Site icon Архитектура Сочи

Дмитрий Кривошапка: Философия порядка в ландшафте

Сочинский стиль озеленения – это не только история о красоте городских садов, но и история о их создании, о готовности к большому труду и необыкновенной выдержанности в работе.

Третье интервью о Сочинском стиле озеленения с Дмитрием Ивановичем Кривошапка рады представить Вам, дорогие читатели. Дмитрий Иванович — большой талант, ландшафтный мастер, работавший с Сергеем Ильичом Венчаговым в 1990-е годы, также искусствовед и краевед города-курорта Сочи.

– Представьтесь, пожалуйста, расскажите о себе.

– Зовут меня Дмитрий Иванович Кривошапка, я много лет занимаюсь цветоводством и озеленением. Учился в Адлерском государственном лицее, в последствии занимался ландшафтным проектированием. Много лет работы отдал саду-музею «Дерево дружбы». В студенческие годы познакомился с Сергеем Ильичом Венчаговым. Он был уже известным ландшафтным мастером нашего города, это был 1993 год. И до самых последних дней его жизни мы были знакомы. Татьяна Константиновна Никитина познакомила нас, когда мы приезжали на практику из Адлера. Озеленяли небольшие участки. В основном сотрудничество было в гостинице «Жемчужина», где открывались выставки цветов, без участия Сергея Ильича они не проходили. Михаил Дмитриевич Тонконог – большой друг Сергея Ильича – наш мастер аранжировщик, с которым мне довелось много лет работать.

– Сейчас мы находимся рядом с «Фитофантазией», это уникальный городской сад Сочи, созданный в Сочинском стиле озеленения. Расскажите, пожалуйста,  об этом саде.

Уголок «Фитофантазия» появился в начале 90-х годов – фантазия из природного материала с использованием экзотических растений, рекомендованных для парков юга.  Сад вобрал в себя богатейший опыт Сергея Ильича. Он много лет вынашивал идеи, собирал материалы, исследовал растения, был знаком со многими специалистами ВНИИ цветоводства и горного садоводства. Именно здесь мы можем увидеть яркие примеры Сочинского стиля озеленения.

– «Фитофантазия» как зелёный уголок города встречается в различных материалах более раннего периода.

– До 90-х годов здесь были парники и теплицы, в которых выращивались цветы для артистов Зимнего театра. Они пришли в негодность. Сергей Ильич решил территорию благоустроить. Именно в этот период я работал с Сергеем Ильичом в качестве рабочего, подмастерья. Для меня это было начало профессионального пути. Работать было непросто, так как Сергей Ильич был бескомпромиссным, человеком дела. Работал руками.

«Фитофантазия» — уникальный сад, здесь на маленьком участке собрана коллекция уникальных растений – красивоцветущих и декоративно оформленных, суккулентные растения, агавы хорошо вписались в ландшафт, кактусы, алое, хвойные растения. Акцентом стали, конечно, красивоцветущие растения – лианы, кустарники и луковичные, ковровые, травянистые. Обязательное условие их применения – создание элемента яркого пятна. К этому добавьте необычные полы – из песчаника, известняка колотого, спилы, стеклоблоки.

– Стеклоблоки – материал, который выделяется из всего перечисленного как очень необычный. Небольшой кусочек такого оформления можно увидеть в «Фитофантазии», где еще этот материал применялся?

– Большие участки были на ДЦК в Мацесте, к сожалению, они не сохранились.

– Сейчас этот материал не выглядит по-особенному, сама идея превосходная.

– Материал применялся как имитация воды, прозрачности. Конечно, сейчас это старый материал, потерявший свой вид. Понимаете, такие сады требуют постоянного ухода, повышенного внимания.

Сам по себе сад не существует, это продолжение мысли и чувств ландшафтного мастера, создателя сада. Потому сад, оставленный без внимания и заботы, погибает. То, что мы сегодня и имеем. Восстанавливать его уже очень трудно.

– Если попробовать это сделать, ведь сады Сергея Ильича уникальны на всей территории России, что для этого нужно?

– Первое – понять органично, как это всё видел Сергей Ильич. Это его стиль и почерк. У каждого из нас, работавших с мастером, свой почерк. Вы знаете прекрасно, у него не было учеников. Свое видение он не передавал, как, скажем, это делают другие мастера – готовят приемника, который впоследствии продолжает идеи и мысли автора.

– Обсуждались ли эти вопросы с Сергеем Ильичом?

– Не обсуждал этот вопрос с нами, декораторами. Все внутри себя. Смотри, смотри… смотри, как я делаю. Это большое упущение, конечно. Ему нужно было подготавливать достойную смену людей. Сейчас важно в работе над его садами – увидеть самого мастера, как бы сделал именно он. Шаг влево, шаг вправо – это уже другая история, и виден почерк другого мастера.

реконструкция дворика зала органной и камерной музыки
– Расскажите про свой опыт реконструкции дворика зала органной и камерной музыки?

– Реконструкцией заниматься очень трудно, легче с белого листа – здесь может проявиться всё твоё творчество. Когда занимаешься реконструкцией – всё время нужно думать, как бы хотел это сделать мастер, который закладывал сад. Чтобы было очень органично, гармонично. Подобрать ассортимент именно тех растений, которые либо здесь росли и утрачены, либо они должны не резонировать, быть органичными с той композицией, которую заложил мастер. Участок сада Огранного зала был очень запущен, много лет за ним никто не ухаживал, почти всё было утрачено. Оставались только консоли на опорах, стены в своёвремя были полностью декорированы лианами.  Здание стали красить, ремонтировать – все лианы обрубили. Стояла задача – снова запустить растения на стены. Сам участок сильно зарос плющом. Аукубы переросли, потеряли форму. Надо было их кронировать, делать омолаживающую обрезку.

Особенность стиля Венчагова – высадка на лето теплолюбивых горшечных растений как маленьких вкраплений.  Пришлось искать, черенковать, выращивать. Восстанавливать посадочный материал. И получилось. Нужно было сделать расчистку участка, выявить, где был ручей, чтобы снова его воссоздать. Выявить, где стояли консоли.

дворик зала органной и камерной музыки сегодня
– Как восстанавливался облик дворика?

– По фотографиям. Их сохранилось немного. Но я хорошо помнил этот сад. Много растений высаживал во время реконструкции: кардилины, аукубы, кактусы, алиссум сеял – появились маленькие вкрапления.

– В каком году проводились работы по реконструкции дворика?

– В 2009 начались. Закончились в 2014 году. Это была моя нагрузка помимо основной работы. Все рабочие процессы в саду велись мной вечером. Каждый вечер – прополка, полив, подсадка, подрезка. Для того чтобы восстановить сад, я ездил в хозяйства ДЦК на Мацесте и покупал какое-то количество цветочного материала (примулы, виолы). Добился того, чтобы для этих целей выделили небольшую сумму денег, машину. В результате, после проведенных работ, все увидели оживший сад. Сейчас он снова запущен и много растений выпало. Потому что не нашли человека, который бы продолжал идею, то, что было заложено мной во время реконструкции. Просто поливать – это очень мало для сада.

дворик зала органной и камерной музыки сегодня
– Нужен человек, который будет не только проводить стандартные работы, но и будет понимать сам сад, его особенности?

– До того, как я начал заниматься двориком зала органной музыки, им занималась уборщица. Она посадила хвойные растения между консолей.  Сад надо было очень серьезно реконструировать: выкапывать целые деревья, освобождать участок от лишних материалов.

Сегодня дворик также находится на содержании силами сотрудников, средства не выделяются, волонтерская помощь не оказывается, растения выпадают, появляются проплешины, которые требуется скрыть, посадочного материала нет, — комментарий администрации.

– Дмитрий Иванович, если говорить о Сочинском стиле озеленения в целом, то какой он? Насколько он актуален и нужен городу сегодня?

– Работы в стиле Венчагова – это и есть Сочинский стиль. Его особенности – природный материал, органично декорированный черноморскими экзотами, даже аборигенными растениями. У Сергея Ильича смешанные приёмы озеленения. Он ушел от простых рабаток, показал красоту природы. Его работы украсили город очень сильно. Особенность – в других городах этого нет. И создать это невозможно, в том числе и по климатическим условиям. Глициния на сосне – потрясающий водопад с гроздями, еще и душистый. Водопад жасмина месне, зелень плюща, фикуса пумила, декорирующего песчаник… сухая кладка и без растений красива, художественна, но совместно с растениями создается неповторимый облик. Такой стиль органично связан с природой – скалы, сложенные породы песчаника, между ними растения. Также мы видим это и в центре города, там, где создан искусственный ландшафт. Такие сады, уголки – высокохудожественные и высоко эстетичные. На них хочется смотреть, они создают настроение. В них есть своя философия. Сергей Ильич применял целый набор собственных приёмов.

дворик зала органной и камерной музыки сегодня

 

– Можете рассказать о приёмах подробнее?

– Использование разных пород камней. Из более крупных камней (песчаник мегалитный) делаются подпорные стены, с другой стороны эти стены облицовываются пористым материалом ракушечника, получаются сады – атриумы, разграничители пространства. Если на песчаник можно пустить плющ и больше ничего, то в ракушечнике можно сделать углубления, насыпать в них земли и высадить разные растения – почвопокровные, ампельные. Этот прием сильно расширил ассортимент растений для оформления стен. Вертикальному озеленению в садах Венчагова уделено большое внимание.

Следующий приём оформления – это столбы. Они могут быть металлические, облицованные вокруг плоской круглой галькой, стволы пальмы, которую обвивают разные лианы. Такие элементы задают в саду вертикали. Сергей Ильич очень гармонично использует различные лианы – однолетние и многолетние.

Следующее направление – полы. Либо они деревянные, либо это мощение из камня разного размера, притирающиеся друг к другу, разного цвета (сланец, песчаник, ракушечник, стекло). На бетон посаженная каменная крошка, колотые породы. Это все задает многосложность пространства. Большое внимание уделяется композициям, сделанным в оригинальных кладках: цветники разной формы, выполненные из камня либо коры пробкового дуба, либо из бамбука, из плотных материалов.

Применение консолей, необычные сочетания материалов на стене с декорированием композициями из лозы, бамбука, коры, фрагменты листьев пальм и сами листья пальм. Коряги бука, дуба, сплетенные между собой проволокой. И на всю эту композицию еще пускаются растения, вставляются в горшочках.

дворик зала органной и камерной музыки сегодня

 

Применение углублений, ниш, на которые ставится керамика разбитая, завёрнутый кувшин, в нем на лето Сергей Ильич высаживает пеларгонию. Она создает массу. Настроение у художника каждый день разное, он поставил рядом небольшую вазочку с водой и срезал туда веточку цветущей азалии – природная композиция. Завтра он туда поставил два нарцисса, цветок крупного гипиаструма, три незабудочки. Он шёл, сорвал и добавил нежный букетик. Из вазочки вытекает вот такой орнамент. Постоянная смена. В «Фитофантазии» у него была целая стеночка, где он делал каждый день живые аранжировки. Сломался тюльпанчик или веточка, он сделал обрезку основных композиций, их оживление – у него набралась корзина каких-то фрагментов. Мастер продлевает им жизнь – создавая из них ещё композиции. Это просто. Но к этому плюс сама аранжировка – сделаны заготовки, мастер по канонам создаёт красивые композиции и оживляет ниши двумя тремя работами. Фантазия – постоянно живая экспозиция. Именно это и привлекало других мастеров со всего союза.

дворик зала органной и камерной музыки сегодня
– Как вы отнесетесь к идее восстановить, реставрировать «Фитофантазию»?

– Это сложная идея. К этому нужно очень серьёзно подойти. Я уже рассказывал, насколько это сложно – реставрировать сады. Но это безумно интересно. Постараться приблизиться к задумке автора. В точности уже трудно будет все восстановить, но развить тему, используя наработанный опыт Сергея Ильича, возможно. Коллективная работа, объединение, тех, кто связан был с мастером, работал с ним. Кто-то бы поделился посадочным материалом, кто-то непосредственно бы посадил, кто-то сплёл и добавил в сад органичные композиции. Сообща найти общее решение. Посмотреть одного, второго, третьего – как делал Фёдор Михайлович Зорин, также Сергей Ильич. «Идите–ка, посмотрите, что-то нужно добавить или убрать?» — говорил Сергей Ильич. Каждый выскажет своё мнение, когда будет высказано все мнение – можно будет прийти к общему знаменателю и найти лучшее из того, что было представлено.

Необходимо сохранить стационарные знаковые места «Фитофантазии». Агавы, посаженные мастером. Конечно, ничего нет вечного, нет вечно цветущего и вечно зелёного. Когда-то придется делать  реконструкцию. Но чтобы она была достойна, не хуже того, что есть. Для этого нужно вести фотонаблюдения, снимать постоянно участок. Иметь перед собой фотографии, чтобы можно было сравнивать. Если что-то выпало – вы могли заменить. На память полагаться очень трудно. Фотодокументальная летопись должна быть. Она велась. Сергей Ильич любил, когда он сделает какой-то уголочек, чтобы сфотографировали его. Это должно быть в каталоге.

– Какое состояние  «Фитофантазии» сегодня на ваш взгляд? С чем мы сегодня имеем дело?

– «Фитофантазия» просто погибает. Она исчезает.

Здесь нет постоянно работающего ландшафтного мастера, который должен сохранять и реконструировать и продолжать жизнь этого объекта. Должны выделяться средства, сам по себе он существовать не сможет. Здесь должны проводиться весенние и осенние работы регулярно. Посадка осенью луковиц, весеннецветущих растений. Весной менять на летний ассортимент – высаживать теплолюбивые, ковровые. Материал должен быть, ассортимент должен быть. Он должен быть в избытке, чтобы можно было выбирать. Подбирать по цвету, по тону, по гамме. Для этих целей нужна отапливаемая теплица. Сергей Ильич очень любил уникальные растения, непохожие, единичные.

Создавать уголки в стиле Сергея Ильича. Как бы он этого хотел. Он хотел, чтобы было продолжение. Кроме того, чтобы иметь знания, нужно это все любить. Порой вкладывается не только опыт, но и время.

дворик зала органной и камерной музыки сегодня
– Какое значение имеет «Фитофантазии» сегодня для города-курорта?

– «Фитофантазия» – это лаборатория садово-паркового искусства. Опыт нужно передавать.  Должны проводиться грамотные экскурсии, где объясняется стиль, раскрывается, как это было в 90-е годы. Чтобы сюда приходили экскурсоводы, люди, которые занимаются ландшафтным озеленением, чтобы этот опыт передавался. Мы видим здесь с вами приёмы – давайте эти приёмы сохранять и приумножать на других объектах.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
4.9/5 - (44 голоса)
Exit mobile version