Site icon Архитектура Сочи

Сочинское наследие Дюрэна

Г.А. Солтани,
вед.науч.сотр в ФГУ «НИИгорлесэкол»

Пандемия коронавируса показала, что все люди Земли связаны между собой: от торговки с рынка Ухани до королевских особ и президентов. Так же связаны мы все и культурным наследием.

Сочи изначально называли Кавказской Ривьерой. Помимо схожего климата, рукотворного зелёного убранства города, есть у нас прямая связь с Французской Национальной школой декоративного искусства. Культурным порталом, позволяющим нам прикоснуться к историко-культурному наследию Европы, является парк «Дендрарий». Парк, заложенный в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым, был украшен беседками, высокохудожественными декоративными фонтанами, скульптурами, и вазами. Большинство из них были изготовлены франко-итальянской фирмой Антуана Дюрэна, о чём свидетельствуют фирменные знаки на их основании.

Антуан Дюрэн (Antonie Durenne, 1822 – 1895) является одним из основателей французской Высшей национальной школы декоративного искусства.

В 19 лет Антуан Дюрэн закончил Школу декоративно-прикладного искусства в Анже, а ещё через год Школу изящных искусств. В середине XIX века он купил литейный завод в Сомвуаре (Сомревуаре — Sommevoire). Панно, гербы, изгороди, ограды, ворота, садовая мебель, надгробия, трубы, котлы, раковины, лестницы, навесы, фонари, вазы, скульптуры и фонтаны из чугуна и бронзы – неполный перечень изделий завода декоративного чугунного литья в Сомвуаре. Антуана Дюрэна.

Освоив декоративное литье из бронзы и чугуна, он создавал многочисленные копии высокохудожественных образцов, которые помимо красоты обладали бесспорным техническим качеством. Благодаря этому чугун и орнамент приобрели свой дворянский титул. Предприятие Дюрэна было настолько успешным, что оно в последствии поглотило знаменитые литейные заводы Ducel и Val d’Osne. За высокое качество чугунный завод Сомвуар награжден на всемирных выставках в 1867 году и в 1900 году в Париже, в 1873 году в Вене. Полвека назад завод был куплен фирмой GHM, которая сегодня продолжает изготовление уличной мебели и декоративного чугуна.

Обложка каталогов Дюрэн

На фирме Дюрэна скульпторы не только создавали высокохудожественные произведений искусства, но и брали за основу для своих работ лучшие образцы мирового искусства и, немного видоизменяя. Массово воссозданные в металле работы завода А. Дюрэна украшают города не только во Франции, но и в Великобритании (фонтан Росс в Эдинбурге), США (фонтан Капитолия в Вашингтоне), а также в Канаде, Испании, Венесуэле, Колумбии, Гвинее. В собрании всемирно известного Парижского музея Орсэ (Musée d’Orsay) сейчас хранится более 700 дюрэновских гипсовых моделей.

Свою продукцию Антуан Дюрэн представлял в каталогах, которые насчитывали до 300 страниц. Создавая свой парк клиент выбрал из каталога, которые подходили для выражения его замысла. Так, выбранные Сергеем Николаевичем Худековым, парковые скульптуры, фонтаны и вазы попали на Черноморское побережье Кавказа.

С фирмой Дюрэна сотрудничали лучшие скульпторы и художники Франции конца XIX века: Альберт-Эрнест Керриер-Бельз qu’Albert-Ernest Carrier-Belleuse, Эммануэль Фремье Emmanuel Fremiet, Пьер Луи Руайар Pierre Louis Rouillard, Поль-Эдуар Делабриер Paul-Édouard Delabrièrre, Огюст-Николя Каин Auguste-Nicolas Cain, Матюрин Моро Mathurin Moreau, Огюст Бартольди Auguste Bartholdi, Эжен Хиоль Eugène Hiolle, Гектор Гимар Hector Guimard, Кастеле Béranger Castel Béranger.

Огюст Бартольди прославился созданием скульптуры «Статуя Свободы». Эта скульптура украшает не только берег Америки, но и европейские парки.

источник

Матюрин Моро известен фонтаном «Рождение Афродиты» (изготовленным фирмой Val d’Osne), который украшают города Франции, Мексики и России. Относительно санкт-петербургской дачи в Райволе его редко упоминают, в отличие от парка Ф.К. Сан-Галли в Санкт-Петербурге. В последнем случае скульптура была отлита по модели скульптора на сангальском механическом и чугунолитейном заводе, который производил оборудование для водоснабжения, канализации и парового отопления. Из-за нарушения технологии, фонтан постоянно нуждается в реставрации.

источник

Учителем Матюрэн Моро был Шарль Ромэ Капелларо, который активно сотрудничал с Антуаном Дюрэном.

Сыном Шарля Каппеларо был талантливый скульптор Поль Габриэл Капелларо (Paul-Gabriel Capellaro, (1862-1956). В сочинском «Дендрарии» можно увидеть его работы: скульптуры «Рыбак, готовящийся забросить сеть», «Петух», «Пастушок», копия известной скульптуры «Аталанта».

Более трёхсот лет назад Пьер Лапорт (Pierre Lepautre) воплотил в мраморе образ Аталанты. Фигура украшала парк Марли Людовика XIV в 1714 году. По центру бассейнов парка Карпов (Carpes du parc de Marly) располагались скульптуры Аталанты и Гиппомена.

После Великой французской революции они были перенесены в Лувр. Автором скульптуры Гиппомена был известный королевский скульптор Гийом Кусту (Guillaume ler Coustou), директор французской Королевской академии живописи (1735 год).

Скульптура Мальчик с рыбкой фирмы А. Дюрэна является замечательным подобием работы Мальчик с щукой Boy with a pike известного итальянского скульптора XV века Андреа Вероккьо. Андреа дель Вероккьо (Andrea del Verrocchio) (1435-1488) — итальянский скульптор, живописец и ювелир эпохи Раннего Возрождения. С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В творчестве Верроккьо реалистичные тенденции сочетались с аристократической утончённостью и изысканным декоративизмом форм, анатомическая точность и тщательность моделировки – с острой и изящной угловатостью линий. Верроккьо был учителем многих итальянских художников , среди которых Леонардо да Винчи и Перуджино. Знаменитые рисунки и картины Леонардо во многом основаны на стиле учителя.

Скульптура «Танцовщица» Дюрен в сочинском «Дендрарии» (слева) имеет большое сходство со скульптурой «Эсмеральда» (справа) французского мастера Эдуарда Шарль Мари Уссен (Edouard-Charles-Marie Houssin, 1847-1917).

В каталоге за 1868 год (на 178 странице) можно увидеть изображение 6 моделей ваз.

Именно такие вазы размещены на Главной лестнице «Дендрария». Это не простые модели, а точные копии ваз, украшающих сам Версальский парк!

Ваза со знаками зодиака выполнена выдающимся скульптором и ювелиром времен Людовика XIV Клодом Балле́ном Claude Ballin (1615–1678). В основном его работы были выполнены из серебра, а не из менее ценной бронзы, поэтому их мало сохранилось до наших дней.

источник

источник

Ваза с ручками из химер, стоящих на головах сатиров, с поясом из знаков зодиака и лавровым венком, обрамляющим щит и меч. (Взамен королевских атрибутов, удалённых в 1794 году). выполнена в бронзе 1665 году. Подлинник украшает Южный партер (Партер-дю-Миди) в парке Версаль. Там же находятся ваза с сиренами.

Копия вазы с амурами (фигурки в «Дендрарии» не сохранились), того же автора (1673), была сделана Калла (Calla) в 1852 году.

источник

У вазы с женским лицом в окружении медальонов над раковинами, накрывающими львиные головы с кольцами, должны быть ручки в виде женских сфинксов.

источник

Ваза с двуликим Янусом одна из тринадцати ваз (урн), расположенных на мраморной балюстраде между Северным партером (партером-дю-Нор) и партером д’Эо в Версале.

Фонтан «Амуры», также представлен в каталоге Дюрэна

Знакомых сочинцам львов также можно встретить в Европе. Как и большинство творений известной фирмы, за основу была работа Эдвина Ландсира. Его известные львы украшают Трафальгарскую площадь в Лондоне. Четыре гигантских бронзовых льва, достигающих 6,5 метров в высоту, расположены в основании Колонны Нельсона.

Эдвин Ландсир – знаменитый английский художник роматизма. Он был любимцем высшего общества, в его друзьях числились Диккенс, Теккерей и королева Виктория, собравшая большую коллекцию работ художника и посвятившая его в рыцари.

Ландсир охотно взялся за заказ, рассчитывая воспользоваться слепками с живых львов хранящихся в Туринской академии. По неясным обстоятельствам этому плану не суждено было осуществиться и Ландсиру пришлось использовать в качестве моделей своих кошку и собаку.

Уже не молодой, мучимый проблемами со здоровьем, Ландсир за 9 лет, блестяще выполнил заказ. Львы были отлиты на литейном заводе скульптора Карлом Марочетти Сторожевые львы не являются копиями друг друга, на каждую скульптуру лепилась своя модель. Отлитые из бронзы переплавленных французских пушек, в 1867 году львы с царственным достоинством и гордостью заступили на караул. Согласно легенде они должны ожить, когда знаменитый Биг Бен пробьёт тринадцать раз.

Только одна из статуй львов, расположенных у подножия Мавританской беседки является подлинной скульптурой А. Дюрэнна. Копия была отлита в Армении уже в 60-х годах XX века.

Фонари в каталоге Дюрэна

Сочинское наследие французской Высшей национальной школы декоративного искусства. требует глубокого изучения. Помимо французского наследия в парке представлены работы санкт-петербургской фирмы Ф. К. Сан-Галли (часть ваз, решёток и др.).

Парк в совокупности со скульптурами является объектом историко-культурного наследия и охраняется государством.

Перечень объектов:

Постановление Совета Министров РСФСР от 4.12.1974 г. №624:

Решение Краснодарского крайисполкома от 31.08.1981г. №540

Источники:

• Durenne, Antoine, Fonte de Fer. A Durenne, Maitre de Forges: Edition de 1877 (Serie F), illustrated catalogue (Paris, 1877) Durenne, Антуан, Фонте — де — Фер. Durenne, Мэтр де Форж: Издание де 1877 (Серия F), иллюстрированный каталог (Париж, 1877 г.)
• Fonte de Fer. A Durenne, Maitre de Forges: Edition de 1889 (Serie R), illustrated catalogue (Paris, 1889) Фонте — де — Фер. Durenne, Мэтр де Форж: Издание де 1889 (Серия R), иллюстрированный каталог (Париж, 1889 г.)
• http://www.fontesdart.org/catalogue-durenne-1868/#prettyPhoto/195/ Fonte de fer A. Durenne, maître de forges… Hauts-fourneaux et fonderies à Sommevoire – Album 1868
• Баллен, Клод // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
• Parc de Versailles, Parterre du Midi, Vase, bronze, Claude Ballin, inv1850N°8974 01.jpg https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Parc_de_Versailles,_Parterre_du_Midi,_Vase,_bronze,_Claude_Ballin,_inv1850N%C2%B08974_01.jpg
• Literature : F. Souchal, The French Sculptors of the 17th-18th Centuries, The Reign of Louis XIV, Vol II ; p. 233.
• John Davis, Antique Garden Ornament, 300 years of creativity : Artists, manufacturers & materials ; p. 133-143.
• George Plumptre, Garden Ornament, Five Hundred Years of History and Practice; p. 240.
• Gertrude Jekyll, Garden Ornament; p. 128.
• Rupert van der Werff & Jackie Rees, Miller’s Garden Antiques, How to source & identify; Half-Title + page 30.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (1 голос)
Exit mobile version