли под строительство, наблюдение за характером строительных работ. Это имело принципиальное значение. (А.Черкасов, V-IX).

В 1934 – 1935 годах шли ударные работы. При этом архитекторы нашли возможность сохранить старые здания и парки. По приглашению Метелёва над обликом Сочи работали и знаменитые художники: П. Кончаловский, О. Малютина, А. Куприн, Машков. Усилиями Метелёва в Сочи открыли филиал Пятигорского института курортологии.

– Город менялся на глазах, – продолжила Н. Герасимова. – В те годы была введена охрана на водозаборе, создана там лаборатория, в центре города ликвидировали многолетнюю свалку, стали использовать заготовленный в достаточном количестве лед для охлаждения и сохранения продуктов питания, т.к. холодильники отсутствовали. Было обычным делом, что в Сочи в летний период возникали в разных местах очаги желудочно-кишечных заболеваний. Раньше на это не обращали особое внимание. Но теперь со стороны управления уполномоченного принимались активные меры по ликвидации очагов.

Чтобы представить размах работ по реконструкции, строительству, архитектуре, живописи на курорте в указанные годы, приведем часть их перечня, в том числе из справки архива администрации Сочи, выданной по нашему запросу:

«Ввод в эксплуатацию инженерных сооружений: Верещагинский и Мацестинский виадуки; Сталинский (ныне – Курортный) проспект; Ривьерский мост через реку Сочи; шоссе от реки Агура на гору Большой Ахун; смотровая башня на горе Большой Ахун; ввод в эксплуатацию объектов санаторно-курортного комплекса – санаториев им. Ворошилова, им.Орджоникидзе, им. Цурюпы, «Правда», «Приморье», «Восход», «Голубая горка», «Мыс Видный», «Кавказ» и другие; коммунальное хозяйство – городской водопровод, первая очередь канализации, реконструирована электростанция; объекты пищевой промышленности – мясокомбинат, хлебозавод, завод безалкогольных напитков; объекты культуры: здания Художественного музея, музей им. Н. Островского; научные учреждения: НИЦ курортологии и реабилитации.»

Кроме того, реконструировано большое количество старых здравниц, комплекс лечебниц «Мацеста». С именем А.Д. Метелёва связано строительство морского порта и вокзала, Зимнего и Летнего театров и ряда санаториев, введенных в эксплуатацию до начала Великой Отечественной войны, а также создание пароходства.

В завершение Н. Герасимова сообщила, что несмотря на большие успехи в строительстве курорта, Метелёв чувствовал на себе пристальное «око». В 1937 г. прошли аресты: Шеболдаев – секретарь крайкома, Шадунц – председатель КПК по КК, Гутман – секретарь сочинского ГК. Позже был арестован сам А.Д. Метелёв. За несколько месяцев до ареста 8 января 1937 года он выступил на пленуме сочинского горкома ВКП (б), где говорил, что надо строить так чтобы не занять плохими стройками хороших земель и не испортить город, что нужно сохранять старую архитектуру и строить новую. Подверглись репрессии жена Александра Денисовича Анна, которая работала с ним, и его двоюродный брат, Коновалов Фёдор Тимофеевич, заведующий Сочинской библиотекой им. Пушкина. Из семьи осталась в живых дочь Метелёва – Тамара Александровна.

Позже его внучка Елена получила доступ к архивам ФСБ РФ по своему деду, который был расстрелян в Москве в декабре 1937 г. и реабилитирован посмертно 13.10.1955 г. Елена передала Музею истории города Сочи много семейных фотографий, а по запросу нашего Общества СГИПБПОО – малолетних жертв незаконных политрепрессий 1920–1950 гг. – переслала нам справку о реабилитации А.Д. Метелёва, что помогло нам в комиссии по топонимике г. Сочи решить положительно вопрос о наименовании его именем улицы в Хостинском районе Сочи возле улицы Фабрициуса, что было поддержано письмами в администрацию Сочи и топонимическую комиссию со стороны краснодарского общества «Мемориал» (председатель С. Кропачев) и московского «Сахаров-центра» (директор А. Рогинский). Кроме того, директором Художественного музея города Сочи – скульптором П. Хрисановым – в 2012 году на благотворительной основе был отлит бюст А.Д. Метелёва, который подарен детской музыкальной вечерней школе, где ранее находилась служебная квартира Метелёва.

Далее слово было предоставлено другому выступающему – писательнице Калюжной Елене Григорьевне, – она прочла своё стихотворение, посвящённое А.Д. Метелёву и затем ещё несколько своих произведений, посвящённых Сочи – городу своего детства. Закрыла мероприятие исполняющая обязанности директора музея Алла Гусева.

«Архитектура Сочи»

источник: sochi-news.ru

4.5/5 - (25 голосов)
Exit mobile version