Мост Золотого сечения… Какая и должна быть качественная архитектура: красота не в деталях, а в пропорциях. Однако детали всё же задумывались автором проекта Ривьерского моста — академиком архитектуры И. В. Жолтовским.
chernomor,
privetsochi.ru, 11 июня 2017
Ривьерский мост (вид в сторону моря)
Иллюстрация из книги «Мосты и их архитектура» П.В.Щусев, 1953г:
В целом мост узнаваем, но глаз привлекают не привычные, разноразмерные и не пропорциональные сооружения слева и справа, а также скульптура по центру главного пролёта над рекой. Можно разглядеть и малозаметные элементы рельефного декора арочных сводов.
Это изображение моста, каким его видел академик И.В. Жолтовский.
И сразу вопрос: почему мост сейчас выглядит не так ярко? Это представлен один из вариантов проекта, не прошедший согласования?
НЕТ. Ривьерский мост планировался к постройке именно в таком облике.
Вот как описывается композиция сооружения в книге П.В. Щусева «Мосты и их архитектура» (изд. 1953 г.):
… Особенного внимания заслуживает, например, архитектурное оформление шоссе Сочи — Мацеста, утопающего в субтропических растениях. Красивым пятном на фоне растительности выделяется между другими сооружениями арочный массивный мост через реку Сочи.
Очень интересна его композиция, в которой главный пролёт гармонически подчиняет ряд разнообразно расположенных мелких отверстий и архитектурно увязан с береговыми устоями, украшенными богатым портиком и каменными лестницами. Этот мост построен по проекту академика И. В. Жолтовского из железобетона, облицованного местным камнем, но, к сожалению, остался незаконченным. …
Под незаконченностью нужно понимать архитектурные упрощения. Несущие же элементы конструкции были выполнены в полном объёме.
Не понятно, почему его не довели до проектного вида: сроки, экономия денег?
Вероятную причину или удобное объяснение можно прочесть в книге Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста (очерк архитектуры)», 1950 г.:
…Асимметричное расположение всех пролётов под мостом было задумано автором, чтобы отразить динамическое значение моста, как сооружения, предназначенного для транзитного движения. Эта асимметрия могла быть ещё более выразительной при постройке павильонов, которые здесь предполагались; они не были осуществлены, поскольку при этом ухудшалась видимость дороги, уходящей влево. …
Т.е. причина незавершённости архитектурного облика сооружения — в безопасности дорожного движения.
Как по мне, то нынешний вид моста органично вписан в рельеф местности и поэтому создаётся ощущение естественности конструкции.
Историю строительства Ривьерского моста можно прочитать в статье В.Н. Костиникова «Мост „Золотого сечения“