Site icon Архитектура Сочи

Краткая аналитическая записка по вопросу преобразования города-курорта Сочи

Краткая аналитическая записка

по вопросу о преобразовании муниципального образования городской округ  город-курорт Сочи.

Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 4766-1 и Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 г. № 337 “О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи” Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.

Согласно Закону Краснодарского края от 19.07.2011 N 2316-КЗ «О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны» город Сочи – является историческим поселением.

В соответствии с законодательством РФ и согласно статье 1 главы 1 Устава Муниципального образования город-курорт Сочи (далее по тексту Устав) территория города Сочи, его уникальные природные богатства и рекреационные возможности являются национальным достоянием Российской Федерации, принадлежат и служат народу.

  1. О порядке планируемого преобразования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, путём разделения на муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и муниципальное образование городской округ Сириус Краснодарского края.

30 октября 2019 года на 27-ой  сессии ЗСК было принято решение создать пгт Сириус в составе МО городской округ город-курорт Сочи.

Согласно Решению Городского Собрания Сочи № 13 от 14 февраля 2020 года на 26 февраля 2020 года назначено проведение общественных слушаний по вопросу преобразования муниципального образования город-курорт Сочи, с вынесением на обсуждение следующего вопроса: «Согласны ли Вы с преобразованием муниципального образования город-курорт Сочи, путём разделения на муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и муниципальное образование городской округ Сириус Краснодарского края?»

  1. Анализ предмета, вынесенного на слушания, и порядка обсуждения
    • Согласно гл.4 статья 12 и статья 13 Устава, права граждан на осуществление местного самоуправления осуществляются посредством участия в местном референдуме. Однако, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, в то время как Сочи является курортом федерального значения, и решение об изменении его границ относится к полномочиям Правительства РФ.
    • Как следует из п.1.2 Приложения 1 к Решению ГСС от 14.02.2020 за № 13, целью деятельности комиссии ГСС по проведению публичных слушаний является выявление мнения населения по вопросу преобразования города Сочи.
    • Согласно ч. 2 статьи 2 Устава, изменение границ города Сочи осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Краснодарского края, федеральных органов государственной власти. Изменение границ не допускается без учета мнения населения города Сочи и осуществляется законом Краснодарского края.
    • Согласно части 1 статьи 18 Устава, публичные слушания, назначаются для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. По пункту 1 части 3 статьи 18 на публичные слушания должны выноситься проект Устава, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав; По пункту 4 части 3 статьи 18 на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании города Сочи;
    • Согласно части 2 статьи 18. Устава, публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Городского Собрания Сочи, назначаются ГСС. Однако из решения ГСС от 13.02.2020 № 13 неясно, кто является инициатором преобразования города Сочи. Федерации (ст. 26 от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) и часть 4 решения ГСС от 25 июля 2006 года № 234) и какой муниципальный акт:

а) Целесообразность проведения публичных слушаний, как и, собственно, самого разделения города Сочи вызывает сомнение, так как, по заявлению Заместителя председателя комитета ГСС по местному самоуправлению Родиона Цырульника, письменное обращение за подписью 892 человек поступило не от инициативной группы граждан, порядок формирования которой определяется ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) и частью 4 Приложения 1 к Решению ГСС от 25 июля 2006 года № 234), где также установлен и перечень материалов, необходимых для проведения процедуры слушаний.

б) Следовательно,   при отсутствии заявления инициативной группы, у ГСС не было необходимости, связанной с обязывающей нормой права, ставить вопрос о разделении города Сочи.

а) Согласно части 3 статьи 18 Устава на публичные слушания должны выноситься проект Устава, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав; Таким образом, предметом назначенных слушаний должен быть муниципальный проект нормативного правового акта в связи с предлагаемым преобразованием города Сочи. Однако на слушания вынесен вопрос населению, не обоснованный проектами муниципальных документов, комплектом документов, указанных в части 4 Приложения 1 к Решению ГСС № 234, и никакими другими аргументами не подкреплённый.

б) Поскольку проект решения ГСС «О преобразовании муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, путём разделения на муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и муниципальное образование городской округ Сириус Краснодарского края» не опубликован, он не может являться предметом публичных слушаний, а значит и целью проведения данных публичных слушаний не может быть обозначенный в п. 5 части 2 решения ГСС от 25 июля 2006 года № 234 учёт мнений общественности при принятии решений органами местного самоуправления муниципального образования, который обязателен в силу положений ч.5.1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) при разделении городского округа, влекущем образование двух и более городских округов.

в) Целью назначенных публичных слушаний, согласно части 2 решения ГСС от 25 июля 2006 года № 234 могло бы стать   указанное в п.1 части 2 решения ГСС от 25 июля 2006 года № 234 информирование общественности и органов местного самоуправления о заключениях экспертов, привлечённых комиссией, по обсуждаемой проблеме, и, согласно п.2 части 2 решения ГСС от 25 июля 2006 года № 234, выявление общественного мнения на основании экспертных заключений по теме и вопросам, выносимым на слушания. Однако, не привлечены к изучению вопроса городские эксперты и не предоставлены для ознакомления граждан заключения других экспертов, привлечённых комиссией, т.е. не исполнены должным образом или совсем не исполнены положения п. 3, пп. «а» и «б» о привлечении экспертов Приложения 1 к решению ГСС от 14.02.2020 за № 13.

г) Таким образом, в отсутствии проекта муниципального правового акта ГСС по вопросу преобразования города Сочи как предмета публичных слушаний и в связи с неопределённостью в отношении инициатора преобразований, назначение слушаний не соответствует нормам законодательства РФ и положениям Устава города Сочи.

  1. Краткий предварительный анализ ожидаемых последствий преобразования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, путём разделения на муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края и муниципальное образование городской округ Сириус Краснодарского края.

 

а) При преобразовании в обоих планируемых городских округах не будут обеспечены возможности развития, предусмотренные п. 3.1 ч.1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019): территорию городского округа составляют земли населённых пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа. В планируемом к образованию городском округе Сириус земли для развития городского округа отсутствуют. (Более 95 % земель на территории пгт Сириус разграничены и принадлежат категории «Земли населённых пунктов»). Практически, исчерпаны территориальные ресурсы для развития в границах городской черты Сочи.

б) п. 15.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) предусмотрено, что границы городского округа устанавливаются с учётом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

  1. Анализ перспектив преобразования муниципального образования городской округ Сочи – курорт федерального значения и образуемого муниципального   образования городской округ Сириус Краснодарского края.

3.1. Ожидаемое внесение в Конституцию понятия «Федеральная территория» наводит на мысль о перспективе наделения планируемого к образованию МО городской округ Сириус статусом города федерального значения (т.е. субъектом Российской Федерации). В настоящее время это противоречит действующему конституционному законодательству Российской Федерации (П. 1 ст. 5 ФКЗ №6 «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»: «Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации.»).

3.2. В этой ситуации, принимая во внимание неразрывное единство инфраструктуры городского округа Сочи в его существующих границах и декларированные обязательства верховной власти о создании курорта мирового уровня Сочи, можно продвигать идею создания Закона РФ о Федеральном курорте Сочи, в котором прописать взаимоотношения федеральных, региональных и муниципальных органов власти, в том числе, особо оговорить статус территориально обособленного комплекса образовательного центра «Сириус» в составе федерального курорта Сочи,

3.3. Следует надеяться, что Сочи повезёт больше других городов России, являющихся крупнейшими научными, экономическими и культурными центрами страны и желавшими приобрести заветный статус города федерального значения. Все попытки указанных муниципалитетов (Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск, Владивосток, Казань, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Красноярск, и др.) стать субъектами РФ оканчивались неудачей, а предложения о наделении их соответствующим статусом были отклонены на основании П. 1 ст. 5 ФКЗ №6 «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации».

3.4. Вместе с тем, если проанализировать причину наличия существующих норм в конституционном законодательстве, учитывая сложную внутриполитическую обстановку в стране в период, предшествующий дате принятия указанного выше ФКЗ (2001 год), становится очевидно, что наличие данных положений направлено на сохранение внутриполитической стабильности и безопасности, а также территориальной целостности России. В подтверждение этому достаточно упомянуть о курсе на укрупнение регионов в 2003-2008 годах путём их объединения, а также упразднения ряда автономных округов, который должен быть продолжен и в настоящее время.

  1. Альтернативы преобразования муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.

4.1. Альтернативы преобразования муниципального образования городской округ города-курорта Сочи Краснодарского края предусмотрены в Стратегии социально-экономического развития ЮФО, в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края, в документах территориального планирования на всех этапах развития Сочи: генеральный план 1967 года, генеральный план 1996 года, генеральный план 2009 года.

4.2. Концепция преобразования города сочи в Сочинскую курортную агломерацию — СКА вошла в программу МРР РФ по формированию пилотных проектов социально-экономического развития агломераций РФ в 2014 г., одним из принципов которой было объединение территорий с целью создания системы Азово-Черноморских агломераций.

4.3. В настоящее время в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края поставлена цель СЦ-21Сочинская курортная агломерация как пример формирования системы внутримуниципального агломерационного управления – МО городской округ с внутригородским делением Сочи. В составе СКА в дальнейшем, согласно логике агломерационного управления, может быть особо выделен внутригородской район — образовательный центр (наукоград) Сириус/Имеретинская низменность, по аналогии с особо выделенной территорией инновационного центра Сколково в составе Можайского района Московской области.

  1. Выводы

5.1. Вопросы преобразования города-курорта Сочи имеют стратегическое значение.

5.2. Решение не может быть принято без соответствующего проекта и оценки, а также глубоких предварительных обсуждений с участием специалистов из различных отраслей знаний, как с формально-правовой, так и с прикладной точки зрения.

  1. Рекомендации:

Руководитель АЧП ЮТО РААСН в Сочи,
Заслуженный архитектор РФ, академик МААМ                                        О.Ф. Козинский

Эксперт, кандидат архитектуры, советник РААСН                                   О.В. Козинская

Эксперт                                                                                                                     А.С. Хорошун

 

5/5 - (1 голос)
Exit mobile version