Site icon Архитектура Сочи

Градостроительный совет 8 декабря 2017 года: концертный зал для образовательного центра «Сириус»

На заседании Градостроительного совета при главе города, которое состоялось 8 декабря 2017 года, было рассмотрено четыре вопроса. Поскольку все вопросы, вынесенные на заседание Градостроительного совета 8 декабря были весьма обширными, мы расскажем о каждом из них отдельно.

Реконструкция Главного медиацентра в г. Сочи с пристройкой концертного зала для образовательного центра «Сириус»

Через год после игр здание Главного медиацентра (ГМЦ) было передано из краевой собственности в федеральную. Сегодня медиацентр не только принимает разнообразные мероприятия, главным из которых — Российский инвестиционный форум, но и стал частью детского образовательного центра «Сириус». Уже много сделано для того, чтобы превратить ГМЦ в многофункциональный выставочный и научный центр международного уровня, однако остро ощущается нехватка концертного зала с подобающей акустикой.

В августе на Шестой архитектурно-градостроительной конференции «Архитектурный мост: Крым-Кавказ. Стратегическое планирование и проектирование курортных объектов» архитектором Н.И. Явейном был представлен вариант размещения многофункционального концертного зала на территории ГМЦ. Теперь разработчикам нового варианта предстояло не только показать свой, но и объяснить принципиальные отличия от первого.

Градостроительному совету  представил новый вариант директор проекта ООО «AECOM» С.В. Романов.

По словам Сергея Викторовича, ими был предложен принципиально иной подход. Арт-директором фонда «Таланты и успех» г-ном Хансом Фраем был разработана весьма сложная и оригинальная концепция концертного зала. Это не просто оперный, балетный или концертный зал, а новое и необычное явление в проектной практике. Этот концертный комплекс, помимо того, что станет вторым центром в реконструируемом здании ГМЦ, должен предоставлять возможность организации симфонических концертов, оперных и балетных спектаклей с привлечением ведущих российских и зарубежных исполнителей самого высокого уровня. Это накладывает определённые ограничения и требование на структуру самого здания. Особенно при акцентировании гастрольной функции.

По мнению авторов новой концепции, в предыдущем варианте задача организации единого и быстрого технологического процесса решена не была. Разошлись авторы двух концепций и в решении генерального плана.

В основе концепции развития ГМЦ как культурного, образовательного и концертного центра лежит идея создания общего открытого пространства. Именно поэтому территория между зданием ГМЦ и гостиницей должна стать публичной, а не технологической, как было предложено в предыдущей концепции. Во втором варианте с этой стороны планируется организовать вход в новое здание, а технологическую загрузку спрятать за угол, связав с существующей аналогичной зоной ГМЦ. Таким образом можно будет создать публичное пространство с зоной активного движения и действия.

Предложенное новое решение генерального плана было поддержано компанией «Кункель Консалтинг» (Германия), которая разрабатывает технологию сценического комплекса, и, с некоторыми замечаниями, господином Фраем. Таким образом в перспективе вдоль главного и бокового фасадов Главного медиацентра будет организовано многофункциональное открытое пространство с возможностью полифонического использования, в том числе и с организацией концертов и массовых действий на открытом воздухе. Расположение административного входа и зоны технологической загрузки с восточной стороны позволит обеспечить возможность необходимого манёвра длинномерного грузового транспорта, перевозящего сценические декорации и театральный реквизит. Гостевые автостоянки располагаются на участке существующего паркинга, реорганизуемого в аванплощадь.

Функционально-планировочная структура здания разработана в соответствии с Техническим заданием заказчика и требованием фонда «Таланты и успех». Форматы сцены и сценических карманов соответствуют форматам сцен мировых коллективов, которые планируется сюда приглашать. Чтобы реализовать гастрольную функцию потребуется ещё и монтажная зона, образующее со сценой единое технологическое пространство. Такая планировочная структура позволяет очень быстро перемещать декорации разных коллективов. Что очень важно в период проведения различных фестивалей.


Помимо основного зала, в здании также размещается Малый зал в отметках первого этажа. Он тоже напрямую связан со складской зоной. Такая планировка позволяет реализовать требование Технического задания об обеспечении единовременной работы всех зон центра.

Партер Большого зала сделан по современным требованиям, предъявляемым к концертным залам. Именно концертная функция будет преобладающей, а ей необходима идеальная акустика. К созданию акустической структуры зала была привлечена компания «Нагато Акустикс» (Япония).

Здание не имеет подземной части, так как располагается на уже существующих устоявшихся сейсмических платформах. Общая площадь здания: 33 тыс. кв. м. Высота: 43, 6 м.

Что касается внешнего образа нового здания, то авторы проекта выбрали тему воды. Ими было разработано несколько вариантов, но, к сожалению, не слишком сильно отличающихся друг от друга. Разработчики концепции объяснили это пожеланием г-на Фрая, чтобы основным материалом фасадов было стекло.

Обсуждая представленный вариант проекта, сочинские архитекторы отметили, что найденный образ не совсем соответствует сочинской эстетике, а больше подходит промышленным зданиям. Большие стеклянные поверхности будут создавать перегрев внутри комплекса и отражать тепло вовне. То есть находиться некомфортно будет не только внутри объекта, но и рядом с ним. Тем более, что создаваемое открытое пространство совершенно не имеет солцезащиты, даже в виде деревьев. Авторам было предложено сделать здание более дружелюбным к окружающей среде. Например, с применением элементов зелёной архитектуры, как предложила архитектор Ольга Викторовна Козинская. В Сочи сейчас наблюдается дефицит зелёных насаждений, особенно в Олимпийском парке и в целом в Имеретинской низменности.

Также членов Градостроительного совета волновал вопрос комплексной реконструкции здания Главного медиацентра: как планируется преобразовать его, какой образ будет выбран и будет ли проектированием всего комплекса заниматься одна команда? Представитель заказчика заверила, что этот вопрос сейчас прорабатывается и в скором времени Градсовету будет представлена вся концепция реконструкции ГМЦ, а также парк науки и искусства, который разместится по соседству. Представленный же концертный центр будет первым пусковым комплексом и должен быть построен уже в 2020 году.

Заслуженный архитектор России О.Ф. Козинский призвал решать судьбу Имеретинки глобально. Что касается внешнего вида представленного здания, то Олег Филиппович посоветовал попробовать применить пространственную структуру с озеленением. Напомнил он также и о том, что сочинским олимпийским объектам не хватило инновационности.

Зоя Александровна Розова также отметила, что образ комплекса не найден, так как стеклянный театр для Сочи — неприемлем, а уникальной архитектуры не чувствуется. Она также подчеркнула, что на Градостроительный совет нельзя выходить с одним вариантом. Образы должны быть разнообразны, а не отличаться незначительными нюансами.

Архитектор К.Ф. Мельников отметил, что для комплекса таких масштабов неприемлемо, чтобы посетители продирались сквозь припаркованные автомобили. Константин Фёдорович предложил подумать над созданием пешеходной аллеи, которая будет вести от Олимпийского проспекта к главному входу в концертный комплекс. Это позволит сделать подход к центру более комфортным и безопасным.

Вера Михайловна Смирнова призвала по иному взглянуть на транспортную логистику и не уделять столько внимания парковкам для частного транспорта, а активнее задействовать использование электрического, тем более, что многие посетители этого комплекса будут проживать в соседних отелях или в центре «Сириус». Площадь перед театром не должна превращаться в автостоянку.

Разработчики проекта поблагодарили сочинских архитекторов за советы и идеи.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (1 голос)
Exit mobile version