К северу от владений купца первой гильдии Василия Алексеевича Хлудова, сразу за рекой Псахе, простирались земли, принадлежавшие царской семье или, как официально именовалось — Удельному ведомству. Управлял имением Григорий Фёдорович Успенский. Сюда распределили его сразу после окончания Никитского сельскохозяйственного училища.
О дореволюционном Дагомысе сохранилось не так много сведений и когда был обнаружен среди стихийных трущоб солидный кирпичный дом явно постройки конца XIX века (за что отдельное спасибо Ольге Осутиной), то пришлось перерыть немало материала, чтобы прояснить его историю. Но сначала о самом имении.
Прибрежные земли между реками Ниджи на северо-зепаде и Псахе (Мамайка) на юго-востоке в 1870 г. были приобретены Удельным ведомством (Департаментом уделов) для царя Александра II. Позднее имением владели императоры-наследники Александр III и Николай II. Главная часть имения располагалась в бассейне рек Дагомыс и Пседаго (сегодня это реки Западный и Восточный Дагомыс), на приморских землях, а также занимала некоторые ущелья выше этого места.
Вот как описывает путешествие в Дагомыс С. Дороватовский в своём путеводителе, изданном в 1911 году:
«Спустившись в долину и переехавши мост через р. Псахе (Мамайка), мы увидим на левой обочине шоссе бетонный обелиск, увенчанный золочёным двуглавым орлом. Это граничный столб Царского имения Дагомыс.
… От столба шоссе всё время идёт лесом, принадлежащим имению Дагомыс. Здесь нет культуры, всё дико первобытно.
… Красивая широкая долина Дагомыса, отступая от моря, распадается около хребта, оканчивающегося правильной конусообразной горой, на две. Одна идёт по р. Дагомыс, другая — по р. Пседаго.»
В 1872 году на землях Удельного ведомства Г.Ф. Успенский основал крупное хозяйство площадью более 2500 десятин, заложив большой сливовый и яблоневый сад с виноградниками. Благодаря профессионализму и усердию управляющего царское имение быстро стало рентабельным.
Уже в 1873 г. в саду росло много саженцев, вблизи него располагался питомник для разведения фруктовый и декоративных растений. В числе фруктовых деревьев упоминаются яблони, груши, персики, вишни, сливы, венгерский и французский чернослив. В питомнике кроме кахетинского винограда разводились ещё 26 сортов столового.
В 1894 г. в имении приступили к расчистке лестных участков и посеву на них кукурузы; было приобретено 50 голов крупного рогатого скота (по комментариям современников, швейцарского) с тем, чтобы довести его численность до 125 голов. Партии овощей и фруктов посылались напрямую в Петербург к императорскому столу.
Вот как описывает царское имение французский географ и спелеолог Эдвард Альфред Мартель, посетивший Сочи и его окрестности в 1903 году по приглашению министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова:
«В устье речки Дагомыс царю принадлежит большое имение, где должен быть построен замок. Место красивое и прекрасный сад, полный редких цветов, уже окружает дом (в 40 км над морем) управляющего имением, г-на Успенского, который оказал нам самое сердечное гостеприимство.»
Интересное описание парка и Царской площадки можно найти у С. Дороватовского:
«На Царскую площадку, где устроена простенькая беседка, надо подниматься по какой-либо дорожке, идущей от шоссе влево, парком.
Разбивка парка очень интересна. Группы хвойников различных редких пород образуют целые рощи. Группы лавровых деревьев, куртины олеандров, различных ценных кустарников — и всё это не отдельными экземлярами, а целой массой, как в диком лесу.
На самом высоком месте парка — Царская площадка. Здесь предполагалась постройка дворца. Высота площадки над уровнем моря — 490 футов.»
В начале XX века молочная ферма в царском имении считалась образцовой и имела холодильник для хранения продукции, часть которой продавалась в Сочи.
Каким был Дагомыс в начал XX века также можно судить по фотографиям С.М. Прокудина-Горского уже представленным ранее. Он же запечатлел и молочную ферму имения, и дом управления.
Здесь же, в Дагомысе, у подножья горы, которую на некоторых дореволюционных открытках именуют горой Успенского, управляющий имением построил дом, где и обосновался с семьёй.
Э.А. Мартель в своей книге, изданной по итогам путешествия в 1908 году, приводит иное объяснение названия горы, которое, вероятно, услышал от самого Успенского:
«Успенской (от Успения) называется и небольшая лесистая гора правильной конической формы, высотой всего 185 м, возвышающаяся над императорской фермой. У её подножия сходятся две речки: Дагомыс и Недаго…»
А в путеводителе Григория Москвича отмечается, что гора «Успенского» по форме и размерам очень напоминает египетскую пирамиду Хеопса. Это отчётливо видно на старый открытках. На одной из них запечатлён и двухэтажный дом управляющего с башенкой у подножия горы.
В имении Успенские проводили большую часть времени, часто выезжая в посад Сочи, где на улице Пограничной (ныне ул. Театральная) располагалась дача Удельного ведомства.
Здание было построено в 1884 году из кирпича и дерева в «русском» стиле (одном из популярных направлений эклектики). В нём на первом этаже располагался также магазин, в котором продавалась продукция выращенная и произведённая в царском имении, а в полуподвале имелся погребок, торговавший винами крымских удельных имений.
После революции здание было национализировано и сегодня является многоквартирным жилым домом, постоянно обрастая всевозможными пристройками. Одной из первых была изменена деревянная терраса дома. Здание никогда капитально не ремонтировалось, несмотря на то, что официально признано памятником архитектуры регионального значения. К олимпийским играм было произведено обновление фасадов, но проблема расселения так и не решена.
Судьбу дагомысского дома Успенского проследить оказалось несколько сложнее. Скорее всего он был построен в то же самое время, что и сочинская дача. После революции дом управляющего был национализирован вместе с имением в феврале 1918 года. Благодаря своим масштабам в сравнении с другими постройками в Дагомысе, несколько раз за свою историю использовался как общественное здание. Сначала он был задействован под Дом культуры до постройки в 1957 году специального здания. С 1992 года в нём шесть лет размещался православный приход до строительства храма Казанской иконы Божьей Матери. Сегодня дом поделён на несколько квартир. Некоторые из них заселены и собственники по-разному относятся к ремонту помещений. Православный крест до сих пор венчает башенку дома, хоть и покосился со временем.