Как и многие другие города нашей страны, Сочи, который во время войны был городом-госпиталем, к празднованию 70-летия Победы готовился задолго до 9 мая. К знаменательной дате городские власти провели ремонтно-восстановительные работы 218 памятников и обелисков. Построено и несколько новых.
Обновлённая стела на площади перед Главпочтамтом (1982 г. авторы: В. Олейник и Ю. Марченко).
Мемориал в Завокзальном микрорайоне (арх. Назарьян Г.Х.) капитально отреставрировали и на его плитах появились новые имена героев Великой Отечественной войны.
На улицах, в парках и скверах волонтёры, ветераны и учащиеся высадили саженцы молодых деревьев, заложили аллеи Славы в парке «Южные культуры», около Гранд Отеля «Жемчужина», в оздоровительном комплексе «Дагомыс», в Имеретинской низменности в рамках мероприятия «Лес Победы», на территории музея истории города-курорта Сочи, а общеобразовательные учреждения города поддержали акцию «Пальмы Победы».
Кроме этого, в городе к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне появились новые мемориалы и памятники. Нисколько не сомневаясь в необходимости их установки, хотелось бы поговорить о художественной составляющей, так как далеко не во всех случаях к их созданию привлекались профессионалы: архитекторы, скульпторы, дизайнеры, а конкурс был проведёт только в одном случае.
В среду, 6 мая в разных районах города Сочи состоялись торжественные мероприятия по случаю открытия новых памятников: утром — Мемориальный комплекс села Пластунка, днём — памятник сочинцам-солдатам в Комсомольском сквере, а после обеда — мемориал «Журавли» в парке им. Фрунзе.
При создании Мемориального комплекса села Пластунка был проведён конкурс и выбран по мнению жюри и жителей села самый достойный проект архитекторов Прокатова Ю.Д., Виноградова А.Н. и скульптора Звонова В.В.
Мемориал «Журавли» был создан по инициативе администрации Хостинского района. История установки памятника сочинцу-солдату несколько запутана: официальный сайт администрации города приписывает идею увековечить жителей города, воевавших в годы Великой Отечественной, главе — Анатолию Пахомову, но существует и другая версия, по которой эта инициатива исходила от жителя Сочи, подполковника в отставке Олега Васильевича Захарченко. По его мнению, в Сочи памятники погибшим есть в разных районах города, но там захоронены воины, умершие в сочинских госпиталях, а сочинцы покоятся где-то от Москвы до Берлина. Во многих сёлах есть памятники землякам-сельчанам не вернувшимся с фронта, а в самом городе нет. Не добившись решения вопроса от местных властей, ветеран вооружённых сил обратился к Президенту России Владимиру Путину. Вскоре ему пришёл ответ, подписанный главой города Сочи Анатолием Пахомовым, в котором информировалось, что работа по разработке эскиза памятного знака начата и скоро будет выбрано место для его размещения.
Конкурсы на создание этих памятников не проводились, а предложенное Сочинским отделением Союза дизайнеров России место для установки памятника «Солдата-сочинца» было отвергнуто: не интересуясь ни мнением профессионального сообщества, ни мнением сочинцев, глава города лично настоял на расположении скульптуры в парковой зоне и без того перенасыщенного разными монументами.
В небольшом Комсомольском сквере в центре Сочи памятник солдату-сочинцу стал пятым, расположившись рядом со скульптурой «Рыжий лист» (авторы: В.В. Звонов, А.Н. Бутаев, Ю.Д. Прокатов) в память о ликвидаторах аварии на чернобыльской АЭС, с мемориальной доской пропавшим без вести защитникам Отечества в Великой Отечественной Войне, с памятником-фонтаном «Якорь» (скульптор Виктор Глухов) и открытым в прошлом году монументом «Афганский узел» (авторы: Ю.Д. Прокатов, А.Н. Бутаев, В.В. Звонов).
На торжественное открытие памятника собрались ветераны войны, представители администрации, учащиеся, жители и гости города, некоторые из которых недоумевали по поводу выбора места размещения скульптуры.
Непонятно почему для установки памятников нынешнее руководство города выбирает зелёные зоны газонов скверов и парков. Цветущие клумбы и зелёные газоны некогда тихого и уютного сквера, заложенного комсомольцами на субботниках в 1969-70 г.г., заменили гранитные памятники. Городские власти не способны найти даже для памятников место не на зелёном газоне. Скверы и парки в нашем городе медленно, но верно застраиваются памятниками, бюветами, кафе и магазинами.
Автор скульптуры солдату-сочинцу — Пётр Хрисанов. Фигура солдата высотой 2 м 15 см выполнена из специального сплава металла и вопреки шаблонам — без оружия. Прототипом увековеченного героя стал сочинец Иван Русин.
О мемориале «Журавли» сочинцы узнали в марте этого года после появления забора на территории парка им. Фрунзе, что не могло не вызвать панику. Проблему можно было и не создавать, обсудив с горожанами и идею создания и место установки, но их просто поставили перед фактом: монумент будет именно такой и именно в этом месте. Радует только тот факт, что благодаря главному архитектору Хостинского района к его созданию были привлечены сочинские архитекторы и памятник получился не только красивым и одухотворённым, но и гармонично включённым в планировочную структуру парка.
Проект мемориала «Журавли» выполнен авторским коллективом: Звуков А. Л., Звуков Л. К., Эйнатов Т. Н., Козин А. П.
Реализованный облик памятника немного отличается от первоначально задуманного: мемориал упростили, убрав бюсты и сдвинув центр композиции.
Монумент представляет собой стилизацию перехода красных звёзд в стаю журавлей, взлетающих в небо. Вполне очевидно влияние песни «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. В основании монумента расположены 12 звёзд, из гранита красного цвета, с именами героев СССР: Есауленко Владимир Венедиктович (1912-1945), Зудилов Василий Федорович (1917-1992), Корнеев Георгий Ильич (1902-1944), Михалев Владимир Александрович (1914-1990), Павлов Николай Дмитриевич (1916-2008), Поцелуев Иван Николаевич (1916-2000), Просветов Петр Данилович (1917-1993), Севастьянов Виталий Иванович (1935-2010), Сердюк Григорий Михайлович (1920-2000), Стогов Николай Ильич (1934-1982), Туренко Евгений Георгиевич (1905-1963), Чекменёв Григорий Анатольевич (1914-1944).
Реализация данного проекта осуществлялась за счёт привлечённых средств инвесторов и депутатов Городского Собрания Сочи. В церемонии открытия мемориала приняли участие ветераны ВОВ, труженики тыла, дети погибших защитников Отечества, учащиеся и педагоги образовательных учреждений, а так же жители Хостинского района и гости города Сочи.
Глава города Анатолий Пахомов вручил архитекторам и меценатам, создавшим мемориал, почётные грамоты.
Вручение грамоты архитектору Звукову А.Л. © blogsochi.ru
Пешеходная дорожка с красными звёздами подводит нас к мемориалу.
Авторы памятника старались не навредить зелёным насаждениям, поэтому постамент мемориала лишь обрамляет полукруглую аллею парка.
В ночное время композицию подсвечивают несколько прожекторов.
7 мая на улице 60 лет ВЛКСМ была открыта так называемая стела Победы, выполненная на небольшом постаменте из красного гранита. Стелу, напоминающую надгробие и лишённую какой-либо художественной составляющей, воткнули на газон единственного зелёного пяточка большого жилого района Макаренко по инициативе директора гимназии №44, которую поддержали городские власти. В 2013 году после строительства развязки «Макаренко» и прокладки кабеля зелёным насаждениям был нанесён большой ущерб, теперь вопреки здравому смыслу на газоне установлен памятник и проведены три длинные бетонные дорожки.
8 мая на территории МУП «Сочитеплоэнерго» работники предприятия торжественно открыли памятник морякам-черноморцам, павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Идея создания этого памятника принадлежит Владимиру Григолия, заместителю директора, и Константину Ильину, помощнику директора при поддержке Игоря Яшнова, директора МУП «СТЭ».
Монумент представляет собой гранитный камень-валун с установленным на нём якорем и солдатской каской. При всей простате памятника, непрофессинализм его создателей выдаёт табличка, вмонтированная в валун. Как и в случае со стелой на Макаренко, надписи на этом самодельном памятнике были сделаны человеком не имеющем представления о графическом дизайне, композиции и пропорциях.
Памятники, монументы, стелы, обелиски — это не просто дань памяти героям войны. Мемориальная скульптура в отличии от городской устанавливается на века, поэтому к художественно-эстетическому образу и к выбору места надо относиться очень серьёзно и продумано, вписывая их в окружающую среду. Такие памятники должны быть произведениями искусства, способными формировать не только патриотические чувства, но и развивать чувство прекрасного. К их созданию и выбору места размещения должны привлекаться специалисты, а горожане должны иметь возможность высказать своё мнение. К сожалению руководство будь то города, школы или предприятия не имеет не только соответствующего художественного образования или вкуса, но и сомнений в верности принимаемых решений, которые чаще приводят к оскудению эстетической среды города, чем к её обогащению.
Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: