Архитектор: Б.В. Ефимович
Завершение строительства: 1934 или 1935
Бытует расхожее мнение, что в период большой реконструкции курорта Сочи-Мацеста в 1930-х гг. новый город «почти с нуля» построен в неоклассическом, так называемом «сталинском», стиле. Но это не совсем так…
Первые советские здравницы начали строить уже в конце 1920-х, тогда как Генплан, провозгласивший основные принципы реконструкции курорта, был принят только в 1933 году. А если добавить ещё и удаленность от столицы и большие сроки подготовительных работ по расчистке территории и строительства крупных санаторных комплексов, то не удивительно, что в Сочи немало санаториев построено в стиле конструктивизма и постконструктивизма. Хотя часть из них и была по возможности максимально приближена в отделке к новым веяниям в архитектуре.
Одним из них был санаторий Наркомата водного транспорта СССР, получивший в 1947 году название «Новая Ривьера» в противовес дореволюционной «Кавказской Ривьере», рядом с которым он был построен. В 1956 году комплекс был переименован в «Лазурный берег», а в 1962 году вошёл в состав санатория «Кавказская Ривьера».
К сожалению, в 1990-х годах весь комплекс «Кавказской Ривьеры» попал в руки Брынцалова. Памятниками архитектуры федерального значения были только дореволюционные корпуса, а вот часть комплекса, построенная по проекту Б.В. Ефимовича была снесена в 2003 году целенаправленным взрывом.
В книге Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста (очерк архитектуры)» (1950 г.) сохранилось описание санатория «Новая Ривьера» и план 1 этажа:
«Новые южные корпуса санатория «Ривьеры» построены в 1936 году1 по проекту архитектора Б. В. Ефимовича. Как и старые здания комплекса, они занимают в Сочи исключительное по своему расположению место. Нет на курорте второго санатория, который помещался бы так близко к морю, непосредственно у пляжа.
В настоящее время пляж значительно расширился, но при начале строительства во время сильного прибоя брызги волн долетали до окон спальных комнат. Прекрасный вид и морские бризы придают этим комнатам особые достоинства, привлекающие больных.
Новые корпуса находятся на мысу, небольшом участке берега, расположенном между рекой Сочи и морем. Они состоят из двух основных частей: вытянутого вдоль моря четырёхэтажного корпуса спален, переходящего в семиэтажный объем, и круглого двухэтажного корпуса столовой. Между ними сделан по второму этажу остекленный переход.
Градостроительное значение санатория определяется тем, что он хорошо виден с моря и включается в морской «фасад города»; кроме того, он виден из многих точек самого города, особенно в более высоких частях территории, и с городского участка Сталинского проспекта. В обоих случаях, выступая рядом с невысокой городской застройкой, большие здания санатория придают ансамблю новые черты более значительного масштаба и единства.
Основные формы корпусов санатория приближаются к простым геометрическим телам. Их сочетание соответствует динамической, форме мыса, конфигурации участка, назначению корпусов. Круглая столовая с опоясывающими её балконами и частично плоской кровлей создаёт наилучшие условия для обозрения открывающихся отсюда видов на море, на город и горные склоны.
В высоком корпусе находятся холлы и другие помещения общественного характера; жилые комнаты здесь более поместительны. Однородный горизонтальный корпус соответствует однотипным помещениям: нормальным жилым комнатам. Лечебная группа расположена частично в цокольном этаже (ванные, душевые), частично в первом (физиотерапевтическое отделение). Вне корпуса санатория находятся рентген и лаборатория, что не составляет особого недостатка, поскольку больные пользуются ими 1—3 раза за время пребывания на курорте.
Архитектура санатория имеет ряд недостатков, типичных для произведений того времени, возникших под воздействием «конструктивизма»: в ней есть «коробочность», геометризм, бедность художественного языка. В качестве главного средства для повышения пластической выразительности основных объёмов служат многочисленные балконы и поддерживающие их своеобразные кронштейны, имеющие вид больших гладких выкружек.
Проходя непрерывными линиями по всем этажам фасада, балконы действительно сообщают фасадам пространственное богатство, несмотря на отсутствие более проработанных деталей.
Значительный вынос балкона (1,92 м) предохраняет комнаты от излишнего нагревания солнцем.
Ограждения балконов, выполненные из тонких стержней и труб, напоминают перила пароходных палуб; при общем преобладании в архитектуре технических форм здание имеет нечто общее с корабельной архитектурой, с тем бодрым спортивным тоном, который присущ последней. Вместе с тем архитектурная оголённость конструкций вносит черты жёсткости и неуютности в облик санатория.
В последние годы по фасаду здания разрослась вьющаяся зелень, которая поднялась выше третьего этажа. Она образует лёгкую приятную тень на балконах и значительно уменьшает нагрев жилых комнат.
Планировка участка, имеющего ценную растительность, высокие подпорные стенки разрастающегося пляжа придают всему комплексу дополнительные своеобразные черты.
Интерьер наиболее интересен в здании столовой. Средняя часть обеденного зала сделана двухсветной и перекрыта куполом. В центре столовой устроен фонтан, работающий в часы функционирования столовой. В знойное летнее время особенно приятны его прохлада и журчание воды.
Поскольку столовая соединена с кухней и другими производственными и складскими помещениями посредством утепленного перехода, санаторий является примером блочной системы застройки.
Жилая группа имеет одноместных комнат—11, двухместных—77, трёхместных—2, четырёхместных—15, люксов—5. Наибольшей популярностью у больных пользуются двухместные комнаты, обращённые к морю. Каждая комната имеет индивидуальный умывальник. В люксах — отдельные санитарные узлы.»
Сейчас разрабатывается проект высотной застройки на этом месте. Но это уже совсем другая история.
- В книге указан 1936 год, как дата строительства санатория, однако, существуют его фотографии, датируемые 1935 годом, на которых уже видны отдыхающие ↩